Найти тему
Sunny Blues

История электрогитары: самые знаковые, скандальные и зажигательные моменты на сцене 50-70-х

Оглавление

От легендарных соло до cкандальных и в буквальном смысле зажигательных выступлений.

Отличный концерт может определяться очень разными факторами.

Это может быть шоу, которое навсегда запомнится как тем, кто находился на сцене, так и зрителям в зале, и свяжет их умы воедино. Всё склеилось - идеальный сет-лист, правильная атмосфера и отличный звук.

Всё склеилось..... на бумаге.

Попробуйте запланировать это, и шансов примерно столько же, как поймать молнию в бутылку.

Ричи Блэкмор на California Jam
Ричи Блэкмор на California Jam

Но событие, навсегда сохранившееся в истории, часто представляет собой нечто большее, чем просто сильное выступление. Это может быть что угодно: неожиданное появление гостя, сотрудничество с кем-либо, какие-то социально-политические причины или один из тех случаев, когда все пошло не по плану, но пошло так удачно, как спланировать просто невозможно.

Итак, исторические события на сцене в истории электрогитары, происшедшие в 1950-1970-х в хронологическом порядке.

1. Гитарная дуэль Мэри Форд с Лес Полом на гитарах Лес Пол, 1954 год

В пятидесятых имя Лес Пол было у всех на устах, и оно часто использовалось в тандеме с именем Мэри Форд, его жены и музыкального компаньона. Дуэт вошел в число самых известных исполнителей начала пятидесятых, записав 16 хитов в топ-10, в том числе How High the Moon и Vaya Con Dios.

Только в 1951-м году было продано шесть миллионов пластинок. Неудивительно, что в 1952 году Гибсон разыскал Леса, чтобы написать его имя на новой цельнокорпусной электрогитаре фирмы Gibson.

Мэри Форд не только являлась главной вокалисткой на их концертах, но была ещё и прекрасным гитаристом, что можно увидеть и услышать в видеоклипе выше. Он снят на выступлении дуэта на канале NBC The Colgate Comedy Hour и впервые показан телезрителям в марте 1954 года. В клипе Лес и Мэри, вооруженные гитарами Лес Пол, имитируют гитарный бой во время песни There’s No Place Like Home.

2. Тhe Beatles зажигают на Шоу Эда Салливана, февраль 1964 года

«Я увидел Beatles у Салливана, и это стало решающим моментом в моей жизни и жизни миллионов других парней, когда все мы наивно думали:« Я хочу также!», - рассказывает легендарный гитарист Aerosmith Джо Перри.

Заказы на музыкальные инструменты резко выросли в США как прямое следствие дебютного концертного выступления Beatles на шоу Эда Салливана. Оно состоялось 9 февраля 1964 года, и побило все рекорды - 73 миллиона человек сидели у экранов, почти половина всех американцев, смотрящих тогда телевизор.

«Я где-то читал, что после того, как The Beatles появились на шоу Салливана, фирма Gretsch продавала 20 000 гитар за неделю или что-то в этом роде», - сказал Джордж Харрисон, игравший в тот день на гитаре Gretsch Country Gentleman. «Я имею в виду, у нас были бы доли в… Gretsch, и не только там, но мы не всегда всё знали, этим занимался менеджмент».

3. Откуда родился шред? Сестра Розетта Тарп пилит соло на Gibson SG на TV Gospel Time, середина шестидесятых

Кадры потрясающей гитарной работы сестры Розетты Тарп до сих пор несут в себе гитарный вирус, и это хорошо.

Существует очень мало видеозаписей с Тарп, которую многие называют «крестной матерью рок-н-ролла», и это только добавляет ценности легенде необычайно харизматичной Розетты.

В одном из своих самых известных видеоклипов она исполняет Up Above My Head на TV Gospel Time. Она уверенно ведет песню своим Gibson SG Custom 1962 года, а за её спиной - хор Olivet Institutional Baptist Church.

Её энергичное соло убедительно даже по сегодняшним меркам,
и становится ясно, почему Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард и Чак Берри были среди ее самых горячих поклонников.

4. Электрическое выступление Боба Дилана на Фольклорном фестивале в Ньюпорте, 1965 год

Для многих истинных фолк-пуристов, посетивших фестиваль в Род-Айленде в 1965 году, Боб Дилан совершил величайший грех. Они ожидали акустического выступления, а вместо этого этот мальчик с плаката появился с незаявленной заранее группой и сыграл свой первый электрический сет.

Кто-то воспринял ситуацию, как некий акт бунта, но зато Боб проложил дорогу для других, которые, последовав за ним, выбирали свободу творчества на своих условиях. Поклонники разделились: ведущий Джон Гиллилэнд сказал про выходку Боба, что «акустический пророк наэлектризовал одну половину своей аудитории, а другую ударил током».

5. Джими Хендрикс сжигает свою гитару на поп-фестивале в Монтерее в 1967 году

Джими отыграл свою программу и в конце сета, во время песни Wild Thing, вызвал богов огня из своего страта.

Символично!

Можно увидеть выражение беззастенчивого изумления и радости на его лице, когда коронованный король пребывает в состоянии капитуляции перед пламенем, поднимающимся из его звукоснимателей.

Это была вторая попытка Хендрикса устроить трюк с зажигалкой, первый раз он удивил зрителей в Лондоне несколькими месяцами ранее во время песни Fire (Огонь). Наверное, он удивил и самого себя, поскольку после шоу отправился в больницу из-за ожогов.

«Этот парень - самый колоритный гитарист, которого я когда-либо видел и слышал», - сказал гитарист группы Black Pumas Эрик Бертон. «Wild Thing - культовая песня американского рок-н-ролла, и для него было явно круто практически сделать её своей в Монтерее».

6. Пит Таунсенд с группой The Who устроили разрушения на сцене The Smothers Brothers Comedy Hour в 1967 году

Независимо от того, как вы относитесь к людям, уничтожающим гитары на сцене (или где-то еще), фраза «Пит Таунсенд из The Who только что разбил свою гитару на сцене!» приобрела культовый статус в конце 60-х.

Да, да, с 1967-го разбивать гитару или бас на сцене стало обычным, а порой и обязательным делом. Совсем недавно, в феврале, популярная в Америке инди-рок-исполнительница Фиби Бриджерс раскрошила на сцене свою Danelectro Dano'56, стоимость которой, в силу её винтажности, составляет по оценкам Американских СМИ около 100 000 долларов.

Но когда Таунсенд начинал этим заниматься, это было ново, необычно, захватывающе и рискованно, и группа, которая попыталась выделиться этим из очень впечатляющего списка конкурентов, привлекла к себе внимание.

В 1967-м всё началось, а два года спустя Пит в Вудстоке превратил процесс разрушения инструментов и оборудования в искусство.

7. Блюз Альберта Кинга в Fillmore Auditorium, 1968 год

Нет, нет, это не концерт Би Би Кинга Live at the Regal, который многие знают как один из величайших концертных блюзовых альбомов всех времен. Однако то, что сыграл Альберт Кинг в 1968 году, не менее интересно, не говоря уже об этих 10 минутах и 16 секундах под названием Blues Power, являющихся открывающим треком альбома.

Во время этого трека Альберт Кинг, блюзмен до мозга костей, просто гипнотизирует аудиторию Сан-Франциско, развивая то направление в блюзе, которому вскоре последует тогда ещё очень молодой Стиви Рэй Вон. В треках Blues Power и Blues at Sunrise есть моменты, когда их запросто можно спутать с Ain’t Gone ‘n’ Give Up on Love от Стиви.

8. Джими Хендрикс превращает свою гитару в оружие против войны, Вудсток, 1969 год

Количество зрителей довольно-таки резко сократилось к тому времени, когда Хендрикс вышел на сцену Вудстока. Это было в понедельник утром 18 августа 1969 года, и это не помешало ему сыграть The Star-Spangled Banner, превратив свою гитару в оружие массового поражения против войны во Вьетнаме.

Ему удалось озвучить кошмар вьетнамской войны так, как никто другой никогда не смог бы придумать, воплотив устремления контркультуры и бесправной молодежи и, возможно, вспоминая во время шоу о своем недолгом пребывании в армии.

Джими использовал модифицированные Fuzz Face и Vox wah, а также систему тремоло своей гитары, чтобы погрузить зрителей в агонию войны, когда с неба сыпались бомбы, и всё взрывалось вокруг.

Через несколько месяцев после этого выступления Хендрикс появился на шоу Дика Каветта, где столкнулся с мнением, что исполнение государственного гимна в такой неортодоксальной манере может вызвать негативную реакцию.

«В моём исполнении не было ничего необычного - я посчитал, что так красиво», - ответил он: «Я американец, поэтому я сыграл американский гимн - я пел его ещё в школе... и это было воспоминание».

9. Братья Оллмэн открыли историю южного рока, Fillmore East, 1971 год

Немногие концертные альбомы становятся столь же знаковыми для карьеры группы, как концерт Fillmore East группы Allman Brothers Band. Он был записан за два вечера в марте 1971 года, причем версии некоторых песен Fillmore East стали после этого и для группы, и для фанов основными.

Отличительная черта концерта - почти безупречное, на грани телепатии, взаимодействие между участниками группы во время затяжных джемов, о чем мечтает каждая группа.

В авангарде блестящего исполнения находился Дуэйн Оллмэнн, которого до сих пор многие считают одним из величайших слайд-гитаристов всех времен, великолепно дополняющим блюзовую основу второго гитариста, а иногда и вокалиста, Дики Беттса.

10. Рори Галлахер рисковал жизнью и здоровьем в Ольстер Холле, 1972 год

Есть слухи, что когда Хендрикса однажды спросили, каково это - быть величайшим гитаристом в мире, он ответил: «Не знаю, спросите Рори Галлахера!» Видимо, мы никогда не узнаем наверняка, было ли это сказано, но ирландский вокалист-гитарист достоин самых высоких эпитетов.

Он играл в Белфасте в первый день 1972 года. Не то место, где тогда надо было играть музыку. Рок-концертов там не было уже более шести месяцев.

Это было в самый разгар разворота деятельности ИРА (Ирландской республиканской армии), каждую ночь в Белфасте можно было услышать от десяти и более взрывов бомб. Кто-то пытался найти выход из этого хаоса?

Человек по имени Рори Галлахер, чей отец родом из Дерри, второго по величине города Северной Ирландии, а мать из Корка, второго по величине города к югу от границы.

В ту ночь он продемонстрировал, что можно сделать среди этих непрекращающихся волнений и постоянной угрозы смерти. Он использовал блюз для объединения людей на острове, где религия и политика их разделили.

11. Ричи Блэкмор устроил бесчинство на California Jam, 1974 год

В истории рока было много знаменитых концертов, но очень немногие из них столь ​​известны, как California Jam 1974 года.

Deep Purplе практически уже были исключены из списка играющих групп. Спас ситуацию тур-менеджер, обогнавший одного из организаторов у микрофона, и спросивший 400 000-ую толпу, хотят ли они увидеть DP. Громогласное «да» изменило положение вещей, и Deep Purple устроили горячее шоу.

Но, наверное, даже для такого шоу стало слишком жарко, когда Блэкмор напал на оператора, который согласно указанию свыше постоянно держал его в кадре. Ричи буквально воткнул свой Stratocaster в установку оператора, после чего приступил к уничтожению еще нескольких гитар, пока взрыв стека усилителей не опалил его волосы, Иэна Пейса и участников обслуживающей команды, которые стояли поблизости.

В результате, Deep Purple стали авторами одного из самых сумасшедших концертов, когда-либо снятых на видео в истории рока.

12. Боб Марли записывает свой первый международный хит, Lyceum Theater, 1975 год

Дело было на протяжении двух ночей в Лондоне, когда Боб Марли превратился из фронтмена группы Wailers в самостоятельного сольного исполнителя, полностью готового к международному признанию.

Шоу! Альбом, вышедший позже в том же году, был записан с использованием мобильной студии Rolling Stones, и в основном состоял из выступлений с первого концерта, ритм-гитару играл Марли, а соло - Эл Андерсон.

No Woman, No Cry был выпущен как сингл, и стал первым международным хитом Боба в Top 40, а остальное уже история.

13. У Эрика Клэптона отстегнулась гитара во время соло в Winterland Ballroom, 1976 год

Фильм Мартина Скорсезе The Last Waltz 1978 года был снят на концерте группы Тhe Band двумя годами ранее в День Благодарения. Список звездных исполнителей, появившихся на сцене в тот вечер, включал Джони Митчелл, Мадди Уотерса и Боба Дилана, но именно то, что произошло во время выступления Эрика Клэптона, украсило заголовки газет на следующий день.

Его гитарный ремень отстегнулся через 40 секунд Further On Up the Road, прямо в середине его вступительного соло, и Клэптон крикнул, чтобы привлечь внимание Робби Робертсона. И опытный гитарист The Band мгновенно начал играть импровизированный блюз соль минор, не потеряв ни одной доли, и плавно вернулся к ритм-партии, как только Slowhand пришёл в рабочее состояние.

А вообще-то, отстегнулся ремешок или нет, но это просто крутой джем, сваренный из стратокастеров, в котором более чем достаточно вкусных гитарных фраз, красиво разделенных на Робертсона в левом канале и Клэптона в правом.

14. Van Halen показали всем, из чего они сделаны в Pasadena Convention Center, 1977 год

Если какой-либо концерт и ознаменовало появление группы Van Halen, так это было их широко разрекламированное выступление в родном городе, всего через несколько недель после записи их революционного дебютного альбома. Тогда Эдди Ван Халену было всего 22 года, и он был в полной мере готов: от сильно перегруженного звука до трюков с системой Флойд Роуз и - видимо, самого революционного из всех - тэппинга двумя руками, позволившего ему на высокой скорости и с очень естественным изяществом играть на одной струне ноты расположенные далеко друг от друга.

Квартет вышел на шоу, вооруженный убойным набором своих ранних треков. Ослепительная харизма и талант! Гитарная музыка уже никогда не будет прежней.

«Друзья, это правда, Ван Хален здесь», - ухмыльнулся вокалист Дэвид Ли Рот, пока Эдди настраивал свои верхние струны. «Вы знаете, когда мы начинали здесь, людей было не так уж и много, но теперь, похоже, все изменилось!»

15. AC / DC записывают свой первый концертный альбом, Glasgow Apollo Theater, 1978 год

Если разговор идёт о силе рок-н-ролла, Ангуса и Малькольма Янгов навсегда запомнят как стремительный ураган, не похожий ни на кого другого.

Первый концертный альбом AC / DC, If You Want Blood You've Got It, слушается как более жесткий и прямолинейный, нежели любой из более поздних концертных релизов, когда к микрофону вышел Брайан Джонсон. 10 отлично отобранных треков из первых пяти студийных альбомов группы, в том числе Bad Boy Boogie и Let There Be Rock.

Янги бьют по струнам столь свирепо, что удивительно, что они не рвут их в каждой песне, и эти рычащие соло, рождающиеся из SG Ангуса и его пальцев. Резкие и сустейновые, благодаря 100-ваттной голове Marshall JMP, любезно предоставляющей свои возможности Ангусу. Очень электрическая штука!

Читать также: