Почему отказались от сверхзуковых самолётов? И как они протыкают... звук?
Лето. На поле мирно пасутся коровки, птицы поют, будто в этих краях пару лет назад и не было никакой войны, тихо стрекочет кузнечик...
Вдруг задремавший пастух вскакивает и задирает голову в ясное небо — что это было, откуда хлопок и слабый гул? Неужели снова? Немцев же всех победили — тогда кто напал?? А какой-то самолёт уже скрылся за горизонтом.
Спокойно! Это был первый сверхзвуковой советский самолёт. Год — 1948. Полетали на нём, развили 1105 км/ч (видать, высота была немаленькая — смотрите на таблицу, где скорость звука меньше 1105 км/ч), а потом самолёт разбился.
За Вторую мировую звуковой барьер не преодолели из-за тихоходной конструкции — на околозвуковых скоростях возникал волновой кризис. Это когда резко меняются условия полёта — воздух становится плотнее, крыло перестаёт держать, нос будто тяжелеет, и самолёт летит вниз — пикирует.
Без торможения из этого режима выйти нереально — так самолёты и падали, лишь немногим удавалось выправить полёт.
Напомню, что такое звук
Эт продольные колебания воздуха (или другой среды) — не такие, как от камешка на поверхности воды или в струне (там поперечные), а словно в пружине, если её разжать и отпустить. Волна — это уплотнение воздуха, за которой неотступно следует разрежение.
И вот самолёт разгоняется, разгоняется, и в один прекрасный момент он летит с такой же скоростью, как звуковые волны от него. То есть догоняет уплотнения в воздухе. Вот проблемы и начались.
Летит самолёт на высоте, допустим, 10 тысяч метров (там давление 1/4) атмосферы, и тут будто резко влетает в зону плотного воздуха, как на 0 метрах (1 атмосфера). Это как нырять с вышки в воду — если неправильно прыгнул, можно и убиться. Ну машины тоже с трудом это терпели: вибрировали, стонали, плакали, рули не слушались управления, пилот думал о маме и Иосифе Виссарионыче...
Если ускоряться постепенно, то самолёт «напрессовывает» волны друг на друга, а чем они плотнее, тем больше мощности надо, чтоб через них пройти, тем сильнее звуковая стена ушатывает всё вокруг. А на эту стену же аппарат натыкается не только носом, но и крыльями — и каждая деталь вибрирует по-разному, короче трясёт капитально, а потом отваливаются крылья, и все наконец успокаиваются.
Облегчение наступает только тогда, когда самолёт «протыкает» оболочку и обгоняет волны. Но волны никуда не деваются, они создают много шума населению — их-то и слышал пастух из начала. Если самолёт летит низко, то и окна может повышибать. Но ниже 10 км они не летают из-за плотности воздуха + чтоб людей не тревожить. А барьер стараются преодолеть на форсаже, чтобы быстрее уже пролететь и успокоиться.
Сейчас на сверхзвуке летают только военные, в начале семидесятых СССР и Франция выпустили по новейшему самолёту, которые быстро летали (в 2 раза быстрее звука), но жрали в разы больше топлива, чем их дозвуковые братья. Ну и периодически что-то с ними случалось — шутка ли, 200 тонн преодолевают звуковой барьер. Короче с производства их сняли, теперь стоят в музеях.
Ну что? Дайте знать, интересно ли оно)
Если понравилось — подпишись! (и лайк не забудь)
Кто тут любит обалденные истории про путешествия? Прошу пожаловать на канал моего друга: «Жизнь в движении»! Классные фотки в комплекте =) *не шутка
↓↓↓ А вот ещё вам ↓↓↓
«.. двадцать семь тысяч Вольт» — почему в Москве поезда ездят на 3000 В напряжения, а в Саратове — на 27000? И что лучше-то?