Слова Медведева, что Президент вполне может быть в будущем партийной фигурой, вновь вызвали слухи о возможном вступлении Путина в ряды «Единой России».
«Обилечивание» Путина — «идея-фикс», которая владеет руководством «правящей партии» с тех пор, как он согласился стать ее лидером. Возможно, в партии полагают: если премьер еще и станет действительным «единороссом», это еще больше привяжет его к ним, а значит, будет залогом партийного благополучия на будущее.
С особенным подозрением в «Единой России» в этой связи относятся к идеям создания второй «правящей» партии, которые, как кажется «единороссам», разрабатывает в Кремле Владислав Сурков. Партийцы, как говорят, решительно готовятся не допустить создание нового партийного образования в политическом поле. Так ревнивая жена наблюдает за появлением в поле зрения мужа потенциальных молоденьких соперниц… Отметим, что социальная ориентированность политики исполнительной вертикали лучше всего стимулирует рост популярности Путина, несколько снизившейся после осенних выборов 2008 года из-за тотального использования «единороссами» административного ресурса и защиты, которую оказал премьер своим подопечным.
Впрочем, партийные заботы, судя по всему, Путина не обременяют — теперь у него есть специальный чиновник, который следит за этим хозяйством: Вячеслав Володин, руководитель аппарата премьер-министра, видный «единоросс», возглавил де-факто штаб Общероссийского народного фронта, созданного для поддержки позиций «Единой России» на выборах 2011 года. Сегодня Путин больше сориентирован на геополитические и глобальные экономические проблемы, которые стоят перед Россией.
Путин курирует ту «международку», которая связана с экономикой, и тут он достаточно активен (Южная Америка, Украина, Турция, Евросоюз — частично). Медведев сознательно идет скорее по линии «чистой политики», куда эксперты относят:
— геополитические проблемы (в силу того, что Путин в 2007-м произнес действительно сильную «мюнхенскую речь» и в дальнейшем только подчеркнуто придерживался изложенных в ней тезисов, ряд американских и европейских чиновников испытывают определенный дискомфорт при контактах с ним; добавляет двусмысленности и кампания, развязанная в западных СМИ и дискредитирующая российского премьера);
— сокращение вооружений (правда, данная сфера находится под особым контролем со стороны команды Путина, четко определившего свои приоритеты — разоружаться надо, но уступать США — нет);
— «междустрановые» политические переговоры и т. д.
Понятно, что и у Президента, и у премьера есть много взаимных пересечений, где они вынуждены согласовывать позиции, однако этого часто не происходит, и по факту происходит конфликт интересов и даже, как утверждают источники, системная конкуренция.
Например, конфликтная ситуация сложилась по вопросам присутствия России на Украине (например, Медведев был недоволен заключенным 19 января 2009 года соглашением, которое посчитал невыгодным): Путин планировал активно подключать к решению российских проблем на Украине Германию и Австрию, а Медведев, как говорят, рассчитывал на общеевропейское давление.
Или, например, на китайском направлении Медведев, по слухам, хотел бы быть ключевым «ответственным» за двусторонние переговоры не только в политическом, но и экономическом ключе (здесь ему конкуренцию составляет, напомним, Игорь Сечин, который вообще считает «китайскую тему» приоритетной).
Медведев же полагал, как утверждают, что именно Президент должен решать вопросы такого уровня, то есть стратегические. Недопонимание между Сечиным и Медведевым Путин устранять не хотел — ему выгодно такое положение дел, когда президент вынужден конкурировать с вицепремьером, ане с главой исполнительной вертикали. Это психологически ставило Медведева ниже Путина.
Такое положение дел развязывало руки на другом направлении: экономическом.
Можно предположить, что насущной целью Путина и условием сохранения его политического и экономического влияния в стране должно быть создание «новой олигархии»: прежние «олигархи», несмотря на призыв стать социально ответственными крупными собственниками, как представляется нынешнему премьеру, не оправдали его доверия, продолжая активно выводить капиталы за рубеж.
В окружении Путина, как рассказывают, подчеркивалось, что премьер сумел укрепить свое положение, только показав миру и стране, «кто в доме хозяин».
В этом круге на первый план, таким образом, к 2010 году вышла задача «подрубить» окружение Медведева, его штаб, базирующийся в Кремле и ИНСОРе Юргенса. Там действительно всерьез восприняли идею либерализовать политическую и, заодно, экономическую систему — уже ходят устойчивые слухи, что, дескать, финансирование «мозгового центра» президента будет значительно сокращено. По мнению «правоверных путинцев», Старая площадь еще окончательно не «вычищена» от «волошинцев» и сторонников «Семьи», с которыми Путин, находясь в Кремле, был вынужден мириться.
Более того, в команде премьера обращали внимание, что у самого Медведева сохранились хорошие отношения с Александром Волошиным (и это оказалось правдой!), и на Старой площади не скрывается, что при первом удобном случае президент вернет своего бывшего начальника в политическую жизнь. Заметим, что так и произошло в 2010 году.
При этом, даже в лояльном премьеру ближайшем окружении заговорили о неизбежности смены политических поколений: Путин и его команда не привыкли брать на себя ответственность за непопулярные решения и чувствуют себя сегодня не слишком комфортно. Они были бы готовы передать власть так называемому «второму эшелону» вместе с ответственностью, а, фактически, главным вопросом для них является сохранение высокого социального статуса и экономических позиций.
В свою очередь, в либеральных кругах, ориентирующихся на эшелон пришедших с Медведевым чиновников начала получать распространение идея созыва «круглого стола», на котором и были бы сформулированы легитимные условия ухода «чекистской группы» из власти.
Отметим, что президентские перспективы Путина действительно обсуждаются в этих кругах, но — в рамках Союзного государства. Кстати, по слухам, и Лукашенко уверен: у него также есть перспективы президентства в союзном государстве. Возможно, игнорирование этих амбиций белорусского лидера российской стороной в полном составе и является основной причиной его недовольства своими российскими партнерами.
Пока, правда, констатируют, что удачными (более или менее, в перспективе) можно считать только ОДКБ и Таможенный союз, а вот идея с ЕЭП и СНГ явно проваливается.
Воссоздание контуров (политического, экономического или военного) СССР — Российской империи встречает эффективное противодействие со стороны не заинтересованных в этом кругов: западное сообщество, Китай и т. п.
То, что у Путина стратегические планы простираются дальше 2012 года — очевидно: на одном из заседаний Президиума правительства был заявлен интерес к подаче заявки на проведение чемпионата мира в России в 2018 (уже выигран!) или в 2022 годах; на Президиуме также, например, была одобрена Концепции развития внешнеэкономических связей с ключевыми партнерами России — с 38 странами, на которые приходится около 80 % российской внешней торговли.
Очевидно, что Путин, параллельно с существованием пресловутого «тандема», начал выстраивать новую систему власти — вокруг себя лично.
Это лишний раз подчеркивало то, что он и дальше, после 2012 года, намерен остаться на посту премьер-министра, при, возможно, другом президенте.
При этом Путин явно принимает условия своего партнера по т. н. «властному тандему» (мы уже предположили, что речь идет о своеобразных отступных). Это будет обозначать, что среди имен потенциальных претендентов на пост президента в 2012 году имени Медведева не будет.
Основной упор в информационной кампании в период 2010 — первой половине 2011 года делался на то, что в президенты пойдет кто-то из двоих — или Медведев, или Путин, или даже — оба, но тогда неизбежно случится «война кланов», в которой более солидно и предпочтительно выглядят как раз «путинцы».
Этим тезисом, по сути, сторонники конфликтной версии в отношениях Путина — Медведева помогают им скрыть истинные намерения в преддверии 2012 года. Тем не менее, в этот период мы не могли зарегистрировать ни одного случая действительно острого конфликта между участниками т. н. «властного тандема» — все представляли собой ситуации, раздутые медиаструктурами искусственно.
Однако с начала 2011 года наблюдатели начали регистрировать довольно странные тенденции: Медведев начал делать заявления, которые в дальнейшем помешали бы ему снискать симпатии электоральных групп.
Помимо этого, уже, по сути, неофициально был обозначен, как мы упоминали, контур новых обязанностей Медведева, который включал создание МФЦ и инновационного центра «Сколково», управление Суверенным фондом по модернизации экономики и контроль над судебной вертикалью.
Очевидно, что в результате последних политических шагов и экономических инициатив Медведеву все-таки удалось закрепить собственную (либеральную) идентичность, но у него по-прежнему нет оформленной структуры для того, чтобы опереться на нее в ходе цикла 2011–2012 годов. А значительная часть общества все сильнее требует возвращения Путина. Часть окружения Путина (т. н. «партия третьего срока», сторонники возвращения ВВП на президентский пост), надо сказать, сознательно стимулировала эти настроения и подавала их оформленными в соцопросы премьеру регулярно.
Так что налицо — конфликт интересов, который не выливается в конфронтационное противостояние и носит виртуально-политический характер.
Парламентская избирательная кампания, конечно, должна внести некоторые коррективы в партийно-политический ландшафт, но радикально стратегия и тактика основных политических игроков (и сам ландшафт), скорее всего, не изменится. Крайне неоднородный результат, который показала «Единая Россия» при голосовании на региональных выборах, свидетельствовал о том, что упор на административный ресурс будет, но он будет и предметом критики со стороны оппонентов.
В 2011 году рейтинг Путина, поддерживающий «Единую Россию», срабатывал все реже, поэтому и понадобилось, как уже упоминалось, создание «подушки безопасности» для «единороссов» в лице Общероссийского народного фронта, имитирующего поддержку партии широкими слоями населения.
Надо сказать, что «Единая Россия», после межрегиональных совещаний с Путиным в 2010–2011 годах, утвердилась в мысли, что является единственной «правящей партией» и любые попытки подвергнуть этот тезис сомнению воспринимала как личное оскорбление. За партийными хлопотами, тем не менее, оказались малозаметными более масштабные передвижения — в экономической зоне.
Кстати, подтверждая версию о неконфликтности отношений между участниками тандема, «медведевцы» в 2011 году, в преддверии кампании, начали активно играть на стороне «Единой России»: Минюст Александра Коновалова последовательно отказывает в регистрации новым политическим партиям: РНДС Касьянова, «РотФронт» Удальцова и т. д.
Такая охранительная тенденция может иметь серьезные последствия для партийного поля: возрастание «темного сектора» (незарегистрированных, но созданных партий) приведет к успешной конкуренции с официальными, но уже «выдохшимися» партийными проектами. Как это происходит в экономической среде — «серая экономика» активно пополняется субъектами из «белого» сектора, если условия существования там становятся невыгодными. В результате, складывание острой ситуации неизбежно и перспективы «цветной революции» становятся ощутимыми.
Новые (старые) друзья
Премьер, конкретный функционал которого де-факто не определен, окружен лицами, ответственными за определенные участки работы. Сам премьер ОТВЕТСТВЕННОСТИ за конкретные проекты НЕ НЕСЕТ, выступая «кризисным менеджером» — на случай «провала» по тому или иному направлению (например, Сочи-2014).
Активность Медведева, в этой связи, которую некоторые ошибочно принимали за начало собственной избирательной кампании, на самом деле, имеет определенную цель: остаться в обойме «статусных питерских», какое бы решение ни принял Путин в 2011 году относительно кандидата на президентский пост.
Дело в том, что до 2008 года Медведев не был «своим» для т. н. узкого круга друзей и соратников Путина, составивших в 2003–2005 годах новую властную группу, которое их оппоненты называют бизнес-сообществом.
Эта группа вызывает устойчивые ассоциации с бессмертными (неприкосновенными) олимпийскими богами — тоже есть главный (Зевс-громовержец) и идет строгое разделение по сферам компетенции (Гефест - огонь и кузнечное ремесло, В. Якунин — РЖД; Арес — война, С. Чемезов — ВТС и т. д.).
Вмешательство в сферу чужой компетенции не приветствуется и практически недопустимо. Взамен этого своеобразного договора «олимпийцы» обладают иммунитетом от отставки, за редкими, исключительными случаями и только по воле Зевса, простите — Путина.
Для того чтобы Медведеву (кстати, он по этой классификации получает статус бога судебной вертикали) в 2012 году не выйти из игры, нынешний президент, вслед за премьером, кстати, начал собственную раскрутку, но — очень осторожно, используя только те методы и клише, которые уже опробовал его партнер по т. н. «властному тандему».
В распоряжении Медведева оказались только те инструменты, которые ему были определены при заключении «контракта» в 2007 году. Один из самых действенных инструментов (антикоррупционная кампания) Путин в период своего президентства практически не использовал: в результате ситуация здесь оказалась самой запущенной.
Путин бороться с коррупцией, возможно, побоялся или даже побрезговал, а у Медведева в силу его ограниченности в ресурсах — иного выхода не было.
В результате получилась «лучевая схема» путинской власти, где в центре находился сам Путин, а «лучи» нисходят вниз (так как вверх, выше презуса — не по чину) и на каждом из них сидит ответственный за участок.
Эту параллельную с «тандемом» систему Путин, скорее всего, будет развивать и модифицировать дальше. Едва ли правы те источники, кто утверждали, что Путин устал и хочет уйти на покой.
Окружение Путина в этот период условно (но очень выпукло) делилось на: соратников премьера по мэрии Санкт-Петербурга — эти заняли высшие государственные посты и сослуживцев по КГБ, а также партнеров по питерскому бизнесу.
Первые, полностью находясь в орбите влияния премьера, не делали попыток действовать самостоятельно (наиболее типичные в этой группе — Игорь Сечин и Алексей Кудрин).
У вторых, по мере нарастания кризисных явлений, копились вопросы к Путину: он, инициировав создание госкорпораций, наделив их большим объемов полномочий и активов, пока не спешил накачивать в финансовом смысле (требуя режима строгой экономии средств). В результате, реализация проектов по линии госкорпораций была весьма затруднена.
Эта ситуация провоцировала отдельных персонажей спорадически выражать свое недовольство в той или иной форме. Однако они опасались выражать недовольство в адрес Путина лично, поэтому доставалось «главному бухгалтеру» (Кудрину) или исполнителям (Набиуллиной).
Утверждают, что наличие этой фронды волновало не только Путина, но и Вашингтон, намеренный в дальнейшем использовать недовольство премьером — вплоть до инициирования его отставки.
Вообще, главным заказчиком кампании по мониторингу отношений президент — премьер, судя по всему, выступают именно США.
Американские источники в 2010–2011 годах упорно считали, что Путин четко сориентирован на президентство в 2012 году.
Тем не менее, создание фронды на данном этапе едва ли возможно: слишком высоки ставки.
Сам Владимир Путин замыкает на себя руководство ТЭК, энергетикой, ВТС, банковская сфера (Наблюдательный совет ВЭБ) и медиаструктуры.
В интересах премьера действуют «бизнес-управленцы»:
Геннадий Тимченко (энерготрейдинг), братья Аркадий и Борис Ротенберги (строительство) и Юрий Ковальчук (банкинг, медиа, страхование), а также более мелкие фигуры, работающие «этажом ниже» — Виктор Хмарин, Петр Колбин, Николай Шамалов и другие.
В интересах премьера действуют и «госуправленцы»:
Алексей Кудрин (АЛРОСА) — финансы;
Игорь Сечин («Роснефть») — ТЭК, энергетика, промышленность;
Виктор Зубков («Росагролизинг») — АПК, алкоголь;
Сергей Иванов (ОАК) — авиастроение, ВПК;
Дмитрий Козак — Сочи-2014;
Примыкают к этой группе и «москвичи»: Михаил Фрадков (ТЭК, ВТС — неофициально), Игорь Шувалов (иностранные инвестиции, аппаратные функции), Петр Авен (спецпроекты) и даже «тюменец» Сергей Собянин (столичная вертикаль).
Обе сферы (бизнес- и госуправление) тесно связаны с помощью контрольных механизмов и финансовых потоков, которые регулируются с помощью казначейств (Минфин), ВЭБа (Путин) и ВТБ (Андрей Костин, Михаил Фрадков).
Эта система развивается, она не замкнута и сообщается с рынком и крупными собственниками. Некоторые конгломераты крупной собственности рассматриваются «бизнес-окружением» Путина как перспективная добыча.
В качестве примера: «Норильский Никель» (Владимир Стржалковский), башкирский ТЭК (АФК «Система»), НОВАТЭК (Геннадий Тимченко), «Сургутнефтегаз» (Геннадий Тимченко), «Русал» (контролер пока до конца не определен, возможно, В.Стржалковский) и т. д.
Некоторые «олигархи» сотрудничают с т. н. «властным тандемом», чтобы сохранить свои бизнес-системы: например, Алишер Усманов («Газпроминвест» — «Металлоинвест») и Владимир Евтушенков (АФК «Система» — башкирский ТЭК, «Русснефть»).
В результате реализации схем Путина, видимо, и идет формирование «новой олигархии», которая частично возьмет на службу представителей «старой» (Виктор Вексельберг, Александр Хлопонин — первый опыт такого рекрутинга) и, скорее всего, избавится от балласта — Тельмана Исмаилова и других. Как, в свое время, удалось избавиться от Михаила Ходорковского, Бориса Березовского, Владимира Гусинского, Кахи Бендукидзе и т. д.
Происходит также создание альтернативных лоббимеханизмов: через подросших детей соратников Путина. Среди них:
Андрей Патрушев, советник председателя Совета директоров «Роснефти» Игоря Сечина (отец — Николай Патрушев, секретарь Совбеза РФ);
Дмитрий Патрушев, глава «Россельхозбанка» (отец — Николай Патрушев, секретарь Совбеза РФ);
Александр Иванов, вице-президент ВЭБ (отец — Сергей Иванов, вицепремьер, глава ОАК);
Сергей Иванов-мл., вице-президент «Газпром банка» [28] (отец — Сергей Иванов, вице-премьер, глава ОАК);
Борис Ковальчук, президент «Интер РАО» (отец — Юрий Ковальчук, основатель КБ «Россия»);
Петр Фрадков, директор департамента структурного финансирования ВЭБ (отец — Михаил Фрадков, экс-премьер, директор СВР);
Игорь Кожин, руководитель ОАО «Роскоммунэнерго» (отец — Владимир Кожин, Управляющий делами Президента РФ);
Сергей Матвиенко, старший вице-президент, директор IT-департамента ВТБ (мать — губернатор СПб Валентина Матвиенко);
Андрей Муров, директор ФГУП «Аэропорт «Пулково» (отец — Евгений Муров, директор ФСО РФ) и другие.
Судя по всему, Путин уже создал схему власти (и преемников) до приблизительно 2020–2025 годов. Отдельные ее части уже доведены до сведения заинтересованных лиц, в части их касающейся.
Полной картиной владеет только Путин, что является залогом его влияния.
Именно поэтому окружение Путина, посвященное в планы своего лидера лишь частично, чувствует себя довольно неуверенно. Со стороны премьера это — весьма удачный ход.
Более того, премьер в 2010–2011 годах регулярно «тусовал» функционал своих подчиненных вице-премьеров и министров, перенося центр тяжести.
Так, в 2010 году, например, премьер утвердил распределение обязанностей между своими заместителями следующим образом.
Виктор Зубков координирует работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам развития сельского хозяйства, рыболовства, лесного и агропромышленного комплексов;
Игорь Шувалов — по вопросам внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, международных отношений, технического регулирования, ВТО, малого предпринимательства, управления госсобственностью, деятельности субъектов естественных монополий и тарифной политики;
Александр Жуков — по вопросам реализации приоритетных нацпроектов и госполитики в области образования, здравоохранения, соцобеспечения граждан, жилья, культуры и искусства, молодежной политики, демографической и миграционной политики, развития физкультуры, спорта и туризма;
Сергей Иванов — по вопросам госполитики в области развития промышленности, оборонно-промышленного комплекса, транспорта и связи, науки и инновационной деятельности, обеспечения национальной обороны, экспортного контроля;
Дмитрий Козак — по вопросам подготовки XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, госполитики в сфере строительства и архитектуры, ЖКХ, социальноэкономического развития субъектов РФ, разработки федеральных целевых программ развития регионов;
Игорь Сечин — по вопросам госполитики в области развития промышленности (за исключением ОПК) и энергетики, природопользования и охраны окружающей среды, осуществления экологического, технологического и атомного надзора;
Вячеслав Володин [29] — по вопросам формирования задач и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, мониторинга субъектов РФ, госслужбы, госполитики в сфере массовых коммуникаций и СМИ, законопроектной деятельности; госстатистики; Алексей Кудрин — по вопросам разработки основных направлений социально-экономического развития РФ, проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, финансового планирования, разработки и исполнения бюджета, инвестиционной политики, госрегулирования финансовых рынков;
Александр Хлопонин — по вопросам госполитики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Затем, в 2011 году, «концепция» несколько поменялась.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов теперь стал отвечать еще и за пожарную безопасность, выдачу виз, разрешений на работу, регистрацию иностранцев. Он, напомним, и так — омбудсмен по инвестициям.
Вице-премьер Сергей Иванов стал курировать еще и работу пунктов пропуска через границу, почтовую связь, обслуживание в аэропортах и на железнодорожных вокзалах.
Вице-премьер Игорь Сечин пополнил свой функционал технологическим надзором и надзором за безопасностью горных работ, за изучение и рациональное использование недр, то есть к нему перешло кураторство над Ростехнадзором.
Вице-премьер Александр Жуков стал работать с Роспотребнадзором.
Вице-премьер Дмитрий Козак, в том числе, стал отвечать за капитальное строительство.
Интересно, что для первого зампреда правительства Виктора Зубкова нагрузка увеличена не была, как и на Алексея Кудрина, Александра Хлопонина и на Вячеслава Володина (у последнего и так есть департамент контроля за исполнением правительственных решений).
Таким образом, вице-премьеров назначили кураторами госуслуг, которые оказываются инвесторам. Об этом же говорил Медведев на заседании Комиссии по модернизации — так что согласованность действий участников т. н. «властного тандема» оказалась налицо.
Перегруппировка сил в окружении премьера, в преддверии электорального цикла 2011–2012 годов, таким образом, началась. Сам Путин остается арбитром, которому всеми участниками политических и экономических процессов фактически делегировано право решить главный кадровый вопрос ближайшего будущего — вопрос о преемнике-2012.
Были сформированы квазигруппы по интересам:
— группа И. Сечина — Г.Тимченко;
— группа братьев Ковальчуков;
— группа Д. Медведева — А. Иванова — К. Чуйченко;
— группа А. Кудрина;
— группа В. Зубкова — Ю. Чиханчина;
— группа С. Чемезова — А. Бельянинова.
Очевидно, что Путину, в результате, пока удалось сформировать альтернативную существующей («тандем») модель власти, в которой он будет ключевым элементом и после 2012 года. Условно ее можно назвать «новой олигархией», «олимпийскими богами»: на них можно опереться в продвижении геополитических проектов и они, судя по всему, не подведут, так как обязаны Путину слишком многим.
Эти друзья премьера сумели сохранить доверие друг к другу в непростых условиях формального двоевластия.