Сегодня хотелось бы уделить внимание сюжетно-бытовой живописи разных стран и эпох. Жанр, пожалуй, один из самых древних - вспомнить даже сцены охоты или нападения одного племени на другое в наскальной живописи.
Художники более поздних времен изображали на холстах мифологические, сказочные, религиозные, литературные и исторические сюжеты, понять смысл которых мог только знакомый с первоисточником зритель. Но сейчас хочется поговорить именно о бытовых сюжетах, где в основу картины легла некая сценка, "подсмотренная" из жизни людей и их взаимоотношений, порой непростых. А зрителю остается только предполагать и догадываться, что здесь произошло и что ожидает персонажей дальше.
Мы собрали здесь некоторые из выразительных и драматичных сюжетных картин разных лет.
Измученная жена художника (скорее всего, непризнанного и нищего) замерла у постели больного ребенка. Супруг, в свою очередь, занят мыслями то ли о позирующей ему женщине, то ли о собственном величии - и ноль внимания на семью.
Гармоничный предзакатный пейзаж контрастирует с напряженными позами и лицами мужчины и женщины, между которыми происходит какой-то непростой разговор. О чем?
В небогатую избу входит принаряженная и румяная молодая жена, у мужа явно есть к ней вопросы, а плетка на полу как бы намекает. А может, женщина просто выбралась на посиделки с подружками попеть песен, погрызть семечек и совсем не виновата перед ним?
Пронзительная картина - два старика, оказавшиеся в одном помещении, каждый из которых погружен в себя и напряженно думает о чем-то. Какую жизнь они прожили?
Усатый хлыщ в очочках проявляет назойливое внимание к попутчице в купе поезда, явно потерявшей близкого человека, на что указывают заплаканное лицо и траур. Никакого уважения к девушке у него нет, даже курить в ее сторону не стесняется.
Усталая бедная девушка, живущая с больной матерью, с возмущением отталкивает от себя сводню, предлагающую ей браслет - знак внимания от некого господина, которому она приглянулась. Но старуха не собирается сдаваться и продолжает свои уговоры.
Картина, родственная предыдущей. Примечательно, что мужчина с деньгами (как и мерзкая тетка с браслетом) находится, как и положено демону-искусителю, слева, и лицо у него такое же "нехорошее". Но девушка с шитьем и грелкой в ногах почему-то выглядит более морально устойчивой, что ли.
Здесь вообще ничего не понятно, но от этого не менее пронзительно и печально. Видно только, что у женщины и мальчика был кто-то третий, значимый и любимый (не обязательно муж и отец, может быть, они получили письмо от умирающей бабушки?) Было трое, осталось двое.
Девушка отчаянно заигрывает с молодым человеком, он смущается, но она явно ему по душе. За ними грустно наблюдает другая девушка - не похоже, чтобы парень был ее женихом, скорее, скромная набожная (на что указывает толстая книга на столе - Библия?) героиня просто завидует успеху и яркой красоте подруги или сестры.
Здесь никакой мистики и мифологии. Другое (и, на мой взгляд, более подходящее) название картины - "Любовь и боль". Просто выражение трагического восприятия мира и взаимоотношений полов (а без этого Мунк не был бы Мунком). Любовь немыслима без страданий, вот только непонятно, кто кого на этой картине"кушает", скорее всего, мужчина и женщина подпитываются друг от друга.
Многие видят в картине Хоппера просто отчаянный крик об одиночестве и изоляции людей в современном мире. Пустые улицы, ночь, отстраненность персонажей друг от друга. Но автор признается, что ничего подобного он в эту работу не вкладывал! А просто передал то, что однажды увидел.
Так что иногда закусочная ночью - это просто закусочная ночью, а драмы придумывают сами зрители :-)