В середине XV века Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, совершив революцию в книгопечатании. До этого в течение пяти тысяч лет единственным способом тиражирования манускриптов был долгий и кропотливый труд переписчиков.
МУДРОСТЬ В РУЛОНЕ
Первоначально носителями нового знания была элита и в первую очередь жрецы. Но постепенно умением складывать таинственные знаки в слова и предложения овладевали все более широкие массы людей. Литературные труды разного содержания стали пользоваться спросом и превращаться в товар, а значит возникла нужда в их приумножении.
На долгие столетия ручное копирование манускриптов стало единственным способом тиражирования, а писцы – единственным копировальным устройством.
Первым массовым компромиссам каменным плитам и глиняным табличкам стал папирус, который впервые появился в Египте и позже распространился по всему миру. Его делали из стеблей папируса, которые склеивали в тонкие листы, а затем сшивали в длинную полосу.
Команды писцов-копировальщиков в Греции в основном собирались из рабов. Продукт их деятельности был очень востребован, но работа тяжела и неблагодарна. Часто, чтобы увеличить производительность, копирование велось сразу одновременно несколькими писцами под диктовку. За ошибки и вольности в тексте работника могли наказать отсечением большого и указательного пальцев.
Папирус был не слишком удобным и долговечным, зато занимал мало место, что привело к распространению моды на библиотеки. Самой крупной из всех считалась Александрийская. По египетским законам книги со всех судов, которые заходили в гавань Александрии, изымались и копировались, после оригиналы оставались в библиотеке, а копии возвращались владельцам.
В Риме переписчиков называли либрариями. Очень часто, даже получив свободу, они не спешили бросить свое занятие и открывали собственные лавки-скриптории, в которых занимались копированием и продажей книг. На широких полях папирусов обычно вели учет количества написанных объемов, в конце свитка делали запись, выражающую радость по поводу завершения работы или просили прощения за допущенные ошибки.
КОПИРОВАЛЬЩИКИ ХРИСТА
С наступлением Средневековья пришли изменения в «копировальный бизнес». Теперь одна часть писцов сосредоточилась при монастырях, другая – при университетах. Свитки папируса уходили в прошлое, уступая место пергаменту. На его изготовление шли тонко вырезанные шкуры телят, коз и других животных. Теперь мастера могли размещать текст не с одной, а с двух сторон листа. Ускоряло работу и введение специализаций: каллиграфы переписывали основной текст, рубрикаторы выводили заглавные буквы, миниатюристы рисовали иллюстрации, иллюминаторы украшали страницы цветными орнаментами.
Листы с текстом обрезали, заключали в красивый кожаный переплет и произведение было готово. Церковные переписчики часто выполняли заказ богатых прихожан, но денег за свою работу они не получали, поскольку работали во имя Господа. Все доходы от их трудов шли в церковную казну. Но, несмотря на старания писцов, они часто совершали ошибки и вольности. Иоанн Богослов даже грозил нерадивым писцам язвами и другими Божьими карами.
К XIII веку монастырских писцов начали сменять предприимчивые ремесленники. Они активно объединялись и совместно работали над заказами. В начале XV века по всем крупным городам Европы открывались лавки переписчиков, которые как конвейер выдавали все – от философских трактатов до кулинарных инструкций.
СЛАВЯНСКИЙ СТИЛЬ
На Руси домонгольского периода культура чтения и писчее дело было широко распространено. Большие книгохранилища имелись при Киево-Печерской лавре, при Успенской церкви во Владимире. Книги на Руси переводились с греческого, латинского и даже древнееврейского. Грамотных людей на Руси было гораздо больше, чем в Европе. Огромные библиотеки имели многие князья.
Эту информацию подтверждают новгородские берестяные грамоты XI-XIII веков. В то время как европейские монархи с грехом пополам могли написать свое имя, новгородские мальчишки писали друг другу письма-дразнилки, а их матери составляли расписки за одолженный у соседки половник.
Однако за время зависимости от Орды копировальное дело пришло в упадок. Более 200 лет русичам было не до книг. А в XV веке, после освобождения от ига, труд писцов стал неактуальным. Им на смену приходит механическая печать текстов, что очень удешевило стоимость книг и сделало их более доступными.