Странный феномен, длившийся 10 лет.
45th Anniversary Super Deluxe Edition: 1972 – 2017.
Roxy Music – группа со странностями и парадоксами, однозначную оценку которым я до сих пор дать не решаюсь. Десятилетняя история «Рокси» - как кусок дорогого мыла в яркой гламурной упаковке: всё норовит выскользнуть из рук при использовании! Эффект неочевиден, хотя приходится признать качественность материала, из которого оно сварено. Удивляет и секрет славы, поскольку наряду с красивейшими, если не сказать гениальными, вещами на пластинках могут присутствовать неудобоваримые и балаганные номера.
Для понимания феномена «Рокси», я разделил историю этого коллектива на три условных периода. Начальный с тремя дисками и последний с двумя, стали для меня самыми интересными. Всего же, напомню, вышло 8 студийных альбомов. К безусловным моим фаворитам я отношу изысканные и утончённые "Flesh And Blood" (1980) и "Avalon" (1982), прогрессивные "For Your Pleasure" (1973) и "Roxy Music" (1972). В них есть что послушать и количество проходного репертуара из цирка-шапито практически равно нулю. Радует и то, что финальный «Авалон» - лебединая песня группы, уже давно, с 2003 года, в наших мультиканальных коллекциях. Через десять лет, в 2012 году, дошла очередь и до пятиканальной версии данного (дебютного) альбома, который вышел в свет в виде делюкса только в 2018-ом. Перед разбором того, что тут натворил Стивен Уилсон, я бы отвлёкся ещё на один абзац, чтобы вспомнить по случаю, с какими именами и событиями связано это юбилейное переиздание.
- Альбом посвятили подруге Брайана Ферри Сюзан Кассинс (Susie Cussins), которая приютила группу у себя дома во время самых первых репетиций.
- Продюсером пластинки, записанной почти за несколько короткий сессий и в сумме 19 дней, стал идейный вдохновитель первых альбомов King Crimson, поэт-песенник Питер Синфилд (Pete Sinfield). Он не лез в творческий процесс и в композицию со своими советами. Песни уже были, по сути сочинены и оставалось их, доработав, записать. Также несколько песен были приготовлены для последующего альбома “For Your Pleasure”. Запись стоила 5000 фунтов.
- Думаю, что и феноменальные Брайан Ферри (Bryan Ferry), Фил Манзанера (Phil Manzanera) и Брайан Ино (Bryan Ino) в представлении не нуждаются. Каждый из них внёс огромный вклад в развитие современной поп-рок-электронной музыки. Мистер Манзанера, ко всем своим заслуженным достижениям в сольной музыке и с «Рокси», запомнится нам также по личным дружеским и деловым отношениям с Дэвидом Гилмором (David Gilmour / Pink Floyd), являясь сопродюсером его альбомов. Надо отметить, что Манзанера, найденный по объявлению в «Мелоди Мейкер» (Melody Maker), был не первым гитаристом группы и «зашёл», даже не с первого прослушивания. Вначале мало кому понравились сочинённые им вещи с размером 17/8. Лишь уход Дэвида О ‘Листа (David "Davy" O'List, бывшего коллегой Кита Эмерсона (Keith Emerson), кстати, по The Nice), освободил место гитариста.
- Новобранцу Манзанере намекнули, что его гитара «Гибсон 335» (Gibson 335) никак не вписывается в имидж «синтезаторной» группы и посоветовали заменить инструмент на «Фендер» (Fender), хотя и позволили оставить для звукозаписи. Кстати, вскоре подвернулся удобный случай. Приходит, однажды, Ино и говорит: «Мой молочник принёс «Страт» (Fender Stratocaster) за 30 фунтов. Так и быть, отдам тебе за 60». Манзанера покрутил в руках гитарку, не фальшивая ли, да и взял…
- Фотомодель Кари-Энн Мюллер (Kari-Ann Muller), положившая начало традиции группы в оформлении конвертов к пластинкам, впоследствии стала супругой Криса Джаггера (Chris Jagger), брата Мика - известного «стоуна». А ещё позже она даже снялась в фильме о Джеймсе Бонде.
- Для раскрутки новой команды, записывающей её компании Island Records требовался сингл, которого дебютный альбом не имел. Поэтому в августе был записан требуемый хит «для народа» - энергичная вещица "Virginia Plain", а на второй стороне был инструментал «не для народа», авторства Энди Маккея – странная "The Numberer". Крепкий козырь - "Virginia Plain", логично добавленная здесь на DVD в виде бонуса - эта заводная и я бы даже сказал, разнузданная, вещица, вышедшая в августе в виде сингла, исполнялась уже другим басистом. Её украшает гитарное соло Манзанеры в стиле «играю первое, что пришло в голову» (по его же выражению), фантастический проигрыш Брайна Ино на синтезаторе и вживую записанный звук мотобайка. Оригинальный британский винил июня 1972 ещё, конечно, не имел энергичного хита. Но уже в конце того же года для Америки был издан дополненный этой песней вариант пластинки. К тому времени уже «вышел из строя» (во всех смыслах) басист Грэм Симпсон (основатель группы, кстати), чью фотографию заменили на фото Рика Кентона (Rik Kenton), с помощью которого и был записан сингл. Одна песня с него - "The Numberer", не попала даже сюда в делюкс!
- Ещё до записи диска группа отрабатывала свои песни на публике. В программе данного DVD имеются дополнительные видеоматериалы, концертные выступления и телевизионные записи, демонстрирующие состояние ансамбля в 1972 году, чей дебют повлиял на других артистов из нарождающейся «новой волны», панка, глэм-рока. По ним мы можем судить о том, “who is who”, кто и чем занимался в группе на тот момент. Скажем, Брайан Ферри не только пел, но и исполнял несложные клавишные партии на рояле и электрооргане. Роли солистов-инструменталистов поделили между собой трое – Фил Манзанера на соло-гитаре, Энди Маккэй на духовых и Брайан Ино на электродивайсе VCS3, который сродни гибриду неказистого синтезатора «Муг» (Moog) и осциллографа. Купленный ранее по случаю за 150 фунтов, прото-синтезатор VCS3 быстро перешёл в руки Ино, коего приняли в коллектив из-за магнитофона для записей демо-лент, и возиться со звуком больше было некому. Даже невооружённым взглядом видно, что Ино в коллективе – это инородный элемент. Закрывая от камеры своим телом в перьях терзаемый «дивайс» он, с важным видом, с чувством понта и прикола, издаёт простейший электрошум в положенном ему месте, редком, к слову сказать. В неположенных местах маэстро тихо скучает. Не его это музыка. Потому и ретировался через год. И уже потом, наконец, освоив свой инструмент, наигрался на нём за 40 лет карьеры. Между тем, и это надо отметить отдельно, тот самый VCS3, но в очень умелых руках, сыграл важнейшую роль в саунде «Тёмной стороны Луны» (“The Dark Side Of The Moon” by Pink Floyd, 1972 - 1973). В сети вы легко найдёте видео с Роджером Уотерсом (Roger Waters), наигрывающего магическую секвенцию для “On The Run”.
- Сочиняемые на репетиционной базе вещи имели постоянную обкатку на публике и, даже, в приличных студиях. Благодаря сохранившимся демо-записям и этому бокс-сету, мы имеем возможность прослушать прото-«Рокси Мьюзик» начала 1972 года в исполнении первого, шаткого ещё, состава музыкантов.
Как я уже упомянул, категорировать музыку Roxy - дело неблагодарное, особенно в начальном их творчестве. Это коктейль из несмешиваемых, для нормальных (многих) людей, ингредиентов. Поэтому не всем нравится и не всем даётся: выпить залпом «напиток» не получится – слишком разнородный коктейль, частенько «встаёт комом в горле». Только распробовав составные части, приходишь к общей оценке. Иногда вкусный «изюм» идёт целым произведением, однозначно понятной песней, а иногда нюансы спрятаны внутри композиции. В частности, в этом альбоме немало моментов, когда вещь, начинающаяся как почти банальная кабатчина, в своём импровизационном развитии выруливает на залихватский арт-роковый проигрыш, несложный вроде, но дико красивый. И примеры тому в "Ladytron", "If There Is Something", "2 HB", "The BOB (Medley)" (OST к военному фильму, плюс арт-роковая импровизация). Помимо них в программе немало и других странных сочетаний. Сейчас бы так не сделали, но в те времена врезать в грустную балладу ("Chance Meeting") тревожный гитарный запил, который скребёт по душе тысячей кошек – запросто. Как и сменить ритм и настроение в самой середине другой баллады "Sea Breezes", тоже. Сюрприз за сюрпризом, которые и делают этот альбом великим.
С другой стороны, уже в дебюте были найдены рецепты на десятилетие вперёд. Группе явно понравился коммерческий резонанс от «шлягерности» "Re-Make/Re-Model" и "Virginia Plain", который воплощал в их понимании суть ротируемого сингла-«хита». Найденный «шаблон» они настойчиво старались повторять в альбомах вплоть до 1979 года включительно. Самые неудачные образцы из них, которые мне иногда хотелось перепрыгнуть пультом управления, я и назвал здесь прямолинейной (от слова straight-ahead), «кабатчиной». Феномен популярности вот таких именно вещей на Западе для меня загадка.
После краткого экскурса в историю, пожалуй, можно перейти к теме обзора – пятиканальному ремиксу. Его автор – наш дорогой мастер Стивен Уилсон (Steven Wilson).
DVD: Steven Wilson 5.1 mix
1. Re-Make/Re-Model (5.14)
2. Ladytron (4.28)
3. If There Is Something (6.34)
4. 2 HB (4.31)
5. The BOB (Medley) (5.49)
6. Chance Meeting (3.10)
7. Would You Believe? (4.03)
8. Sea Breezes (7.04)
9. Bitters End (2.08)
10. Virginia Plain (2.57)
1) Re-make/Re-model
Roxy Music - Re-Make / Re-Model
Шум толпы в общепитовской точке начинает своё окружение с тылов и моментально захватывает всё пространство вокруг. Тому помогают расфокусированные по всей окружности вокалы, барабаны и духовые. Лишь бас завис в центре. При этом ухо не цепляет, кроме баса, конечно, постоянную локализацию. Всё везде и мало где конкретно. Особо агрессивные дудки дуют в финале композиции из тылов. Запущенная барабанная сбивка обходит систему круговым движением. Пожалуй, в этой схеме задан концепт всего ремикса. Здесь где-то 9/10 баллов.
2) Ladytron
Roxy Music - Ladytron (Old Grey Whistle Test, 1972)
Один из шедевров пластинки сделан не без интересных фишек. Сквозь пространное, атмосферное начало с пролётом свистящего VCS3, в левом фронте «просыпаются» кларнет, бас, пиано и мистер вокалист. Через несколько тактов Ферри резко переехал в центр и некоторые инструменты вновь растворились в пространстве. Локализованными остались гобой (левый фронт), пиано (центр и правый фронт). «Растворённые» барабаны отсвечивают из задних углов тарелками, норовящих перелететь из угла в угол. Этому движению подвергается и инструмент Энди Маккея. Микс получился филигранным, если и не на 10, то на 9+ точно.
3) If There Is Something?
Bryan Ferry - If There Is Something (Live in Lyon)
А здесь безоговорочная 10-ка. Каналам придана долго ожидаемая статичность: гитара в передних, бас/вокал/соло-гитара в центре, пиано и тарелки в задних. Во время волшебного гитарного проигрыша звук зависает общей массой чуть выше головы, накрывая слушателя облаком. В конце песни подпевки из тылов вторят вокалисту.
4) 2 HB
В противовес, видимо, обращение к H.B. (или к любимому киноактёру Брайна Ферри – Хамфри Богарту, Humphrey DeForest Bogart) - самый простой микс, полагаю, на 8/9 баллов. Главные недостатки: дисбаланс полей и относительная разряженность в заднем, в частности. Мощности поставленных в тылы гобоя, дудки в нижнем регистре, эха от электропиано явно не хватает, чтобы уравновеситься с громкой «кухней» спереди.
5) The BOB (Medley)
Многочастность этого арт-рокового «военного попурри», посвящённому «Битве за Британию» во время Второй мировой, прекрасно воплощена в пятиканальном миксе. Композиция и выглядит, как саундтрек к фильму с тревожным и интригующим началом, типичным арт-проигрышем, переходящим в кульминацию в виде врезки «с поля военных действий», и триумфальной концовкой, приветствующей победителей на марше громыхающими литаврами. Конечно же, «наших». В каждом из кусочков своя инженерная фишка: дискретная и динамическая. В звуковом поле ещё раз отметился ярким облётом 3D-эффект. 10-ка.
6) Chance Meeting
Bryan Ferry - Chance Meeting (Official Audio)
Вроде, очевидно выделенный фронт доминирует над окружающим полем, однако балансирующий динамическими эффектами тыл уравновешивает его звучание и выводит оценку на уровень 10-ти. Очень мрачная и тревожная вещь.
7) Would You Believe?
Здесь слышна схема разделения групп инструментов по «сторонам света». Вперёд вынесены пиано - по краям и в виртуальном центре вокалист и ритм-секция с мощным барабаном. Сзади расположены духовые, дующие, как из углов, так и из тылового центра. Впечатления на 9/10.
8) Sea Breezes
По-видимому, сложностью композиции и обусловлена применяемая здесь звукорежиссура. В самом начале баланс смещён вперёд, там инструменты, а сзади, собственно обозначено море (с бризом). Затянувшееся вступление почти на четыре минуты я бы скрасил полётом гобоя в тылы и ещё куда-нибудь, да и со звуком вибрирующего пиано поигрался. Волны, чайки, «ветер с моря дул, нагонял тоску» и всё в таком духе, если понимаете о чём я. Наконец, во второй части миксер вспомнил о динамических эффектах и нашёл, чем их осуществить. В ход пошла «зудящая» гитара Фила Манзанеры. К концовке «морские ветра» успокоились и финал напоминает нам начало этой мини-сюиты. Формальная 10-ка, хотя, я бы сделал ярче.
9) Bitters End
Сбалансированность и объёмное звучание с эффектом расфокусировки инструментов, растворения их в пространстве, как бы возвращают нас к началу альбома, а звук толпы из коктейль-вечеринки ставит жирную точку в этом непростом альбоме, не являющемся сборником поп-песен. 10.
10) Virginia Plain
Roxy Music - Virginia Plain - Top Of The Pops - 24th August 1972
Этот шустрый и заразный хит хорош ещё и тем, что короток. Зато очень насыщен звуками и эффектами и здесь они, к счастью, прекрасно проявлены. Тихое вступление, аккорды пиано, сакс, напористый вокал и ударные, масса звуковых фишек: гитарная, пара синтезаторных и плюс к ним мотобайк-импровизации. Всей энергичной роскоши придано движение и каждому нашлось пространство и время. 10 баллов.
Подводя итоги, прихожу к выводу, что здесь присутствует некоторый конфликт, заключённый в «недоработке» одной (или некоторых) композиций до «совершенства» (едва ли достижимого), по критериям, которые я для себя обозначил. Что такое 10 баллов за всё при десяти номерах? Когда у всех по десятке? Да, тут не получилось Абсолюта. Наверное, в таких случаях стоит подключать к оценке и субъективный фактор: «нравится – не нравится». Надеюсь, что он помог мне определиться с окончательной оценкой: 10.
В конце ремарка, где искать эту красоту. К сожалению, отдельным диском микс не выходил. Вы найдёте его в супер-делюксовом бокс-сете, который хорош, но чертовски дорог. И уже редок. Мораль: покупайте диски сразу, не тяните до того времени, когда они станут редкостью.
DVD :
DTS 96/24 5.1
Dolby Digital 5.1
+ Video:
- UK Television Appearances 1972
1. Re-Make/Re-Model The Royal College Of Art, 6/6/72
2. Ladytron The Old Grey Whistle Test, 20/6/72
3. Virginia Plain Top Of The Pops, 24/8/72
4. Re-Make/Re-Model Full House, 25/11/72
5. Ladytron Full House, 25/11/72
- Live at the Bataclan, Paris 1972
1. Would You Believe French TV, Bataclan, Paris, 26/11/72
2. If There Is Something French TV, Bataclan, Paris, 26/11/72
3. Sea Breezes French TV, Bataclan, Paris, 26/11/72
4. Virginia Plain French TV, Bataclan, Paris, 26/11/72
Personnel:
Bryan Ferry – vocals, piano
Brian Eno – synthesizer and tapes
Andy Mackay – oboe, saxophones
Phil Manzanera – guitar
Graham Simpson – bass
Paul Thompson – drums
+
Rik Kenton – bass guitar (on 10)
The full album remixed in 5.1 by Steven Wilson
Arranged By Roxy Music
Bass: Graham Simpson (tracks: Except 1-4, 3-6 to 3-14), Rik Kenton (tracks: 1-4, 3-6 to 3-14)
Drums: Dexter Lloyd (tracks: 2-1 to 2-4), Paul Thompson (2) (tracks: Except 2-1 to 2-4)
Guitar: O'List (tracks: 3-1 to 3-5), Phil Manzanera (tracks: Except 2-1 to 2-4 & 3-1 to 3-5), Roger Bunn (tracks: 2-1 to 2-4)
Includes previously unheard material, The Original 1971 Demos
The original album plus alternate takes, the BBC Sessions, rare video footage, a 5.1 mix by Steven Wilson
136 page hardback book with an essay by Richard Williams including many rare and unpublished photographs
Produced by Peter Sinfield
Recorded: 14 March 1972 – 29 March 1972 on Command Studios, London
Engineered and mixed by Andy Hendriksen
Released: 16 June 1972
Virgin EMI Records / UMC (4734389), 1972 / 2018
Не лишним будет напоминание о том, что в нашем "многоканальном" арсенале пока что два альбома Roxy Music и два из каталога Bryan Ferry
Roxy Music “Avalon” SACD
Bryan Ferry "Boys And Girls" SACD
The Alan Parsons Project "Ammonia Avenue" Blu-ray: По аммиачной дороге от 2.0 к 5.1
Bryan Ferry "Frantic" SACD/DVD-Audio 5.1: «даже и не думай…»
Σ = 10
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Elton John 1975 на SACD 5.1: пик творчества Капитана и Ковбоя.
Alan Parsons "The Secret" DVD 5.1: Секреты старого мастера
The Electric Light Orchestra - ELO - Ответ есть- квадрафонический!
Paul McCartney & Wings "Venus And Mars" DTS 4.0: Quadra-тные Венера и Марс
Barclay James Harvest "Once Again" CD + DVD
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc