Найти в Дзене

Отказ от природы = отказ от здоровой нервной системы

Мы построили вокруг себя мир настолько далёкий от тех условий, в которых изначально формировались наши мозг и тело, что, когда мы оказываемся в тех диких природных условиях, то почти все механизмы, которые мы обычно используем для взаимодействия с пространством, на практике становятся совершенно бесполезны. Мы растеряны, не знаем, куда идти, куда смотреть и как двигаться. Но, несмотря на всю нашу оторванность от природы, многих все равно тянет на контакт с ней. Нас инстинктивно влечёт к среде, которая давала нашим предкам жизнь и оберегала их от смерти. Сегодня кусочки природы в городе ценятся особенно высоко. Самое дорогое жилье строится на вершинах холмов или склонах гор с видом на реки, озёра и другие водоёмы. Мы ценим близость парков, садов и лесов рядом с домом, и ни у кого не возникает вопрос "почему?", ведь для нас это кажется очевидно. На самом деле ответ на этот вопрос довольно интересный и не такой простой. В науке всё началось с того, что в 1984 г. Роджер Ульрих

Мы построили вокруг себя мир настолько далёкий от тех условий, в которых изначально формировались наши мозг и тело, что, когда мы оказываемся в тех диких природных условиях, то почти все механизмы, которые мы обычно используем для взаимодействия с пространством, на практике становятся совершенно бесполезны. Мы растеряны, не знаем, куда идти, куда смотреть и как двигаться. Но, несмотря на всю нашу оторванность от природы, многих все равно тянет на контакт с ней. Нас инстинктивно влечёт к среде, которая давала нашим предкам жизнь и оберегала их от смерти. Сегодня кусочки природы в городе ценятся особенно высоко. Самое дорогое жилье строится на вершинах холмов или склонах гор с видом на реки, озёра и другие водоёмы. Мы ценим близость парков, садов и лесов рядом с домом, и ни у кого не возникает вопрос "почему?", ведь для нас это кажется очевидно. На самом деле ответ на этот вопрос довольно интересный и не такой простой.

г. Екатеринбург,  Железнодорожный район
г. Екатеринбург, Железнодорожный район

В науке всё началось с того, что в 1984 г. Роджер Ульрих из Техасского университета A&M обнаружил, что пациенты отделения урологической хирургии госпиталя в пригороде Пенсильвании, которые видят за окном траву, деревья и природные пейзажи, быстрее выздоравливают и менее нуждаются в обезболивающих препаратах, чем те, которые видят серые городские пейзажи, дороги, асфальт и бетон. После этого важного открытия последовала череда множества исследований, которые подтвердили, что многие из нас чувствуют, что природа лечит, восстанавливает силы и здоровье. Из вышесказанного можно сделать вывод: несмотря на всю нашу оторванность от дикой природы и потерянность при непосредственном контакте с ней, в нас по-прежнему живут отголоски той первородной связи, сформировавшей наш вид.

Со времени открытия Роджера Ульриха были получены еще более обширные данные, демонстрирующие, что вид природы повышает уровень положительных эмоций, снижает нервное напряжение, стабилизирует сердечную и мозговую деятельность. Наш когнитивный аппарат также начинает работать иначе. На природе мы двигаем глазами не так, как в городе. Время фиксации взгляда сокращается, он скользит туда-сюда более быстро, мы перемещаем внимание с одного объекта на другой, почти не задерживаясь на мелких деталях, как это обычно происходит в городе. Можете попробовать данный феномен на себе, просто нужно прислушаться к своим ощущениям и понаблюдать за чувствами.

В современной жизни мы постоянно сконцентрированы на различных задачах. Нам нужно выполнять рабочие дела, социальные нормы морали, правила дорожного движения, домашние обязанности и.т.д. Такая концентрация требует массы сил, что со временем истощает нашу нервную систему и когнитивные ресурсы. Но, стоит нам только пойти в контакт с природой и хоть не на долго забыть о своих ежедневных обязанностях, как сразу наше состояние "перезагружается". После такого отдыха мы можем вернуться в свою обычную жизнь с обновлённой нервной системой и возросшей способностью к концентрации внимания. Многочисленные исследования показали, что люди, живущие в более зелёной среде, чувствуют себя счастливее и безопаснее, чем люди, которые живут среди асфальтовых полей, бетонных домов и с минимальным (или вовсе отсутствующим) озеленением.

г. Екатеринбург, Железнодорожный район
г. Екатеринбург, Железнодорожный район

Помимо этого, в более озеленённых кварталах уровень преступности и агрессии меньше, люди лучше знакомы со своими соседями, имеют повышенную социальную ответственность и сплочённость, которые помогают предотвратить мелкие преступления и в целом улучшают жизнь в районе. Конечно, такие серьёзные вещи как преступность и социальная ответственность зависят не только от озеленения, но еще от многих факторов, начиная от этажности застройки, заканчивая тем, как за районом следит администрация. Но зелень играет совсем не последнюю роль.

После всего вышесказанного возникает резонный вопрос. Если нам лучше живётся среди зелени в природе, если изначально люди формировались в такой среде, то почему же мы ушли от такого образа жизни? Ответ, как ни странно, есть. Наши предки, кормившиеся земледелием, были привязаны к земле, к её плодородности, такие поселения земледельцев постепенно разрастались в крупные поселения с инфраструктурой, что делало кочевой образ жизни просто непрактичным. В таких сообществах появлялись предпосылки для формирования новых социальных отношений, торговли и политической иерархии. Постепенно люди начали занимать более оборонительную позицию по отношению к дикой природе. Так как в ней были хищники, сложно было спрятаться от неблагоприятных погодных условий и.т.д. На протяжении веков такая позиция людей к природе укреплялась при помощи стен, крепостных валов и оружия. Технологии того времени позволяли городу бурно развиваться, формируя культуру, полностью противоположную тому симбиозу с природой, который характеризовал более раннюю жизнь людей.

Так постепенно сформировалось наше общество в сегодняшнем виде. С защитой от дикой природы, хищников, опасных насекомых, погодных явлений и врагов, что могут внезапно нагрянуть и отнять у нас самые важные, по нашему мнению, вещи. Но никто даже не думает, что по-настоящему важные вещи мы обычно отбираем у себя сами.