Вступление
Задумывались ли вы когда-нибудь, зачем нужно посещать учебное заведение? Вряд-ли, обычно такого вопроса не возникает, потому что есть слово "надо". Вот надо, и всё тут. Как разновидность этого ответа, можно сказать: "Потому что все так делают", "Потому что так принято", "А чем ещё заняться ребёнку".
На самом деле, ребёнок, не посещающий современное образовательное учреждение, практически ничего не теряет. Потому что его там практически ничему не учат.
Из былого
Вспоминаю учительницу начальных классов своей дочери, заявившую в конце первого класса: "Почему ваша дочь, придя из садика, умела читать, а сейчас не умеет"? Удивительный вопрос со стороны человека, получающего зарплату за то, чтобы учить детей считать и писать. Ответ очевиден, и странно, что он не пришёл учительнице в голову самой. Ребёнок умел читать, потому что с шести лет я сам с ней занимался по своему ещё советскому букварю. А вот когда дочь пошла в первый класс, я счёл, что теперь её будет учить профессионал и прекратил заниматься домашним обучением. Увы, "профессионал" ничему не научил, и спустя год ребёнок не развился, а только деградировал.
И ведь это не значит, что конкретная учительница начальных классов была плохая. Дело в том, что нынешняя система образования не ставит своей целью обучение детей. Если говорить словами той же учительницы, перед современной школой вообще не стоит задача чему-то научить ребёнка. Учить ребёнка должны сами родители.
Я поначалу не поверил учительнице, заявлявшей это практически на каждом родительском собрании. И чтобы её опровергнуть, ознакомился с рядом официальных источников. Увы, ни в одном из них я не нашёл утверждения, что школа должна заниматься обучением детей. Оказалось, что перед современной школой стоит множество задач, но ни одна задача не связана с обучением. Школа должна укреплять психическое и физическое здоровье детей, корректировать при необходимости выявленные психические и физические отклонения. Должна воспитывать их гражданственность, уважение к правам и свободам, прививать любовь к природе, семье и Родине. Так же школа должна взаимодействовать с родителями, дабы указывать им, как нужно воспитывать, развивать и обучать детей. То есть обучать действительно должны родители, а школа им только подсказывает, как это делать.
Главный вопрос
И тогда у меня впервые возник вопрос: а зачем вообще нужна школа? Если школа - не учебное заведение, то на что вы (родители) рассчитываете, отправляя ребёнка туда на учёбу? Вы с таким же успехом можете отправить ребёнка погулять во дворе. Возможно, что в этом случае ребёнок даже лучше разовьётся психически и физически, чем если будет ежедневно посещать заведение, наполненное орущими на него взрослыми.
Я не случайно написал "орущими", потому что крик и оскорбления - это основной способ взаимодействия с детьми современных учителей. Если вы когда-нибудь приходили в школу, чтобы забрать своего младшеклассника и сидели в коридоре, в который выходят двери из кабинетов начальных классов, то не удивитесь моим словам. Из всех кабинетов без исключения доносятся вопли и оскорбления, которыми учителя награждают детей. Неужели в такой обстановке у ребёнка есть шанс вырасти психически здоровой личностью?
Если бы я оценивал современную школу (и систему образования в целом) только с точки зрения родителей, то в моих словах можно было бы усомниться. Но я не только родитель, но и сам педагог, а потому знаю всю эту кухню изнутри. Ну, собственно, все педагоги знают кухню изнутри, но только никто из них никогда не расскажет вам правды о том, что творится в стенах учебного заведения. Это вопрос корпоративной этики, или, правильнее сказать, круговой поруки. Педагоги образуют закрытую клановую группу, своего рода секту, и они всегда будут поддерживать друг друга.
Можете зайти на любой канал на Дзене, который ведёт педагог, и почитать комментарии. Вы никогда не увидите такого, чтобы какой-то педагог "сдал своего". Какую бы ерунду не сморозил один педагог, чего бы он не наврал - остальные всегда будут его поддерживать в комментариях.
Я назвал свой канал "Записки честного педагога", потому что собираюсь рассказывать в нём правду. Знаю, что мне придётся пойти против всех остальных педагогов, но я привык так делать. Я всегда был один против всех остальных педагогов, потому что отстаивал интересы учеников. Давайте я расскажу парочку историй из своей педагогической практики.
История первая
Произошла она, когда я работал в одном учебном заведении технической направленности. Один из предметов, который мне довелось вести, назывался "Метрология и стандартизация". Нас было два педагога, которые вели этот предмет, я, новичок в данном учебном заведении и опытная коллега, проработавшая в нём много лет.
В конце первого семестра выяснилось, что у меня нет ни одного двоечника, а у коллеги половина учащихся имеют двойки за семестр и направлены на пересдачу. После выяснения этого обстоятельства ко мне подошла коллега (точнее сказать, подбежала со взбешённым видом) и стала требовать отчёта, на каком основании у меня нет ни одного двоечника? Я ответил, что двоечников нет, потому что все нормально успевают по моему предмету и успешно сдали зачёты и экзамены.
Услышав это, коллега сочла нужным провести со мной разъяснительную беседу. Она заявила примерно следующее: "Нам в кабинет нужен новый микроскоп и несколько штангенциркулей. Денег на них не выделяют. Где вы их собираетесь брать? Мы всегда этот вопрос решаем за счёт учащихся. Вначале выставляем им двойки, а когда они приходят на пересдачу, намекаем, что пересдача пройдёт гораздо легче, если они принесут штангенциркуль, микрометр или другую нужную вещь. А как вы будете пополнять кабинет измерительными инструментами, если у вас нет ни одного двоечника? Учтите, что я вам на лабораторные работы свои инструменты не дам".
Меня этот разговор не смутил, и я по-прежнему не ставил ученикам незаслуженных двоек. Коллега со мной разъяснительных бесед больше не проводила. Она вообще со мной больше не разговаривала, а измерительные инструменты с тех пор прятала в шкаф под замок. Ну, не беда, у меня свои связи на заводе были, так что без инструментов учащиеся не остались. Но вот врага среди педагогического коллектива я нажил (и не одного, если вспомнить о пресловутой "педагогической солидарности").
История вторая
Наступило время сдачи дипломных проектов, мне дали вести группу из восьми самых безнадёжных учащихся, некоторые из которых даже не были допущены на защиту (так начальство "отблагодарило" меня за постоянную принципиальность).
Ну, не беда. Я их не просто взял, но и подготовил настолько хорошо, что государственная аттестационная комиссия поставила всем дипломникам моей группы пятёрки за защиту. На защите присутствовал один дедулька от профильного предприятия, так он на банкете, организованном (как обычно) по поводу окончания защиты сказал: "Сорок лет присутствую у вас на защитах, и никогда не видел такой блестящей защиты, как у сегодняшней группы". Знал бы он, что эту блестящую защиту организовали ему восемь самых отъявленных двоечников и прогульщиков!
Но в процессе подготовки не обошлось без приключений. Один из учеников (назовём его Вася), вообще отказывался приходить на пересдачи (у него были семестровые двойки по пяти или шести предметам). Он мотивировал своё нежелание тем, что учителя всё равно его заваливают и не дадут возможности пересдать на нормальную оценку. Тогда я сказал Васе: "Насчёт заваливания не беспокойся. Я сам буду ходить вместе с тобой на все пересдачи и следить за тем, чтобы тебя не заваливали".
В итоге Вася сходил вместе со мной на все зачёты и экзамены и всё успешно пересдал. Хотя я видел, что некоторые преподаватели с большой неохотой исправляют Васе двойки, но в моём присутствии действительно не решались заваливать.
Потом воодушевлённый Вася написал диплом, и как все остальные мои дипломники, защитил его на пятёрку. И вот наступает кульминация. Идёт Вася по коридору, помахивая только что выданным дипломом, а навстречу ему сам директор. И директор спрашивает: "Вася, ты что здесь делаешь?" Вася отвечает: "Я диплом защищал, вот видите, только что получил".
После этих слов потрясённый и забывший сдерживаться директор восклицает: "Как получил? Я же распорядился, чтобы тебя до защиты вообще не допускали!"
Не знаю, помнит ли меня Вася, и помог ли ему этот диплом в дальнейшей жизни? Но что касается меня лично, то вскоре у нас с директором состоялся разговор, в ходе которого я понял, что мне придётся покинуть стены данного учебного заведения, потому что мне со следующего года смогут предложить только пол ставки.
Заключение
Тема, которую я поднял в этой статье, очень серьёзная. В ходе одной статьи всю её не осветить и не аргументировать должным образом свою позицию. Можно сказать, что сейчас я только приступил к обсуждению вопроса, написал вступление к большой поэме. Далее планирую написать ещё несколько продолжений. Эта статья будет первой частью, а следующие части вскоре последуют. Не пропустите их (в смысле подписывайтесь на канал).