Найти тему
Мария Гюнтер

Двери инобытия. Творчество как возможность для Самости.

«Мистик, создавший мифы, знал: что-то да есть за облаками и в листве деревьев. И ему казалось, что, погнавшись за красотой, он это отыщет, вызовет магией воображения» 
(Гилберт Кийт Честертон).

Между идеей и ее воплощением пролегает процесс, называемый творчеством. Часто мы смотрим на него с точки зрения Эго, но попробуем пофантазировать в меру возможного об этом процессе более широко. 

Ни для кого не секрет, что творчество способно трансформировать человека, его способ мышления, мировосприятия, саму ситуацию или отношение к ней. Именно потому оно используется в различных направлениях психотерапевтической помощи как действенный инструмент.

В аналитической психологии есть метод активного воображения, предполагающий работу с образом (сновидения, переживания, чувства) и закрепление впоследствии результата увиденного в мире материальных объектов посредством как раз творческой функции (лепка, рисование, танец, текст и проч). Важность закрепления подчеркивал К.Г.Юнг, полагая, что так мы фиксируем рожденное и препятствуем его исчезновению снова в пучине бессознательного. Сколько идей рождается в человеке и сколько из них остается в мире?
Известно, что в ведической религии присутствует деление на асуров и дэвов. Дэвы считаются богами, асуры же демонами. Если мы посмотрим на предысторию их возникновения, то узнаем, то вначале были только асуры, и они - суть творческие импульсы внутри Нерожденного. Я полагаю, что здесь могу не объяснять последнее, так как интуитивно понятно, что речь идет об Изначальном Единстве на заре творения Нечто из Ничто. И асуры, откликнувшиеся на призыв Нерожденного создавать Нечто из Ничто вышли из первоначального единства и стали дэвами (богами). Примечательно, что асуры смертны, и это нам понятно на собственном примере - идеи, появляющиеся в нас, зачастую гибнут, не будучи реализованными, мы просто забываем их, они утрачивают актуальную ценность и проч., возвращаются в бессознательное. Проявленное и зафиксированное становится бессмертным (можно спекулировать о гибели носителя, но, думаю, это не имеет большого смысла: однажды воплощенное как произведение искусства остается, по крайней мере, в коллективной памяти). Именно дэвы обретают бессмертие.

"Корнем слова воображение является латинское слово image — образ, стало быть, воображение — это способность разума к созданию образов, инструмент, обладающий возможностью облекать в образную ткань существа из внутреннего мира. Чтобы мы могли их увидеть, Воображение порождает символы, которые бессознательное использует для самовыражения".
(Роберт Джонсон)

Творчество также можно рассматривать как пространство встречи Эго и Самости. Безусловно, это измененное состояние сознания, при котором Эго отчасти уступает бразды правления некоему таинственному импульсу, идущему из глубины. Очень осторожно можно говорить о жертвенной позиции. Но Эго ни в коем случае не полностью приносит себя в жертву и не нивелируется. Оно особенно востребовано, т.к. именно благодаря ему, через него, посредством его силы, его умений - Самость может говорить. И творчество можно рассматривать как язык, как пространство диалога. Может быть, здесь имеет смысл отметить особенную способность Эго становиться прозрачным - присутствовать, но не властвовать, - чтобы Самость получила возможность донести свое Слово. Как глаз художника невиден на картине, но мы смотрим на произведение через него, и видим то, что смогло отразиться, благодаря ему. Картина же как материальный воплощенный объект становится для нас точкой входа в иную реальность, инобытие, как о том писал П.Флоренский (рекомендую его работы "Иконостас", "У водоразделов мысли" для интересующихся).

Я специально акцентирую свое внимание на формах, лежащих во второй половине условной шкалы от фривольных до провидческих согласно делению Р.Джонсона. О первых мы можем говорить в более клинической манере, но сейчас мне бы хотелось донести другие интенции о возможности творчества как пространства.

"Проходящий через наше воображение материал принимает самые разные формы — от фривольных до провидческих.
На нижней отметке шкалы находится пассивная фантазия — прихотливая греза, посещающая нас в самое неподходящее время дня и, иногда, надолго отвлекающая наше внимание. Такие фантазии носят чисто развлекательный или отвлекающий характер и ничего не дают сознанию.
На верхней отметке шкалы находится провидческое озарение, то есть слияние Активного Воображения и религиозного экстаза. Активное Воображение — это один из способов конструктивного использования воображения, с целью приближения к бессознательному, есть много и других способов, в том числе формы глубокой медитации".
(Р.Джонсон)

Для меня здесь лежит область Тайны с большой буквы, и мне понятны интуиции древнего человека, положившего в основу многих религиозных верований постулат о человеке, созданном по образу Творца; творческая функция психического заставляет нас обратить  внимание на божественную часть, заключенную в человеческом существе, благодаря которой мы обретаем причастность миру инобытийному. Более подробное, полное, красивое представление об этом дает изучение древнеегипетской и месопотамской религий, в которых основной драйв сакральной жизни был представлен в стремлении воссоединения с божеством посредством ритуальной практики (посмертное обожение и превращение в Осириса, институт священного брака).

Почему это также область Тайны? Потому как порой не предсказуемо с начала изменяется жизнь человека и он становится орудием для реализации Самости. Был ли на то изначальный замысел или последующее - следствие случившегося? 
Например, история  Хендрика Гольциуса (1558-1617), выдающегося нидерландского живописца и гравера, мастера резцовой гравюры на меди, одного из основателей харлемской Академии художеств.

Хендрик Гольциус (1558-1617)
Хендрик Гольциус (1558-1617)

В возрасте 1,5 лет он упал на горящие угли в растопленном камине. Получил сильнейшие ожоги правой руки, в результате чего она осталась скрюченной и недвижимой на всю жизнь. По некоторым предположениям, такое ее положение оказалось идеальным для гравировального резца.

Хендрик Гольциус. Вакх, Венера и Церера. 1606
Хендрик Гольциус. Вакх, Венера и Церера. 1606

Что это - предумысел, непостижимый с точки зрения Эго, или вынужденное маневрирование со случившимся? Восточная философия, например, допускает смотрение на прошлое как отблеск и проявление будущего, т.е. будущее - причина прошлого, а не наоборот. Юнг как будто включил такую возможность в свою теорию телеологичности психического. Для меня здесь область великой Тайны, поскольку ответа я не имею и не полагаю возможным получить его одназначный. 

Разговор о творчестве как пространстве для вторжения Чуда можно длить, если не бесконечно, то, наверное, очень долго, и читатели могут привести свои исторические, биографические отсылки к реальным судьбам. 
Мне хотелось бы обратить внимание на еще один примечательный случай, на основе которого видно Чудо, минующее реальные Эго людей и являющееся уже постфактум входящим в мир - после смерти реального автора, в области сотрудничества его и будущих читателей. Поле, однажды окультуренное сознанием человека, продолжает плодоносить. И через творчество приходит в мир нечто, что изначально не предусматривал никто из творцов. Здесь и начинается область реальной Самости и синхроний. 

За три дня до смерти, Г.Р. Державин пишет стихотворение "Река времен", впоследствии вошедшее во все его собрания сочинений.

"Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется 
И общей не уйдет судьбы".
(1816)

Кажется, ничто не минует судьбы угасания и исчезновения, никакие порывы и деяния не избегнут всеобщего уничтожения. Очень пессимистичное воззрение - без света, без надежды. Но уже здесь, пока лишь в себе, мы можем чувствовать, что что-то остается несказанным, что-то стоит словно бы за вратами, в фоне, мы чувствуем в себе импульс, просящийся быть воплощенным. 
М.Л.Гаспаров, советский и российский литературовед и филолог-классик, обратил внимание, что первые буквы восьмистишия складываются в акростих "Руина чти". В своих воспоминаниях позже он, критически настроенный к спекуляциям на тему чуда, скажет, что в своей жизни единственный раз присутствовал при рождении Чуда, когда молодая аспирантка, летевшая с ним в одном самолете на очередную конференцию, предложила поиграть в лингвистическую игру с переводом известных произведений на латинский язык. И она взяла данное восьмистишие Державина и тут же при Гаспарове перевела его на латынь. Каково же было потрясение последнего, когда он увидел, что на латинском языке на месте беспросветного "Руина чти" появляется поистине величайший ответ: AMOR STAT.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
(1-е послание Коринфянам 13:8)

Зачастую препятствием на пути реализации творческой функции становятся перфекционистские установки сознания (подчас вмененные и интроецированные). Активное воображение как практика освобождает от них, напрямую постулируя ценность реализации не в академически правильном продукте, получающемся на выходе, а в психической трансформации, переживаемой индивидом. С такой тч зр творчество подобно алхимическому процессу манипуляций с prima materia  изначального бессознательного содержания; для некоторых же оно становится непосредственно opus magnum всей жизни. 

Можно работать с тем, что есть сейчас, непосредственно, в контакте. Со своей реальной наличностью. В своем доступном объеме. 

Творческая функция ищет себе проявление. Древний человек рисовал на стенах пещеры и уже в этом акте проявлял очень глубокие интуиции и недюжинные эстетические способности. Для наглядной демонстрации предлагаю посмотреть фильм В.Херцога "Пещера забытых снов" (2010).

Кадр из д/ф "Пещера забытых снов" В.Херцог, 2010.
Кадр из д/ф "Пещера забытых снов" В.Херцог, 2010.

"Ring the bells that still can ring
Forget your perfect offering
There is a crack in everything
That's how the light gets in.

("Звони в колокола, которые все еще могут звонить.
Забудь свое ожидание совершенства.
Трещина есть в каждой вещи.
Именно через эти трещины свет попадает")
(Леонард Коен. Перевод А.Филоненко)

Файзулла Ахмадалиев.
Файзулла Ахмадалиев.

"Главное — не визуально реалистично изобразить натуру — историю, здания, живущих здесь людей, а передать дух города. Впечатления, чувства, мысли в душе художника наслаиваются как снежный ком и возвращаются в виде картины". (Ф.А.)


Махмуд Эсамбаев, чеченский артист балета, Народный артист СССР, в своем интервью делился воспоминаниями, как он стал танцевать индийский танец "Золотой бог". Во-первых, он подчеркивает, что очень хотел танцевать (и это об открытой готовности Эго, Иисусово "бодрствуйте"); во-вторых, он осознал танец как язык и в интервью для зрителя перевел движения в словесный регистр. Кроме того, мы можем обратить внимание, что речь идет о ритуальном танце и, по словам М.Эсамбаева, он должен был вставать в первом движении подобно солнцу, и его движения как человека должны были быть незаметны для зрителя. Мы снова вспомним о необходимости прозрачности личного Эго, роднящих великие произведения искусства и ритуальные священнодействия. Полный вариант интервью и сам танец можно посмотреть по ссылке:

В заключение хочется сказать, что, конечно, мы не можем в статье охватить весь материал по теме, и многое остается несказанным, многое полагается на интуицию читателей; для меня это лишь приближение, кружение вокруг ядра, это своего рода юнгианская амплификация, призванная поднять ответное кружение в душе читателя. Это совместная деятельность, в которой нечто из ничто происходит.

"Затем Тот, что был спрятан в оболочке,
Родился силой огненных мучений.
Из него вначале возникла любовь,
Которая является зародышем и семенем знания.
Мудрый нашел корень бытия в небытии
Исследуя импульсы человеческого сердца".
(Риг-Веда X, 129, перевод по К.Г. Юнгу)

__________________________

Друзья, записаться на консультацию можно через Личные сообщения или напрямую по телефону 8-950-965-5359, предпочтительно смс или Ватсап, т.к. работаю и на звонки могу не ответить.