Найти тему
Почти где луна

Логопедическая гимнастика для малыша

Хорошая речь – условие полноценного развития малыша. Гимнастика языка помогает ему скорее научиться правильно произносить звуки и слова.

Логопедическая гимнастика позволяет:

  • избавиться от вялости речи (так называемой «каши во рту»);
  • улучшить кровоснабжение языка;
  • развить речевой аппарат малыша;
  • определить физиологические нарушения на ранней стадии;
  • избавить малыша от насмешек сверстников из-за дефектов речи.

    Пусть занятия будут регулярные и кратковременные. Даже пара минут в день может принести плоды. Во время переодеваний фыркайте, цокайте, складывайте губы трубочкой вместе с малышом. Это и весело и развивает его речевой аппарат.

    Правила гимнастики:
  • Занятия должны длиться не более 10 минут, так как малыш быстро утомляется;
  • Позвольте малышу следить за языком с помощью зеркала;
  • Превратите занятия в очередную увлекательную игровую активность;
  • Выберите для занятий спокойный темп;

Следите за точностью выполнения гимнастики для языка.

Логопедические упражнения бывают статические – при неподвижном языке и динамические.

Статические упражнения (язык фиксируется в правильном положении, занятую позу удерживать 5-10 секунд):

  1. «Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
  2. «Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии. Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
  3. «Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
  4. «Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
  5. «Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
  6. «Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.

    Динамические упражнения (сопровождаются счётом, нужно следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей):
  7. «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
  8. «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
  9. «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
  10. «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
  11. «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.

    На прогулке просите малыша повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее. Эти простые упражнения можно выполнять с крохами даже без помощи логопеда.

    Тренировки для развития речи можно превратить в игру. Например:

    - пообещайте, что угостите малыша леденцом, если он покажет, как его можно спрятать за щекой;
    - намажьте носик крохи шоколадом или вареньем и попросите его облизать угощение языком.

    Помогайте малышу шпателем занять нужное положение языка. На забывайте делать и статические и динамические упражнения. Они дают должный эффект только в комплексе.

    Если после регулярного выполнения заданий вы все еще замечаете слабые места в речи ребенка, то проконсультируйтесь с логопедом.

Показывайте упражнения на собственном примере и не ругайте малыша в момент неудачи. Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать стихи на утренниках.

Я желаю лёгкости в общении вам и вашим малышам!