Найти тему

СССР. Послевоенные дети. Очерк 3

Чтобы не говорить казёнными фразами и не обобщать жизнь послевоенных ребят, я расскажу, как это было на собственном примере. Думаю, многие мои сверстники узнают себя в моём рассказе.

Дошкольное детство окончилось внезапно. В школу, не в пример другим ребятам, я идти категорически не желал. Искренне не понимал, зачем мне учиться и чему –по моему мнению я уже и так всё знал… Больше всех! В пять лет бегло читал и считал до ста. Даже умел складывать на счётах - научила соседка по коммуналке бухгалтерша.

Прочитал все сказки, которые бабушка приносила из институтской библиотеки, а к шести годам уже сам выбирал книжки, чем умилял старенькую библиотекаршу Ксению Ивановну.

До сих пор помню её доброе лицо и лучистые, совсем молодые глаза. Она искренне и восторженно удивлялась, что я буквально через день-два приносил прочитанные книги, которые запоем читал. Читал даже ночью под одеялом с фонариком - бабушка не разрешала читать по ночам.

Однажды, чуть не устроил пожар. Батарейка фонарика «села» и я затащил под одеяло небольшую настольную лампу. Заснул, конечно. Проснулся от дыма. В ватном одеяле зияла и дымилась по краям здоровая дырка. Тлевшее одеяло бегом притащил на кухню под кран и залил дыру водой. За все художества получил палкой от деда и стенания бабушки.

Чем ближе приближалось первое сентября, тем больше росло во мне сопротивление. Заканчивалась вольница. Понимал, что столько времени читать, играть в футбол на поляне и кататься на коньках и санках уже не придётся. Надо будет сидеть в школе, и готовить уроки, как курносая воображалка – соседка по коммуналке, Танька, из второго класса.

Понимаю, что это не педагогично и уж совсем не типично: многие любили школу и восторженно отзываются о ней по сей день. Я не любил. Мне здорово не повезло с учителями. Вспоминаю добром только свою первую учительницу, Татьяну Степановну и директора школы, который не раз защищал меня в конфликтных ситуациях.

Шёл пятьдесят первый год. Население страны ещё переживало последствия страшной засухи 1946-47 годов, поразившей половину России, Украину и Молдавию. Положение понемногу выправлялось, но в Воронежской области по-прежнему не хватало продовольствия. Жили бедно, спасали огороды и лес.

Осенью, после заморозков, когда уже кончалась уборка картошки на полях сельскохозяйственного института (или просто СХИ, как его до сих пор называют в Воронеже), ее докапывали местные. Из мерзлой картошки, бабушка делала драники. Они были сладковатые на вкус и казались очень вкусными, а из очистков картошки варили суп с крапивой. У нас его называли суп с лушпайками, то есть с очистками.

центральная площадь Ленина в Воронеже. Фото 1945г
центральная площадь Ленина в Воронеже. Фото 1945г

В наши дни рассказывая об этом внучке, заметил , что вкуснее этих драников ничего не ел , и Катя - дошкольница попросила их приготовить. Моя супруга Лариса, натерла картошку, разбила пару яиц, добавила нашинкованного лука и пожарила драники на сливочном масле. Ели со сметаной. Катька съела один драник и спросила:

- Дедушка! Не очень вкусно и они какие-то синие … Котлеты вкуснее! Почему вы котлеты не ели? Впервые я замешкался с ответом. Внучка не могла представить, как мы жили после войны.

Воронеж был почти полностью разрушен.

7 июля 1942г. немцы взяли Воронеж, вся правобережная его часть была оккупирована, кроме «пятачка» - района СХИ - ЛТИ. Оборону держала 45 стрелковая дивизия, штаб которой находился прямо в лесотехническом институте. Через 212 дней ожесточённых боёв немцев разбили.

Когда дед с бабушкой приехали в город, то не увидели ни одного целого здания. Вместо них стояли отдельные сохранившиеся стены и груды красного кирпича.

восстановительные работы в воронежском лесотехническом институте Фото из музея института 1946г.
восстановительные работы в воронежском лесотехническом институте Фото из музея института 1946г.

Нашу семью, вернувшуюся из эвакуации, разместили сначала в деревянном бараке, а позже дали комнату в коммунальной квартире в наспех восстановленном довоенном доме.

Наша школа (средняя школа номер 20 ) располагалась через дорогу от сельскохозяйственного института в километре от нашего дома. Она сильно пострадала. Сохранившиеся стены школы, как и здания института стояли без крыш, окон и дверей.

Во время войны в школе располагался госпиталь.

Воронежский поэт, Виталий Иванов - автор сборника «Берёзы опалённые войной», выпускник нашей школы писал:

А в нашей школе госпиталь теперь,

И классы стали называть «палаты»,

Но каждый день мы снова входим в дверь,

Где нас встречают радостно солдаты.

Поэт рассказывал, как подростки беседовали с ранеными, писали письма их родным, сортировали бинты. Испачканные кровью - стирали, проглаживали - бинтов не хватало. Разводили гипс для повязок. Моя тётя Боговая Инна Оскаровна была в числе этих ребят и много рассказывала мне о жизни военного Воронежа.

Моё поколение жило войной и мы и были детьми войны.

Многие не вернулись с фронта. Отец моей супруги погиб в 1942 году, мои два деда (братья моего дедушки) и мать бабушки умерли от голода в блокаду Ленинграда. Мои родители вернулись с войны хоть израненными да, слава Богу, живыми. Отец и мать сражались в Сталинграде. В нашем классе у половины детей отцы и деды погибли. Многие, как мой отец получили ранения, от которых медленно умирали уже после войны.

Наш преподаватель по военной подготовке пришёл с войны без руки, а математик потерял ступню на минном поле. Поэтому когда сейчас, некоторые, как бы это помягче сказать, «патриоты» визжат и лают на бессмертный полк, а парад называют победобесием, это вызывает у нормальных людей ярость и презрение к этим отщепенцам, негодяям и предателям.

Пока школу восстанавливали, классы разместили в техническом корпусе СХИ, который наспех отремонтировали. Помещения переоборудовали под классы. Повесили фанерные доски, окрашенные черной краской, большой портрет Сталина, который приветствовал пионеров, отдающих салют со знаменем и барабанами. Поставили парты.

Вспоминая это время, не могу сказать, что, так называемый культ личности И.В. Сталина, каким-то образом влиял на нас. Ни о каком культе мы тогда не ведали. Сталин - вождь, под руководством которого СССР победил фашизм. Он был отцом всех народов, населяющих нашу страну и без него мы не представляли жизни, а плакаты с его портретами воспринимались, как должное, обыденное и само собой разумеющееся.

Сейчас звучит неправдоподобно, но, приветствуя входящую в класс Наталью Степановну, нашу первую учительницу, все вставали и хором произносили:

- «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» После чего учительница давала команду садиться. Но, видимо это была местная выдумка – я не слышал, чтобы в других школах так было заведено.

На уроках пения пели: «Сталин и Мао слушают нас! Москва – Пекин поют народы! И уж совсем не детское: - «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина! Выпьем и снова нальем!» Учителю пения Николаю Ивановичу Остапенко – учителю пения и руководителю струнного школьного оркестра «влетело» за эту песню от нашего директора Тита Титовича Титова – я не выдумал имя директора. Так оно звучало на самом деле. Он был добрым и справедливым - мы уважительно звали его Тит Титычем!

Конечно, много зависело от личности учителя и, в других школах не пели такие песни, но дури хватало везде и всегда.

Бабушка рассказывала мне, что во времена коллективизации, когда моя мама училась в школе, разучивали такие стишки:

Трактор сеет, трактор пашет,

Трактор песенки поет! - и дальше в таком же духе.

Ребят это никак не волновало. Мы жили своей жизнью. Я и мои хулиганистые приятели прятали пионерские галстуки в карман, чтобы никто не стыдил:

- «А еще пионер"!

Прятали ещё и потому, что мешали, а может быть присутствовал и какой-то скрытый протест против стадности пионерской организации, ее барабанов, горнов, собраний, нотаций.

это мой 3 класс в школе №20. Позади плакаты и пр. 3-й справа в верхнем ряду - автор.
это мой 3 класс в школе №20. Позади плакаты и пр. 3-й справа в верхнем ряду - автор.

Собирали металлолом – благо рядом со школой стояло разбомбленное здание химического корпуса СХИ и там валялось много металла: разбитые батареи отопления, скрученные балки, решётки и пр. Собирали и макулатуру. Не могу сказать, что при этом существовала какая-то идеология. Просто было весело. Собирание макулатуры приобрело совершенно другой характер, когда за сданную макулатуры стали давать книжки. Я и мои друзья стали собирать её с таким энтузиазмом, что можно было только завидовать! Даже ходили по домам.

Я не любил никаких общественных мероприятий, а занятия частенько прогуливал со своими друзьями и, чем старше становился, тем чаще сбегал как с отдельных уроков, так и целиком с занятий в школе. Это называлось идти на скитушку или «на скет». То есть скитаться. Особенно осенью и, конечно, весной, когда в лесу и на реке оживала природа, щебетали птицы, ковром синели подснежники, медом пахли медуницы. В школе и дома врали, выкручивались, кто, как мог, иногда сходило с рук, но чаще были неприятности, особенно если «скитушки» осложнялись дополнительными проказами, если не сказать хуже. Современные родители пришли бы в ужас от наших занятий. Все ребята рыли в старых окопах на местах боёв. Находили боеприпасы, сапёрные лопаты, штыки.

Как-то раз я со своим закадычным другом Копченым (Борисом Батищевым, которого так прозвали за смуглую кожу и чёрные вьющиеся волосы), вместо занятий в школе, отправились в лес и нарыли ржавую пулеметную ленту с частью патронов. На следующий день по дороге в школу встретили Севера (Борьку Севергина) из параллельного класса и поспорили, годные эти патроны или нет. Север, который проживал с матерью в крохотной комнате коммуналки, в одноэтажном старом доме, отапливаемый печками с дымовыми трубами, выходящими во двор через окно, предложил испытать патроны: бросить в печь пулеметную ленту. Мать Севера – уборщица в институте в это время была на работе. Копчёный открыл вьюшку, а я бросил туда ленту. Вскоре прозвучал выстрел, а за ним открылась настоящая пальба. В доме перепугались все до смерти.

Бабка Агафья, соседка Севера, орала, как резаная:

- Бежим в лес, война! Немцы вернулись!

Печка треснула в нескольких местах, осыпалась штукатурка со стен. Хорошо пожар не случился!

Севера драли всем домом. Привязали на улице к лавке полотенцем, нарезали ивовых прутов и по очереди стегали. Больше всех старалась бабка Агафья.

Меня дед здорово поколотил своей тростью, вырезанной из корня берёзы, а за Копченым отец гнался со шваброй, но ему удалось добежать до леса и оторваться от родителя. Его безбашенный отец частенько избивал сына и не соображал, чем могли закончиться его побои. Двое суток Копченый ночевал в ближнем блиндаже, в котором стояло разбитое пианино с пятью клавишами, при нажатии которых раздавался дребезжащий звук. Тётя Ася – мама Борьки Копчёного передала мне фуфайку для сына и собрала ему узелок с картошкой и хлебом. Я бегал в лес и относил.

За прогулы в школе и хулиганство Чита – так дразнили завуча школы, требовала сурово наказать всю нашу гопкомпанию. Её не любили ни школьники, ни учителя. Она недаром носила это прозвище.

Маленькая злая тетка, с выщипанными бровями, черными глазками и широкими ноздрями – точно как у макаки, Читы из трофейного фильма «Тарзан», работала в школе завучем, преподавала русский язык и литературу. Успела нагадить всем пацанам.

Расчёсанные на пробор жидкие волосы, она стягивала в косу и укладывала на затылке. Любила читать длиннючие нотации, которые начинала тихим и сладким голосом, обращаясь на «вы», но вскоре срывалась на крик и визг.

У меня с ней сразу возникли напряжённые отношения, а тут добавился совсем уж дурацкий случай: на перемене я съезжал задом со второго этажа лежа на перилах лестницы, а она в это время поднималась вверх в учительскую и, я въехал в нее ногой. Она пошатнулась, но успела схватить меня за ухо и стала больно выкручивать его, приговаривая, что, наконец, попался! Она потащила меня к директору. Я, вырываясь, завопил:

- Пусти, Чита, поганая! –что переполнило чашу терпения завуча, и она потребовала исключить меня из школы насовсем за все «художества» и оскорбление завуча.

...

Продолжение следует...

...

Ссылка на первый очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/pochemu-liudi-hotiat-vernutsia-v-sovetskoe-proshloe-61049c691586531e674b79f2

Ссылка на второй очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/v-provinciiah-sssr-1953-god-ocherk-2-6105ea2175ac2b0843e42c11

...

Фото к публикации из интернета по лицензии Creative Commons

...

Автор: Вадим Гарин

https://proza.ru/avtor/vagarin1yandex

С удовольствием ПРИНИМАЕМ на публикацию не опубликованные ранее истории из жизни, рассуждения, рассказы, повести, романы.

!Тёплые комментарии, лайки и подписки приветствуются (даже очень)!

...

официальный сайт автора канала http://lakutin-n.ru/

Почта :Lakutin200@mail.ru

Страница VK https://vk.com/avtor_nikolay_lakutin

Инстаграм https://www.instagram.com/nikolay_lakutin/

Твиттер https://twitter.com/nikolaylakutin

Facebook https://www.facebook.com/NikolayLakutin

Канал в Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/lakutin

Так же у нас есть Канал на Youtube "Николай Лакутин"