Найти тему
Стоп-кадры 338

Причины, почему я сомневаюсь, нужны ли мы с Дзеном другу другу. П.1: Личный бренд

Месяца два назад ко мне пришло твердое убеждение, что нужно сделать перерыв на Дзене. Подобные решения гораздо чаще исходят из внутренних сомнений, нежели из внешних обстоятельств. Конечно, есть июль, жара, семья и планы, но только от внутренних установок зависит, найдется ли среди них место для нескольких статей.

Одной из моих сверхцелей по жизни является честность. Для меня это возможность, желание и смелость быть откровенным человеком, но прежде нужно прийти к этой откровенности в себе. Собственно, отчасти поэтому и появились "Стоп-кадры 338".

Название исходит из стремления замечать жизнь в моменте, а цифра 338 - китайский "шифр" со своим смыслом.
С развитием коротких сообщений в китайском языке появилось много цифровых обозначений, которые созвучны с фразами. Чтобы сократить время набора, в неформальном общении для китайца вместо 想想吧 (xiang xiang ba) быстрее и проще написать 338 (san san ba). И у такого короткого сообщения хороший смысл: давайте-ка подумаем об этом. Сейчас, в моменте

Вот так отсутствие мысли вкупе со стремлением к честности и заставили меня взять паузу. Сейчас, когда эмоций стало меньше, я хочу пояснить свою позицию, а заодно и прийти к некоторым выводам, а потом решениям. И поскольку меня неоднократно просили делать статьи покороче, я разобью эту тему на несколько заметок. Итак,

Причины, почему я сомневаюсь, нужны ли мы с Дзеном другу другу. П.1: Личный бренд

Дзен - современная площадка, жадно впитывающая все сколь-нибудь заметные тенденции современности. И тема личного бренда мелькает здесь в советах очень часто.

В противовес каналу с кипой личных фотографий представляются проекты с десятками авторов, которые "бездушно" используют возможности монетизации площадки и ежедневно выпускают по десятку разноплановых статей. А где-то в тени этих полюсов остаются тысячи малопримечательных каналов безликих авторов, как правило, родившихся до поколения Z и не привычных к обнажающей публичности.

Конечно, читателю всегда проще воспринимать статью известного автора, равно как и смотреть очередной эпизод полюбившегося сериала в сравнении с полнометражным фильмом. Но "легкоусваиваимость мяса" далеко не всегда равняется его полезности.

Лично я всегда с опаской отношусь к личным брендам. На мой взгляд, это не только хороший инструмент для быстрого заработка, но и причина культивирования стадного синдрома.

Когда человек становится узнаваемым, без критики в моменте мы начинаем считать его "хорошим знакомым". И это имеет один важный отрицательный момент: мы теряем объективность. Вспомните, сколько далеко не лучших людей встречали наше снисходительное отношение в жизни только потому, что жили по соседству. Как часто можно было простить неоправданную грубость человеку, потому что это тетя Галя, что с нее возьмешь? Или Васька-пьянчуга, чья жена ходит в синяках, а дети в школу без портфеля? Ну, такие вот они. Знакомые. А тут человек, чье лицо примелькалось на всех мониторах. "Раз мелькает, видимо, чего-то стоит", - рассуждает проходящий мимо. К сожалению, не всегда стоит. Но проще следовать манипуляциям, чем делать сознательный - или как модно говорить сейчас, "осознанный" - выбор каждую минуту.

Когда речь идет о проектах более масштабных, чем "бизнес-коуч деревни Зорьки", становится еще печальнее. Я уважаю труд и достижения людей, сумевших построить серьезную компанию и обеспечить трудовыми местами тысячи людей. Но мне очень не нравится, когда сотрудников таких компаний заставляют изучать подтертые в неудобных местах биографии владельцев, любоваться на их отретушированные портреты и иногда буквально кланяться при встрече. Отдает комплексом бога и крепостным правом, а провозглашается "личным брендом руководителя".

И это касается не только бизнеса.

Раньше мы знакомились с произведением, влюблялись в автора и стремились прочитать или увидеть то, что он еще напишет. А сейчас имя продают раньше творения. И восхищаться в обязательном порядке нужно не только Пелевиным, но и ретроспективно Достоевским, хотя и у первого, и у второго достаточно своеобразный взгляд на мир, который может быть близок далеко не каждому.

"Я случайно купил Шагала в Амстердаме". Такой пост недавно выложил в соцсети один мой заочный знакомый из числа тех, кто измеряет ум количеством денег. Первая мысль, которая мелькнула в моей голове в тот миг - мне жаль "Шагала", ту картину, чье имя не посчитали нужным обозначить, чьи краски и настроение не описали. Гордый приобретатель даже не сделал селфи на фоне картины, хотя селфи в посте было немало. И думается мне, что Марк Захарович точно не порадуется такой судьбе своего детища, которому он с радостью отдал бы личное бессмертие.

Автопортрет с семью пальцами, М.Шагал, 1913
Автопортрет с семью пальцами, М.Шагал, 1913

К чему я это? Мне грустно видеть, когда люди отказываются думать, чувствовать и просто жить самостоятельно. Да, иногда удобнее в булочную на такси, но прогулка пешком или на велосипеде приносит куда больше эмоций и пользы уму-телу, чем Ваш персональный взнос на виниры или Tesla мимолетному кумиру.

Я отчетливо осознаю, что, сохраняя дистанцию с читателем, я остаюсь для него безликим автором, одним из многих, одним из тех, кого легко перепутать с сотнями других. Но я буду счастливым человеком, если, закрыв эту страницу, вместо приукрашенных фактов о рассказчике сего Вы поймете, что узнали что-то о себе.