Вы читаете отзывы, прежде чем купить косметику? Я – обязательно! Нет, не подумайте, что верю всему, что пишут. За долгие годы косметического шопинга я более-менее разобралась, как фильтровать информацию. И сегодня, практически всегда, покупки оправдывают мои ожидания. Делюсь руководством: что, где и как читать о косметике, чтобы купить её и не пожалеть о потраченных деньгах.
Где искать правду
В нашем с вами распоряжении множество Интернет-источников. Наберите в поисковике название средства и слово «отзывы» и вы тут же увидите массу ресурсов, рассказывающих всю правду о продуктах.
Подразделяются отзывы на 3 группы:
1. Специально созданные для аккумулирования отзывов сайты (например, Irecommend.ru, otzovik.com).
2. Маркеплейсы – интернет мега-маркеты, которые продают всё и вся (например, WILDBERRIES, OZON, ЯНДЕКС.МАРКЕТ).
3. Сайты производителей.
Расскажу о каждой.
Сами понимаете, что главная проблема – это понять, каким отзывам можно верить, а что окажется проплаченной «заказухой».
Сайты первой группы часто обвиняют в том, что они платят за отзывы, а потому доверия к ним мало. Но давайте разберемся, за что именно там дают деньги. Сайты-отзовики обычно выдают вознаграждение за просмотры – чем больше людей прочитало отзыв, тем больше на нем зарабатывает автор, а сайт при этом получает хорошую статистику посещаемости. Хвалит человек продукт или ругает – для оплаты не имеет значения. Благодаря такой мотивации авторы стараются на полную катушку — пишут тексты, максимально привлекающие внимание читателей (то есть, конечных потребителей).
Именно поэтому на Айрекомменде и Отзовике вы найдете максимально подробную информацию – разбор состава, консистенции, запаха, описание особенностей и, конечно, эффект от применения с фотками «до» и «после». Иногда авторы описывают продукт, получив его от производителя с хорошей скидкой или даже бесплатно. Могут ли быть на подобных сайтах заказные отзывы? Конечно, да. Впрочем, с той же долей вероятности, что и на других ресурсах.
На большинстве маркетплейсов можно оставить отзывы о товарах, но только после их покупки на этих торговых площадках. По такому принципу с желающими поделиться своим мнением работают WILDBERRIES и ОZON.
Конечно, и здесь нет гарантии, что отзывы не окажутся «липовыми». Чтобы предоставить покупателям более-менее “честные” отзывы, маркетплейсы стараются контролировать ситуацию и не терять доверие своих покупателей. Так например, с апреля этого года WILDBERRIES начал борьбу с “заказухой”- при помощи специальных алгоритмов он отслеживает “писателей” и их публикации. Черная метка “Исключен из рейтинга/Подозрительный отзыв” может появиться на отзыве к товару в тех случаях, когда на товар поступает слишком много отзывов в сравнении с числом покупок. Значит, сам продавец выкупает товар и оставляет на него положительные отзывы через разные аккаунты.
Однозначно есть и другие факторы, которые будут говорить в пользу фейкового отзыва, но Wildberries по понятным причинам не раскрывает эту информацию.
ОZON подобную систему отслеживания липовых отзывов пока еще не ввел. На этом маркетплейсе вам придется самим анализировать мнения о товарах, сравнивая число отзывов с числом совершенных покупок. Помните, чем больше отзывов, тем чаще среди них вы встретите подозрительные.
На Яндекс.Маркете дела обстоят гораздо хуже – там кто угодно может написать что угодно. Поэтому в Интернете постоянно попадаются объявления, приглашающие авторов писать заказные мнения именно для этой площадки. По этой причине я крайне осторожно отношусь к отзывам на Я.М (хотя и говорят, что они якобы проверяются). Но специального детектора для этой цели пока еще не придумали. А как можно проверить ложь? Разве что, купить крем и протестить его самой.
Интереса ради провела ненаучный эксперимент: написала отзыв на крем, который в глаза не видела и в руках не держала. И что вы думаете?! Через несколько часов он был опубликован на Яндекс.Маркете. Кстати, как вам текст? По-моему, достоверненько получилось. :)
Ну и, наконец, отзывы на сайтах производителей. В моем рейтинге правдивости они стоят на последнем месте. Это не значит, что все отзывы там пишутся на заказ. Но вот то, что плохие модерируются, — это точно.
Грамотно выстроенная политика бренда в плане отзывов — это бочка меда с капелькой дегтя для достоверности. Если продукт реально плох, то ни одна компания не позволит себе негативную публикацию на своем сайте. Поэтому сюда я захожу за отзывами только в крайнем случае, когда их очень мало на других ресурсах или совсем не найти.
Что читать в первую очередь
В первую очередь обращайте внимание на отзывы, которые оценены по их полезности — под такими вы увидите лайки других покупателей. Обычно в них авторы описывают, как с помощью этого косметического средства они справились с проблемой, насколько эффективным оказался продукт в применении. Чем больше лайков под отзывом, тем он ценнее. А нам нужны именно такие! Вот вам наглядный пример.
Изучайте и самые плохие мнения. Это в кино конкуренты из кожи вон лезут, чтобы дискредитировать друг друга. В реальности каждый бренд озабочен продвижением своего товара, поэтому плохие заказные отзывы – это что-то из области фантастики. Если девушка пишет, что ей не понравился крем с пчелиным ядом, то с вероятностью 99,9% так оно и есть. Однако не судите сразу о продукте, если у него низкий рейтинг. Отсейте то, что по большому счету не важно. Например, эти условности.
· Претензии к доставке и упаковке.
Очень часто покупатели оценивают не товар, а всю историю покупки. Отличный крем может получить единицу за то, что пришел не вовремя или в нетоварном виде. Чаще всего такие отзывы попадаются на маркетплейсах. Не берите их за основу.
· Субъективизм.
В медицине есть понятие – индивидуальная непереносимость. В целом оно применимо к чему угодно. Если какая-то претензия встречается единожды (у кого-то возникла аллергия, кому-то не подошла отдушка и тому подобное) — это еще ни о чем не говорит.
Привожу пример. Нашла на Wildberries увлажняющий мист для кожи от косметического бренда Hey Day. Мист имеет аромат зеленого чая. Для него было написано 14 отзывов, и среди них читаю такой:
Я бы не стала ориентироваться на отзыв Полины, поскольку аромат (парфюма, бальзама для тела или миста) — субъективный фактор. Кроме того, большинство покупательниц тестируют запахи мистов, когда распыляют их в воздух, а не на кожу. А это большая ошибка! Если вы поступаете так же, то при таком порядке действий обонятельные луковицы не смогут правильно “оценить” отдушку средства. Нанесите его на тело, и только после этого вдыхайте аромат. Так ваше мнение о продукте может измениться, а вместе с тем и отзыв будет выглядеть совсем по-другому.
Полина так же пишет о нестойкости запаха, но и здесь есть нюансы, которые следует учитывать. Я как активный пользователь косметики и уходовых средств, скажу, что основная задача мистов — увлажнять кожу. Это не парфюм! Тем более, в этом продукте отсутствует спирт (обязательно читайте описание и состав), что влияет на выраженность его ароматической формулы.
· Факторы, не имеющие значения именно для вас.
Я, предположим, не люблю гелевые текстуры, а вам они нравятся. Значит, моя претензия к крему относительно того, что он больше похож на гель, для вас неважна. В таком случае, пропускайте мой отзыв.
Как фильтровать хорошие отзывы
Приходилось мне слышать, что кто-то на раз может расколоть заказную лесть. Ой, ну нет, девушки! Поверьте, хороший копирайтер напишет все как нужно: и похвалит в меру кремушек, и немного «но» добавит для достоверности, и замотивирует на покупку. Поэтому отличить реальный отзыв от грамотно написанного заказного практически невозможно. Правда, платят за отзывы копейки, поэтому профессиональные копирайтеры редко этим занимаются. :) Поймать фальшифку можно по фотографии. Если девушка не тестировала средство лично, то она возьмет фото из открытого доступа. А значит, задав поиск по такому снимку в Яндексе или Гугле, вы найдете другой источник. Но это ж целое детективное расследование! Неужели стоит тратить время на проверку всех фотографий ради уличения во лжи о цвете помады или консистенции пенки для умывания? Разве что, когда цена у них заоблачная.
Поэтому, когда я читаю отзывы, то обращаю внимание на следующее:
· Смотрю на общее количество отзывов к одному продукту (повторяюсь, но это крайне важно).
Согласитесь, если из 10 тысяч отзывов 90% на пятерку, то есть основания полагать, что они правдивы. Увы, не так много средств, которые могут похвастаться такой статистикой.
· Мужественно закрываю глаза и игнорирую отзывы типа: «Все понравилось», «Вау! Супер!», «Это лучший крем, из тех, что я пробовала». Во-первых, вот именно такие тексты можно вагонами писать на заказ практически забесплатно. Во-вторых, они совершенно не информативны.
· Пропускаю положительные отзывы, где есть прямые ссылки на продукты – не факт, конечно, но очень часто это как раз требование заказчика, а значит, отзыв проплачен.
· Если отзывов мало и все они положительные, то смотрю профиль тех, кто пишет.
Вот чудесная девушка Лена, которая зарегилась на сайте, выкупила 4 товара одного производителя (из которых 3 сыворотки), повосторгалась ими и исчезла. Ну, вы серьезно? Разве можно так уж в открытую нас разводить?! Я, конечно, понимаю, товар требует продвижения, особенно новый, но изящнее как-то нужно, элегантнее что ли. :)
Доверие вызывают профили, зарегистрированные давно, и люди, пишущие про разное. За этими отзывами я вижу реального человека, который и косметику покупает, и бытовую технику, и одежду. В общем, живет настоящей жизнью с подлинными впечатлениями.
· Ищу повторения. Конечно, реакция на косметические средства всегда очень индивидуальна. Кому-то подходит, кому-то нет. И, тем не менее, обычно можно выделить в массе отзывов общие тенденции, как позитивные, так и негативные.
· Примеряю к себе. Самые важные — это отзывы, где есть информация не только об используемом средстве, но и о том, на какой коже (типе волос) оно применялось. Решая, например, общие вопросы возрастных изменений, каждая женщина имеет свои особенности – жирная или сухая кожа, купероз или обезвоженность, акне или пигментация. Поэтому, если человек пишет: «Вижу эффект подтягивания, кроме того, крем немного подсушивает, что для моей жирной кожи прям здорово», то обладательницам сухой кожи стоит задуматься.
· Смотрю отзывы на нескольких площадках – это помогает сложить более объективное впечатление.
Работа сообща
Еще одно подспорье в получении правдивой и объективной информации о нужном продукте — это возможность расспросить о нем тех, кто уже купил его и пользуется им какое-то время. Такую опцию предоставляет OZON - все, что нужно сделать, это опубликовать свой вопрос и дождаться ответа.
Вот Ульяна Х. задала вопрос другим покупателям о средстве для педикюра. Наталья Б. дала свои пояснения. Таким образом информация о продукте расширяется и становится более полезной.
Надеюсь, я помогла вам быть более критичными при изучении чужого мнения, и покупки, сделанные на основе Интернет-отзывов, вас не разочаруют.
Но хочется спросить: а как вы относитесь к отзывам в интернете? Делаете ли покупки, полагаясь на чужое мнение? Поделитесь вашим опытом, чтобы мы реже обманывались, покупая “волшебные” кремы и “чудодейственные” сыворотки.