Высоко на Спасском холме в Кинешме возвышается деревянный терем. Слева храм, внизу под горой — старый заброшенный особняк. Не случайно все эти постройки стоят рядом. Это все семейное, родное.
⠀
Отец Василий Меличинский, настоятель Спасо-Преображенского храма, что на горе, построил себе под горой «дом с колоннами». А спустя почти век совсем рядом построит дом и его внук, знаменитый ветеринар Валентин Нагорский.
«Мать, вдова чиновника... на скудные средства могла давать сыну лишь возможность к существованию. Она, например, сама из оставшегося от мужа платья перешивала „форменную“ одежду для сына...» — пишет о детстве Нагорского его друг священник Николай Блинов. Путь к признанию будет долгим: он пройдет семинарию, закончит ветеринарию в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (причем, будет одновременно учиться и работать), получит потом и врачебный диплом!
⠀
На пятом курсе Нагорский вступится за голодающих крестьян, поможет им составить прошение на имя Наследника. Почти сразу его вызовут к Губернатору, который пригрозит юноше ссылкой на Вятку. Эту самую Вятку после выпуска Нагорский добровольно выберет в качестве места службы. Губернатора он об этом, конечно, известит особо.
Но про ветеринарное прошлое талантливого доктора вспоминают в Петербурге. В империи бушуют эпидемии скота. Нагорский возвращается в Петербург, чтобы больше никогда не расставаться с ветеринарией.
⠀
Он защищает докторскую диссертацию, создает первое в стране ветеринарное бюро при Московской губернской управе, становится начальником Ветеринарного управления Министерства внутренних дел, составляет первое в России ветеринарное законодательство и становится, по сути, основателем общественной ветеринарии.
⠀
Но работы слишком много. И это очень сильно подрывает здоровье. Сын Николай, архитектор, строит родителям тот самый терем на родной Спасской горе. И не простой — а с башней-обсерваторией, которая поворачивалась на колесиках вокруг своей оси. Астрономия была отдушиной отца. Сын предусмотрел все.
⠀
Валентин Нагорский скончается в 1912 году и будет похоронен у Спасо-Преображенской церкви. На родной горе. Почти около собственного дома, любимого и построенного с любовью.
Сейчас терем принадлежит церкви, на территории которой он стоит. В советское время там была и художественная школа, и реставрационные мастерские. Может быть поэтому он и сохранился до наших дней. Были слухи, что в нем планируют сделать резиденцию митрополита. Но пока, кажется, что вокруг дома ничего не происходит.
Адрес: Ивановская область, Кинешма, ул. Нагорная, 2