Мы продолжаем публиковать материалы журналистского расследования о деятельности томского «медицинского спрута» на территории области
По данным Томскстата, заболеваемость злокачественными новообразованиями в Томской области выше, чем по стране в целом; в 2020 г. она превысила среднероссийский уровень на 19.1%. На 100 тыс. человек в Томской области приходится 451,3 онкобольных, в России — 378,9.
В своих статьях «Госзакупки медоборудования как средство наживы» от 17.07.2020 г. № 29, «Медицинского спрута» и ковид не берет…» от 15.01.2021 г. № 3 мы публиковали материалы журналистского расследования о закупке за 280 млн рублей из федерального бюджета американского линейного ускорителя для нужд ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» (далее ОГАУЗ «ТООД»). Закупка осуществлялась по национальному проекту «Здравоохранение» и региональному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024 года», принятого в 2018 г.
За это время сменился руководитель регионального проекта — начальник областного департамента здравоохранения Александр Холопов. Похоже, заметая следы, срочно уволился и убыл в Москву под крылышко директора «Центрального научно-исследовательского института организации и информации здравоохранения» Ольги Кобяковой (заместителем директора по здравоохранению) куратор регионального проекта — заместитель губернатора по социальной политике Иван Деев.
Давайте попробуем разобраться, насколько выполняется региональный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024 года», в том числе и по заявленному повышению эффективности использования «тяжелого» диагностического и терапевтического оборудования для лечения злокачественных новообразований (ЗНО) на примере закупки линейного ускорителя.
Ну, и где лечение?!
Согласно региональному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024 года», утвержденному распоряжением администрации Томской области от 28.06.2019 г. № 399-ра, ожидалось достичь к 2024 г. следующих результатов:
- снижение «грубого» показателя смертности до уровня 205,0 на 100 тыс. населения;
- увеличение удельного веса больных с ЗНО, выявленными на ранней стадии опухолевого процесса, до 63,0%;
- увеличение удельного веса больных с ЗНО, состоящих на учете 5 лет и более, до 60,0%;
- снижение одногодичной летальности пациентов с ЗНО до уровня 17,3%;
- повышение эффективности использования «тяжелого» диагностического и терапевтического оборудования: установок КТ, МРТ, а также радиотерапевтического оборудования для лечения ЗНО.
Однако в нашей критической публикации «Безнаказанность» от 16.07.2021 г. № 29 мы рассказали об отсутствии введения ОГАУЗ «ТООД» в эксплуатацию (намеченную на декабрь 2020 г.) американского линейного ускорителя. Получается, что с декабря 2020 г. онкологические больные не смогли получить качественного лечения на закупленном за немалые денежные средства медицинском оборудовании! И это несмотря на то, что в проекте было предусмотрено использование этого ускорителя для лечения. Оправдываясь, в своих письмах администрация Томской области — департамент здравоохранения приводит аргументы о неготовности помещения, отсутствии проекта размещения оборудования и радиационной защиты, а также ремонта (метров 40 квадратных, наверное). Кто мешал начать это делать сразу после заключения контракта о закупке оборудования в сентябре 2020 г., а не летом уже 2021 г., никто объяснить не может. Очевидная халатность или несоответствие занимаемой должности? За это людей в других регионах увольняют и судят, у нас наоборот — переводят из статуса исполняющего обязанности в главные врачи. Возникает закономерный вопрос — за что?! Можем только предложить. Организация трат денег в других закупках, в том числе на строительстве нового хирургического корпуса для ОГАУЗ «ТООД», происходит по сценарию департамента здравоохранения и его кураторов в «белом доме» у нужных им поставщиков «двора дона Карлеоне». Получается, что задержка ввода объекта в эксплуатацию на 7-8 месяцев, отсутствие планов приобретения для него всего необходимого медицинского оборудования, а также невозможность своевременного лечения больных никого не волнует!
Вот и сравниваем формальный результат эффективности пока за 2019 г. (по 2020 г. данных еще нет) по смертности от онкологических заболеваний.
Согласно проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024 года» с 2019 по 2024 гг. планировалось следующее снижение смертности от онкологических заболеваний: с 216.2 человек (на 100 000 населения области) в 2019 г. до 205.0 человек в 2024 г. Однако согласно официальным данным статистики, в 2019 г. показатель смертности составил 216.8 человек на 100 000 населения.
Это вроде и небольшое расхождение с планируемыми цифрами, но когда это твои знакомые или родственники… В общем, мы с вами видим формальный провал уже за 2019 г.
Как мы говорили выше, за 2020 г. официальных данных до сих пор нет, что наводит на мысль, что ситуация еще хуже, чем в 2019 г. Известно, что за год область вымерла на 8 тысяч, и там не только ковид сработал — там и кардиология, и онкология.
Даже формально областной администрацией и его департаментом здравоохранения не было выполнено планируемое региональным проектом «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024 года» обслуживание и обследование больных онкологическими заболеваниями.
На мое обращение на имя губернатора Томской области Сергея Жвачкина о предоставлении информации по линейному ускорителю был получен ответ областного департамента здравоохранения от 23.07.2021 г. Согласно этому ответу, закупленный в 2020 г. ускорительный комплекс до сих пор не установлен. На данный момент демонтированы источник излучения и аппарат гамма-терапевтический, имеющиеся в наличии у ОГАУЗ «ТООД». Возникает вопрос, а на чем, собственно, тогда проводится лечение онкобольных, если демонтирован источник излучения, а новый не установлен? И как проходит запланированное в проекте борьбы с онкологическими заболеваниями обследование на аппарате гамма-терапевтический до 2024 г., если он также демонтирован?
Далее, согласно ответу, разработан проект радиационной защиты помещения, проектная документация для проведения ремонтных работ. Заключен договор на обустройство помещения в соответствии с требованиями по размещению оборудования. Подготовка помещения для установки ускорительного комплекса планируется до 30.07.2020 г.(?), сам же монтаж и ввод в эксплуатацию планируется на 10.09.2021 г.! Проводится отладка оборудования, проверка параметров, получение санитарного заключения, обучение работы на нем персонала.
Очнитесь, господа чиновники! На дворе уже даже не середина 2021 г., вы там часом не заснули после сытного обеда?! Вот вам и президентское — «времени на раскачку нет»! Вот вам и прорыв!
Почему никто из чиновников областной администрации и ОГАУЗ «ТООД» не понес заслуженного наказания за неисполнение своих прямых должностных обязанностей и оставление больных без медицинского обслуживания на закупленном оборудовании — линейном ускорителе? Сколько вы еще будете издеваться над онкологическими больными? Сколько жителей Томской области ушло в мир иной, благодаря вашей жадности, разгильдяйству и махровой безответственности?!
Похоже, губернатор Томской области С. Жвачкин уже давно махнул рукой на то, что творится на территории Томской области и на защиту прав жителей области и отдал регион «на откуп» своим заместителям и заезжим «гастролерам» и временщикам, что сказалось на частом упоминании Томской области в коррупционных новостях.
Итог «бурной» деятельности областных чиновников
По данным Росстата, число пациентов Томского онкологического диспансера в конце 2020 г. составило 28,7 тыс. человек. Это несколько больше, чем было в 2019 г. — на 4,1% или 1,1 тыс. человек, но заметно больше по сравнению с 2015 г. — за пять лет число онкобольных увеличилось на 28,1%, т. е. на 6,3 тыс. человек!
Неприятным открытием стал резкий рост злокачественных новообразований у детей: он даже опередил рост онкологии у взрослых и, по сравнению с 2015 г., составил 28,6%. Если в 2015 г. на учете в онкодиспансере состояли 126 детей до 14 лет, то в 2020-м — уже 162 ребенка.
При этом, судя по статистике, из этих средних 4500 онкобольных только половина доживает до следующего года, иначе цифра бы очень сильно росла каждый год. Почти 2500 человек в год умирают в мучениях. По слухам, в больницах имеется установка ставить причину смерти онкологического больного по формальному факту ее причины, а не по первичному заболеванию.
Учитывая тот созданный рукотворно бардак в томском здравоохранении и отсутствии должного контроля за исполнением намеченного, стоит ли удивляться росту онкологической заболеваемости даже у детей?
Прокуроры, где ваш надзор?!
Президент РФ Владимир Путин 17.03.2020 г. принял участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ. На коллегии глава государства определил основные задачи прокуратуры, среди которых он отметил, что «На особом контроле должны оставаться и вопросы государственной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, граждан с ограничениями по здоровью, пенсионеров. Имею в виду получение бесплатной и высокотехнологичной медицинской помощи, лекарственного обеспечения…».
Также В. Путин отдельно указал на то, что актуальное и крайне значимое направление работы прокуратуры — это противодействие коррупции. Особенно это касается защиты бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов.
Однако прокуратура Томской области не особо разбежалась контролировать исполнение национальных проектов, к чему их призывал президент РФ В. Путин, что подтверждается не принятием мер прокурорского реагирования по отсутствию ввода в эксплуатацию закупленного в 2020 г. американского линейного ускорителя, столь необходимого для лечения онкобольных, а также не реагированием на наши критические публикации: «Госзакупки медоборудования как средство наживы», «Медицинского спрута» и ковид не берет…» и других наших публикаций о деятельности томского «медицинского спрута». Кроме того, почему прокуратура оставляет безнаказанным заброшенное строительство новой инфекционной больницы им. Сибирцева? Ведь она в условиях коронавирусной инфекции, ох, как бы пригодилась!
На направленные нами в областную прокуратуру газетные публикации мы получаем прокурорские отписки об отсутствии установления нарушений закона. А вот согласно ответу Росздравнадзора РФ от 20.01.2020 г., выясняется, что 12.01.2020 г. из прокуратуры Томской области поступила информация о результатах рассмотрения ранее направленных вами обращений. Из письма следует, что «по итогам надзорных мероприятий по постановлениям прокуроров 4 виновных должностных лица районных учреждений здравоохранения привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 Административного кодекса РФ за нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение УЗИ-аппаратов. Одновременно главным врачам учреждений здравоохранения внесены представления об устранении нарушений закона. Виновным лицам назначены наказания в виде административных штрафов в размере 10 000 рублей (каждому), к дисциплинарной ответственности привлечены 4 работника».
Получается, что эти «ухари» заработали при завышении цены на медицинское оборудование миллионы, а штраф заплатили 10 тыс. рублей! Прямо как долю отдали… Нечего сказать, хороший бизнес!
Похоже, зная ситуацию на местах с отсутствием должной работы правоохранительных и следственных органов, а также прокуратуры, В. Путин заявил: «Вынужден сегодня отметить также, что в прошлом году, впервые начиная с 2016 года, общее число преступлений в стране выросло. Увеличилось и количество нераскрытых преступлений. Многократно об этом говорили, но, к сожалению, получается, что практически каждое второе преступление остается нераскрытым».
Аналогично ни по одной из наших критических публикаций о деятельности томского «медицинского спрута» прокуратурой не было проведено должных расследований с направлением материалов проверки в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
У меня вызвало горькую усмешку выступление на этой же коллегии Генерального прокурора РФ Игоря Краснова, заявившего о том, что прокуроры в Республике Адыгея, Вологодской, Рязанской, Томской областях и других регионах реагировали на факты не обеспечения граждан специализированной, паллиативной и даже скорой медицинской помощью, а в лечебных учреждениях — необходимым оборудованием.
Уж, позвольте не согласиться с высказыванием Генерального прокурора РФ И. Краснова о деятельности прокуратуры Томской области, приведя в пример все тот же случай с необеспечением граждан, страдающих онкологическими заболеваниями, специализированной помощью и необходимым оборудованием, все тем же линейным ускорителем, столь длительное время простаивающем на коммерческом складе. А ведь за его нахождение на складе денежки платятся и, похоже, немалые…
На память невольно приходит куплет из старинного русского романса «Не лукавьте»:
«Не лукавьте, не лукавьте!
Ваша песня не нова.
Ах, оставьте, ах, оставьте!
Все слова, слова, слова…
Где деятельность томского ОНФ по контролю за нацпроектом «Здравоохранение»?
К примеру в Твери, в 2017 г. после обращений представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ) в отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Тверской области было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями со стороны сотрудников регионального министерства здравоохранения, выразившимися в незаконной оплате подрядчику работ по установке линейного ускорителя в тверском областном клиническом онкологическом диспансере.
Ранее активисты ОНФ внесли неиспользуемую медтехнику областного онкологического диспансера в реестр, так называемых, «золотых консервов». Данный реестр создан с целью объединить примеры закупки дорогостоящего оборудования, которое так и не было введено в эксплуатацию. Подобные примеры есть и в других регионах страны. В этом смысле Тверская область не стала исключением.
Летом 2016 г. представители ОНФ обратили внимание региональных властей и контрольно-надзорных органов на эту проблему. Как удалось установить, в клинике на протяжении нескольких лет простаивали магнитно-резонансный томограф и линейный ускоритель.
«Линейный ускоритель, стоимость которого превышает 200 млн рублей, не был даже введен в эксплуатацию и не работал ни дня. При этом контракт на его поставку был полностью оплачен еще в декабре 2012 г.», — рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Тверской области Павел Яковлев. По его словам, из-за простоя оборудования в диспансере не применялись специальные методики диагностики и лечения, конформная терапия.
Информация о положении в онкологическом диспансере была направлена активистами ОНФ в Росздравнадзор, прокуратуру, региональные министерства контрольных функций и здравоохранения, а также главе региона.
«Простой оборудования в тверском онкологическом диспансере — случай попустительства со стороны ответственных должностных лиц. Это не только неэффективное расходование бюджетных средств, но безразличное отношение к людям, которые на протяжении нескольких лет не могли получить необходимую медицинскую помощь у себя в регионе. Безусловно, виновные в этом должны понести ответственность, предусмотренную законом», — прокомментировал П. Яковлев.
Обратите внимание на схожесть ситуации! Но почему в Тверской области ОНФ контролирует исполнение нацпроекта «Здравоохранение», а томский ОНФ, как воды в рот набрал? Или все дело в том, что одним из основных сопредседателей регионального ОНФ является небезызвестная девушка с косой — Ольга Кобякова?
Мы требуем от томского ОНФ срочно подключиться к решению обозначенной нами проблемы с вводом в эксплуатацию закупленного в 2020 г. линейного ускорителя и отсутствием получения онкобольными лечения на данном медицинском оборудовании. С направлением обращения в Центральный аппарат ОНФ для последующего обращения в Генеральную прокуратуру РФ о наличии коррупции в сфере закупок медоборудования для нужд томских медицинских учреждений, нарушении прав граждан и откровенном бездействии прокуратуры Томской области по грубейшим нарушениям национального проекта «Здравоохранения» и неэффективном расходования федеральных денежных средств!
Прошу считать эту критическую публикацию официальным обращением на имя Генерального прокурора РФ И. Краснова и председателя правительства РФ М. Мишустина для проведения проверки изложенных фактов и привлечения виновных к ответственности.
Владимир Губа