- Помнишь, как говорила соседка: свекровь - это змея, которая всегда замышляет подлость и только ищет возможность тебя укусить побольнее? У тебя есть знакомый хороший юрист?
Эти слова сказала мне Варя, которую я знаю периодами вот уже лет десять. И тем удивительнее звучали данные слова, что свекровь Вари – женщина удивительно тихая недавно умерла.
Десять лет назад, когда мы только познакомились, Варя была замужем, они недавно закончили выплачивать ипотеку за однушку-хрущевку на первом этаже в неказистой пятиэтажке, нуждающейся во всех видах ремонта. Но это было свое жилье. Жилье, за которое больше не нужно было платить огромные деньги. И поэтому они с мужем решили, что настало время родить ребенка. Варя недавно забеременела, но в середине беременности начались какие-то сложности, и Варя оказалась в патологии. Тогда-то и состоялось наше знакомство. В тот раз все завершилось удачно, и Варя родила дочь. Когда девочке было полтора года, молодые родители задумались, что им тесновато в маленькой однушке. Они прикидывали и так, и эдак, но ничего путного придумать не могли.
Тогда свекровь предложила им поменяться квартирами. К этому моменту она жила в небольшой трешке то же, как и квартира Вари с мужем, давней постройки. В квартире были все три изолированные комнаты, правда, весь небольшого размера. Когда-то эту квартиру получили родители свекрови, позже ее приватизировали на троих: свекровь и ее родителей. Родителей свекрови к этому моменту уже не было в живых, а в квартире оставалась жить одна свекровь (ее муж еще по молодости оказался человеком не очень крепких моральных принципов и однажды был застукан с любовницей, после чего изгнан из семьи).
Естественно, данное предложение было встречено с великой радостью. Молодая семья сразу получала трешку, пусть и не большую. И не надо было влезать в ипотечную кабалу. Это же счастье!
На радостях буквально через год Варя родила сына, а в первых числах 2019 года еще одного сына. С двумя старшими детьми свекровь помогала молодой семье, как могла: отвезти на занятия, забрать из садика, вот только сидеть с больными детьми категорически отказывалась, считая, что больному ребенку больше всяких лекарств нужна рядом любящая мама со своей заботой, и что маму заменить не сможет ни бабушка, ни няня. Но на няню у молодых и денег не было. Поэтому Варе уходить на больничный приходилось регулярно. Эти больничные служили камнем преткновения постоянно. Но свекровь была непоколебима, как скала.
Осенью 2019 года свекровь поскользнулась на первом тонком осеннем ледке и упала, сломав ногу. Сначала она лежала в больнице. Но долго держать в стационаре ее у медиков желания не было. В результате бабушку выписали домой. Заботиться о себе полноценно она не могла. С трудом ковыляла по квартире. На улицу не выходила вовсе. И тут свекровь стала проситься, чтобы сын забрал ее к себе в квартиру.
- Ну вот куда мне ее было забирать? – восклицает Варя. – Всего три маленькие комнатенки. В одной мы с мужем. В другой сын, а потом туда и второй переехал. В самой крошечной, почти каморке – дочь. Ну не на кухню же было ее забирать! Тем более, что кухня всего 6 метров. Туда даже диван не поставить.
Но свекровь не хотела ничего слушать. Ей тяжело жить одной. Она постоянно просилась к сыну, чтобы забрал ее к себе.
Однажды они даже сильно поругались. Варя с мужем объясняли свекрови, что места нет, что они и так достаточно заботятся о ней: привозят два раза в неделю продукты и лекарства. А свекровь вдруг заявила, что это ее квартира, что они по-хорошему не понимают и не хотят ее услышать, тогда все может быть и по-плохому. Тут Варя занервничала: что еще придумала свекровь от безделья? Но муж ее успокоил: что может придумать его мать, когда он единственный сын, а здесь растут внуки? Но только после этого свекровь прекратила свои просьбы. И вообще практически перестала звонить.
И тут появилась ее двоюродная сестра, которая проживала в соседнем городе. С сестрой свекровь всегда была дружна. Они регулярно ездили друг к другу в гости, пока свекровь была на ногах. Так вот двоюродная сестра приехала и забрала ее к себе в квартиру, в свой город.
- Вот и отличное решение, - радовалась Варя. – Двум бабкам скучно не будет. А нам все полегче. Устала я уже таскаться к ней, покупать продукты. Старшие еще не самостоятельные. Грудничок на руках. А тут еще и свекровь немощная.
И вот в последних числах мая свекровь умерла.
Похоронили.
Варя с мужем задумались продать обе квартиры: трешку и однушку и взят трешку большего метража. И вот когда они обратились за наследством к нотариусу, их ждал сюрприз: свекровь еще год назад подарила свою квартиру сестре, которая забрала ее к себе. Не успели Варя с мужем прийти в себя от этой новости, как тетка потребовала их освободить данную квартиру.
Они кинулись к юристу, но тот отказался помогать им: квартира подарена при жизни, больше чем за год до смерти. За месяц до сделки и месяц после сделки свекровь взяла медицинские справки, что она адекватная и отдает отчет всем своим действиям. В квартире ни у мужа, ни у детей, ни у самой Вари нет не только доли, но и даже регистрации. Тот факт, что они там проживали больше 9 лет и исправно платили за коммуналку не имеет никакого значения, по словам юриста. И то. что семья многодетная тоже не имеет никакого значения.
- Ну не может быть так, что ничего нельзя отменить! – возмущается Варя. – Сын ведь у нее только один. Внуки здесь у нее ее родные. Как можно было все отдать чужому человеку? А нам что теперь делать: впятером в однушку возвращаться? Мы там даже не поместимся. Да и купить теперь квартиру для нас нереально. Вот как можно быть такой гадиной?!
А у тетки своя правда: мол, вы мать бросили, в помощи ей отказали, что вы ожидали, что ее за «спасибо» досматривать стану? Вы по-родственному ничего сделать не пожелали, даже когда мать вам открытым текстом сказала, что квартира-то ее. А я должна просто по-родственному от нечего делать ею заниматься? Сестра себе досмотр оплатила квартирой. Да, мне, а могла бы и посторонним людям, раз вы не захотели с ней заниматься. Вот сами бы и придумывали, как мать развлекать. Тогда бы и квартира была вашей. А сейчас освободите мое жилье, оно мне и самой нужно.
Я, конечно, дала Варе телефон своего юриста, только не думаю, что он скажет, что-то принципиально иное, чем предыдущий юрист. Вот интересно, о чем думали сын и Варя, когда радовались, что тетка свекровь забрала и сама ею занимается полностью. Неужели не предполагали, что это ж-ж-ж неспроста, как говорил Винни-Пух?