Найти тему

Технологию "стелс" изобрел Петр Яковлевич Уфимцев. Он родился в Усть-Пристани и был крещен в нашем храме

Лето несется, срывая листы с календаря так стремительно, что не успеваешь заметить улетающий день.
Так незаметно упорхнул и день
8 июля 2021 года. Между тем, именно в этот день отметил свой 90-летний юбилей, наш с вами земляк, чье имя известно на весь мир.

«В современной обороне важнейшее значение имеют не только технические возможности и вооружение боевых машин, но и снижение их заметности для средств обнаружения. Технология, позволяющая значительно снизить заметность в радиолокационном и других спектрах обнаружения, называется «стелс». И изобрел ее наш соотечественник
– Петр Яковлевич Уфимцев. Это начало статьи на сайте «Военное обозрение» «Русский стелс. Кто разработал технологию самолета-невидимки».

Эта и другие статьи расскажут вам и о научных разработках, и о истории исследования. Мне же, человеку далекому от вопросов обороны и физики, интересен факт, что человек выдающегося ума родился и вырос у нас, в Усть-Чарышской Пристани! Я горжусь этим обстоятельством, и считаю, что те же чувства должен испытывать каждый устьпристанец.

Петр Яковлевич Уфимцев был единственным из именитых выпускников Усть-Пристанской школы, кто откликнулся на просьбы внести свой вклад в строительство храма, отправленные осенью 2018 года адресатам посредством электронной почты.

«В старой церкви меня крестили, когда я был младенцем. Этого я, конечно, не помню. Но хорошо помню другое событие в церкви. Я на руках у матери. Рядом группа женщин тоже с детишками на руках. Священник проходит и маленькой ложечкой с чем-то сладким угощает каждого ребенка. По-видимому, это было причастие…Помню, как горела церковь, была зима, ночь, смотрели из окна» - написал он в письме, а еще – выслал фотографии своей семьи начала 20 века, которые теперь в экспозиции в Доме священника.

Петр Яковлевич подписал фотографию: " На семейном фото  моя бабушка Василиса Никитична Уфимцева  с  детьми и внуками. Умерла еще до моего рождения. Деда Федора Александровича к тому времени, по-видимому,  не было в живых"
Петр Яковлевич подписал фотографию: " На семейном фото моя бабушка Василиса Никитична Уфимцева с детьми и внуками. Умерла еще до моего рождения. Деда Федора Александровича к тому времени, по-видимому, не было в живых"

В начале 21 века Петр Яковлевич приезжал из Калифорнии в Россию и побывал в родном селе, участвовал в торжестве, посвященном юбилею Усть-Пристанской школы.

Публикация в районной газете, июль 2001 года.
Публикация в районной газете, июль 2001 года.

И, конечно, побывал во всех местах, связанных с жизнью и работой в России. В Музее трудовой славы оставил рукопись на 15 страницах «К юбилею "ЦНИРТИ-108". На основе этой рукописи профессор, доктор технических наукЮ.Н. Ерофеев рассказал о нашем земляке в публикации «Дремлет в поле ольгово хороброе гнездо. Далече залетело!” (https://www.computer-museum.ru/connect/ufimcev.htm).

Сегодня вместе с вами мы возьмем из нее то, что каждый из нас может запомнить и рассказать о Петре Яковлевиче.

"Я, Уфимцев Петр Яковлевич, родился в русской крестьянской семье в селе Усть-Чарышская Пристань Алтайского края в 1931 году", – начинает он свои воспоминания.

Дом, в котором родился будущий ученый.
Дом, в котором родился будущий ученый.

Еще в столыпинские времена на Алтай уезжали наиболее предприимчивые, наиболее активные представители крестьянства из центральных губерний. (В одном из писем Петр Яковлевич написал: «Предположительно наши предки переселились в Усть-Пристань в 19 веке из Уфимской губернии, Белоярской волости, деревни Жуковки»).

Уфимцевы. Слева Василий, Справа Яков.
Уфимцевы. Слева Василий, Справа Яков.

Отец будущего ученого, Яков Федорович, на Алтае немного разбогател, однако этого хватило, чтобы потом в сталинские времена оказаться в лагерях. Когда мать будущего ученого Василиса Васильевна (девичья фамилия Торопчина), собрала супругу передачу, та вернулась с пометкой: "Он умер". Пете было тогда 3 года.

В положенное время мальчик поступил в сельскую среднюю школу. В годы детства, которые пришлись на Великую Отечественную, из-за нехватки витаминов зрение его ослабло. "
Но я отказывался носить очки, потому что мои сверстники смеялись надо мной и называли "очкариком", – объяснял Уфимцев. Дело дошло до того, что в седьмом классе он даже с первой парты не мог разглядеть написанное на классной доске. Договорился с соседом, что тот списывает с доски задание по математике, а Уфимцев решает и за себя, и за него.

-6

В 1949 году он окончил среднюю школу и поступил на физико-математический факультет Алма-Атинского государственного университета. Для лечения уже упоминавшейся близорукости, которая только прогрессировала, врачи посоветовали ему обратиться в одесский Глазной институт.

Он съездил туда и, чтобы подольше находиться под врачебным присмотром, перевелся в Одесский государственный университет им. И. И. Мечникова; начал там обучение с четвертого курса, в 1952 году. "В 1954 году я окончил этот университет по специальности "теоретическая физика" и по распределению молодых специалистов был направлен на работу в ЦНИРТИ" (закрытый институт в Москве, занимавшийся проблемами радиолокации»).

Там Уфимцев проработал почти двадцать лет – с 1954 по 1973-й. "Мои годы работы в ЦНИРТИ я считаю самыми счастливыми в моей жизни", – признается он в своих воспоминаниях. – "В институте было много талантливой молодежи. Регулярно проводились научные семинары, которые помогали молодежи, что и как нужно делать в науке… В ЦНИРТИ царила атмосфера здорового научного соперничества».

В 1973 году он был избран на конкурсную должность в Институте радиотехники и электроники АН СССР. Петр Яковлевич Уфимцев получил возможность выступать на научных конференциях с участием зарубежных ученых, общаться с ними. На конгрессе URCI к Петру Яковлевичу, человеку там еще новому и державшемуся обособленно, подошла группа американских ученых, представившихся уфимцевскими учениками: "Ваша книга! Мы учились по ней!".

Так Уфимцев впервые узнал, что его книга переведена на английский язык и издана в США.

-7

Еще в 1962 году он в издательстве "Советское радио" выпустил книгу "Метод краевых волн в физической теории дифракции". Книга был издана тиражом в 6,5 тысяч экземпляров. По тому времени тираж невелик, но и сейчас почти все эти книги в деле, на столах радиоинженеров и ученых.
Труд Уфимцева, между тем, в США не только перевели, но и внимательно изучили. Петру Яковлевичу предложили выступить с лекциями по разработанной им физической теории дифракции в Калифорнийском университете, в Лос-Анджелесе. Тот выразил сомнение: "Не знаю, отпустят ли?.."

Ходатайство пришло: сначала в ИРЭ, потом в Президиум Академии наук. Там решили: можно. В сентябре 1990 г. Уфимцев, в качестве "приглашенного профессора", приехал в Лос-Анджелес.

Истинной причиной своего приглашения туда Петр Яковлевич считает работы по "стеллс"-технологии: "в США эта теория была использована при разработке "стеллс"-технологии, т. е. при создании самолетов и кораблей, невидимых для коротковолновых радаров: « Это обстоятельство послужило причиной для приглашения работать в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, США, которое я получил в 1990 г.». С сентября 1990 г. он работал в этом университете.

Естественен вопрос: а почему "метод Уфимцева" не был практически применен в СССР, в стране его зарождения, а начал применяться в США.
Кратко можно бы ответить словами: да потому, что в то время еще не созрел социальный заказ на проведение и финансирование разработок самолетов - "невидимок".

Но Ерофеев пишет: «Да, П. Я. Уфимцев уехал на временную работу по контракту в США, и его метод нашел применение там. Конечно, "за державу обидно"; обиднее всего, может быть, тем, кто не уехал, кто остается служить Отечеству, а оно, Отечество, всячески отталкивает своих верных слуг – не нужны, вроде, стране ни вы, ни эти ваши радиофизические упражнения…».

-8

Вот такая история, связанная с Усть-Пристанью и уже неотъемлемая от истории села. Надеюсь, факт принадлежности великого ученого с мировым именем к нашей малой родине для читателей также небезразличен, как и мне. Пожелаем Петру Яковлевичу здоровья. А нам и нашему Отечеству – гордиться и хранить то, что имеем. И не плакать, потерявши.

-9