Вторым по популярности часто эксплуатируемым сюжетом художественных произведений является «Ромео и Джульетта», история большой любви, между представителями двух враждующих кланов. Здесь не будет подробного разбора этой великой шекспировской трагедии, но поговорим в принципе об историях, в которых герои по какой-то причине не могут быть вместе, в общем, как вы, наверное, уже поняли речь пойдет о теме «Запретной любви» в книгах и фильмах.
Я не смогла найти подходящую сказку, но подобные сюжетные линии часто встречаются в литературе и кинематографе. Еще бы, интересно наблюдать как, влюбленные преодолевают преграды на пути к своему счастью. Вариантов запрета может быть масса:
- Любовь между разными социальными слоями;
- Любовь между разными поколениями;
- Любовь к несвободному партнеру (женат / замужем, в других отношениях).
- Любовь между родственниками (да тут скорее попахивает инцестом, что само по себе не может быть привлекательным, но как правило, в итоге выясняется, что влюбленные родственниками не являются).
Я перечислила только самые часто встречающиеся сюжеты, но все их объединяет одно - запрет, который подогревает читательский интерес к истории, растягивает хронометраж. Все мы слышали присказку «запретный плод сладок». И как героев таких историй тянет друг к другу, так и нами движет желание узнать, что же будет в конце.
Книги же о хороших, здоровых отношениях были бы слишком короткими, да и наблюдать за таким сюжетом: «встретились, влюбились, признались, поженились», было бы неинтересно, ведь все слишком гладко. То ли дело, когда есть преграды, запреты не только внешние, но и внутренние, когда герои борются со своими чувствами. Особенно если сюжет построен таким образом, что читатель / зритель наблюдает волнительные переглядывания, осторожные прикосновения, страдания от того, что нельзя позволить больше да даже постельные сцены, если все это подается с ноткой боли, надрыва, страданием героев и хождением по лезвию бритвы.
У ряда таких историй трагический конец – что вполне логично, так как некоторые запреты вопреки желаниям и автора, и читателя нарушать нельзя. Бешеная страсть едва ли может вылиться в здоровые отношения, следовательно, хэппи-энд невозможен. Поэтому они максимально приближены к жизни.
Но плохой конец не популярен, так как:
- во-первых, книги/фильмы порой получаются уж слишком морализаторскими, а никто не хочет, чтобы его учили и поучали.
- во-вторых, они грустные, поэтому и мало кто решится перечитывать / пересматривать подобное снова.
То ли дело истории о запретной любви со счастливым концом. Самое оно! В этом счастливом конце и кроется подвох. Одно дело прочитать книгу о роковой страсти, где все обернулось трагедией, едва ли вы рискнете повторить такой сюжет в жизни. Другое дело, если у запретной любви есть надежда на счастливый исход. В этом случае читатель / зритель подсознательно будет искать его и в жизни.
Я не виню читателей, пожелавших что-то описанное в таких книгах, испытать в реальной жизни. Ведь, такая любовь яркая, сочная, она подобная разряду молнии, между героями всегда искрит, за этим интересно наблюдать, но кроме того это создает ложное ощущение, что так и должно быть, что это нормально, что это большая любовь. И вот, когда герои в книгах или фильмах обретут свой счастливый конец, никто не расскажет читателю / зрителю, с какими последствиями они столкнутся, когда прозвучат финальные титры. Если абстрагироваться от любви, остаются только сухие вопросы:
- Как вы будете смотреть в глаза, близкому человеку у которого увели любимого / любимую?
Есть люди напрочь лишенные чувства вины и стыда, но не все. И вот обретя долгожданную любовь, сможете ли вы спокойно смотреть в глаза преданному вами, ради любви, близкому.
- С какими проблемами вы столкнетесь, если в выборе: "деньги или любовь", остановитесь на последнем?
Это очень романтично отказаться от роскоши и богатства ради любви, но когда вы столкнетесь с проблемами, вызванными этим отказом, как долго сможет продержаться ваша любовь?
- Просто ли будет адаптироваться в обществе, если пойти против принятых норм?
Я не говорю, что стоит подстраиваться под социум, но проблемы возникнут и авторы историй о запретной любви, вас об этом не предупредят.
Но самое важное, никто не скажет, что любовь, какой бы сильной и большой она ни была, имеет свойство проходить. В одних случаях она рассеваться с исчезновением запрета, в других с течением времени, в третьих практика показывает, что такая бешеная страсть не может закончиться стандартным для сказок «долго и счастливо», так как то, что волею автора стало счастливым концом в реальной жизни просто невозможно.
Мой вердикт истории о запретной любви обязательно должны сопровождаться предупредительной надписью:
«Напоминаем, что все события в романе подчинены воле автора и не имеют ничего общего с реальной жизнью».