Это очень печальная и поучительная история некогда великого и уникального в своём роде Советского предприятия, которое не смогло выстоять против научно-технологического прогресса, выпуская никому не нужную в мире продукцию.
Велосипедный завод имени Фрунзе сокращенно носил название "ЗИФ" и был знаком всем велосипедистам мира своей продукцией, которая продавалась помимо СССР в Китае, Индии и странах восточной Европы. Уникально предприятие тем, что в Советское время из производства опасных боеприпасов завод технологически перестроился и перешёл на выпуск безобидных гражданских велосипедов, так нужных всему миру для передвижения. Велосипеды "ЗИФ" были очень популярны во всём мире.
Располагалось это легендарное предприятие в Пензе. Пензенский велосипедный завод выпускал 7 моделей мужских и женских дорожных велосипедов, 2 модели подростковых велосипедов, детские велосипеды, складные велосипеды, инвалидные коляски комнатного и прогулочного типов, а также детские санки. Также выпускался грузовой универсальный велосипед, при необходимости трансформирующийся в дорожный.
Завод был очень не типичным для Советского Союза и вообще для СССР. Это было одно из первых совместных предприятий СССР и Китая. Китай был на тот момент лидером в мире по использованию и производству велосипедов. Рамы и вилки для велосипедов производились в Советском Союзе, а остальные комплектующие закупались в Китае. По сути, это были китайские велосипеды производства СССР.
Но не только велосипеды производил завод ЗИФ. Также предприятие производило пресс-формы и комплектующие для Волжского автозавода.
Пензенский велосипедный завод также назывался и был известен, как Велосипедный завод имени Ушакова "ЗИФ". Это одно из старейших машиностроительных предприятий Пензенской области по производству велосипедов и оборонной продукции, существовавшее целое столетие — с 1915 по 2016 год. Ровно 101 год завод носил название ЗИФ - Завод имени Фрунзе.
История завода ЗИФ
История этого знаменитого на всю страну завода просто уникальная. Изначально это предприятие носило название - "Третий трубочный завод". Предприятие ТТЗ изначально было предназначено для производства военных боеприпасов. Завод был назван трубочным по наименованию взрывателей для гранат. Предложение о его строительстве было внесено 13 июля 1913 года, а уже в мае 1915 года были выделены средства для его строительства.
Строительство завода было ускорено необходимостью увеличения поставок боеприпасов на фронт Первой мировой войны, а также переходом Петроградского трубочного завода к изготовлению другого вида боеприпасов.
Огромное значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918—1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием прибыли в Пензу 350 квалифицированных рабочих.
Строительство завода ЗИФ началось
В январе 1919 года началась сборка современных по тому времени 45-секундных трубочных взрывателей для гранат. В конце 1921 года завод приступил также к изготовлению мирной продукции. Производились детали к водопроводу, зажигалки, дверные замки, посуда, электрические товары, скрепки для бумаги. Вскоре предприятие перешло на выпуск горелок для керосиновых ламп, которые до этого делали только в Варшаве. Они пользовались большим спросом. А уже в декабре 1924 года их было изготовлено 84 736 штук. Огромнейшие цифры.
В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия. Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем харьковские или рижские, но отличались высокой надёжностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года заводу присвоено название - Пензенский завод имени М. В. Фрунзе или сокращённо - ЗИФ. Под маркой ЗИФ и выпускались долгие годы пензенские велосипеды. В связи с необходимостью выпуска новых взрывателей в начале 1935 года на заводе было организовано часовое производство, которое через пять лет было передано построенному рядом Пензенскому часовому заводу. В том же году были выпущены первые патефоны. Естественно, что в годы Великой отечественной войны основной продукцией предприятия были боеприпасы. В ноябре 1944 года за высокие достижения по производству боеприпасов заводу было присвоено первое место в отрасли, а в 1945 году завод был награждён высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
В послевоенный период директор завода Д. И. Киселёв и конструктор А. Н. Блинков за разработку и изготовление поточно-конвейерных высокопроизводительных линий для сборочных работ стали лауреатами Сталинской премии 2-й степени (1946). В 1946 году завод выпустил несколько тысяч велосипедов, почти четыре с половиной тысяч тракторных сенокосилок, оказал помощь заводу "Белинсксельмаш" в изготовлении картофелесажалок. Было организовано также производство 100-тонных прессов, агрегатных станков различного применения и токарно-револьверных автоматов.
С марта 1966 года его стали именовать "Велосипедный завод имени Фрунзе". В 1970-х годах коллектив предприятия начал реконструкцию производства, совершенствование изготовления новых оборонных изделий.
В 1971 году завод наградили - орденом Октябрьской Революции
В 1970-х годах завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов. Вот перечень всей продукции - «Сура-5», «Сура-6», «Сура-9» ЗИФ 111—525, «Диана», «Вираж», «Прима», «Темп» и «Сура-3», «Сура-4». Завод выпускал пользовавшиеся большим спросом 10-скоростные и 15-скоростные горные велосипеды «Самсон» ЗИФ 190—535, кроссовый велосипед для подростков, детские 2-х колёсные и 3-х колёсные велосипеды, грузовой 3-х колёсный велосипед «Велорикша». Пензенские дорожные велосипеды получили престижные международные награды - Большую золотую медаль на международной ярмарке в городе Пловдиве в 1989 году, международный приз "Арка Европы" в1993 году.
Также с 1960-х годов на предприятии осуществлялось производство мотовелосипедов. Модели мотовелосипедов - 16-В, 16-В1, 16-ВМ, 17-В. А позже завод стал производить ещё и лёгкие мопеды - МВ-18, МВ-18М, ЗиФ-77, ЗиФ-20.
В постперестроечные годы на заводе выполнялась сборка мини-мокиков из деталей и узлов Рижского мотозавода "Саркана Звайгзне". До 1990-х годов завод активно производил и продавал велосипеды и мопеды на внутреннем и внешнем рынке, экспортируя их в экономически неблагоприятные страны восточной Европы, Индию и Китай.
В 1992 году государственный завод был приватизирован в открытое акционерное общество ОАО Завод имени Фрунзе - ЗИФ, собственниками являлось руководство предприятия. И уже на 1995 год уставной капитал предприятия составлял 2 млрд 761 млн руб.
Банкротство велосипедного завода ЗИФ
Продукция велосипедного завода ЗИФ экспортировалась в неблагополучные и бедные страны. Причём самым основным экспортёром продукции ЗИФ всегда являлся Китай.
Но китайский рынок стал постепенно отходить от использования велосипедов. Бурно развивающиеся и разбогатевшая экономика Китая уже не нуждалось в велосипедах, как пережитках прошлого, переходя на электрические современные средства передвижения и комфортные автомобили. Экономия Китая показывала огромный рост - и социальный, и экономический. В Китае началась программа по утилизации старых велосипедов. Шанхай стал одним из первых утилизировать двухколёсные средства передвижения. Люди буквально бросали свои бесхозные и ненужные велосипеды на улицах. По Шанхаю ездили грузовики и утилизировали сотни и тысячи брошенных велосипедов, расчищая проезжую часть.
Как и почему в Китае избавились от велосипедов - читайте мой репортаж из Шанхая тут
Сначала сократились поставки в Китай велосипедов ЗИФ, а после и вовсе прекратился весь экспорт. Завод ЗИФ встал. Завод ЗИФ оказался на грани банкротства. Мир уже не нуждался в продукции предприятия. Нет, конечно же, завод частично выпускал продукцию, но в колоссально малых объёмах. Настали плохие времена для легендарного предприятия.
В 2000 году 80 % акций акционерного общества ОАО Завод имени Фрунзе - ЗИФ приобрела тольяттинская группа ЗАО ГК "ПОЛАД", под руководством депутата ЛДПР Виктора Попова. Огромные цеха предприятия постепенно превращались в склады и арендные помещения под сдачу офисов.
Предприятие постепенно становилась банкротом. Заказы существенно упали, цеха простаивали, люди сидели без зарплат. С 2009 года в арбитражный суд к предприятию были поданы иски кредиторов.
Завод ЗИФ встал
В 2014 году производство велосипедов было на заводе ЗИФ было остановлено. Около 300 уникальных сотрудников и специалистов предприятия были отправлены на улицу в вынужденный отпуск.
В 2016 году работники предприятия пикетировали здание заводоуправления, блокировали автомобили руководства, обратились в суд с требованием выплатить причитающую зарплату. В этом же году предприятие было опечатано судебными приставами. За долги отключён свет, вода, прекратил работу официальный сайт завода ЗИФ. Собственник ГК "ПОЛАД" задним числом уволил всех сотрудников, а новый директор Владимир Генералов делал попытки выставлять частную охрану от мародёров, после чего завод прекратил своё существование.
В 2017 году по инициативе Губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, правительство области выкупило уникальные станки завода для восстановления производства. Было множество предложений для восстановления производства. Но мир уже не нуждался в велосипедной продукции таких огромных объёмах, которое давало предприятие ЗИФ в 70-х и 80-х годах. Новые технологии вытеснили рынок сбыта. К тому же, нужно было гасить судебные долги предприятия. Так легендарный завод ЗИФ превратился в заброшенные руины.
7 июня 2020 года на территории завода ЗИФ произошел пожар. Сгорели и были уничтожены многие уникальные артефакты легендарного Советского предприятия.
Кому нужны в нашем веке велосипеды? А ведь раньше, велосипед был самым доступным и комфортным средством передвижения. Сейчас уровень комфорта и технологического прогресса изменились, и велосипед превратился - всего лишь в историю.
Прощай, завод ЗИФ!
Максим Новиковский
МОЙ ВК ТУТ
МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ
МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
НА МОЙ ЖЖ ТУТ
МОЙ ОК ТУТ
Всем спасибо за просмотр! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет красивее, интереснее, увлекательнее и мистичнее.
#зиф #заброшенныйзавод #ссср #история #китай #заброшка #заводзиф #репортаж #наука #секретныйзавод #максимновиковский #яндекс #дзен #пенза #ленин #заводименифрунзе #фрунзе