Найти тему
Записки ошалелой матери

Нормы поведения в обществе. Как научить аутиста?

Нормы поведения в обществе незнакомых людей. К примеру, приходя в новое место ребенок не может сообразить что надо поздороваться, а уходя попрощаться. Все это делает только в тех местах, в которых часто бываем и я уже научила. "Спасибо" и "пожалуйста" пока вообще не дается к пониманию.

Здравствуйте, спасибо за ваши вопросы и обратную связь, всегда даёте мне тему для размышлений и воспоминаний - норма поведения в обществе. Учитывая то, что дочь моя, как я считаю, не говорящий ребёнок (то есть отсутствие произвольной речи), то такое понятие, как "здравствуйте" и "до свидания", "как дела", когда она видит любого человека, даже меня - отсутствует. Она прекрасно может повторять все, что мы говорим. Я могу заставить её сказать или повторить то, что я хочу, но произвольной речи в плане, например, увидела меня, подбежала, сказала "привет" - такого нет.

Кто не понимает где он - это канал матери особого ребенка. Есть в наличии дети-двойняшки, где дочь с аутизмом, а сын - нормотипичный. Детям 14 лет. Здесь не история успеха и не канал о том, как "победить" или "вылечить" аутизм.
О детях говорю "сын" и "дочь". На дочь не говорю "больная", а на сына "здоровый" и вам не советую у меня на канале это говорить )) Ну не люблю я пользоваться такими определениями. Еще неизвестно кто там из нас больной и здоровый ))) Но вот слова "нормотипичный" и "нейротипичный" люблю и употребляю по отношению к детям/людям без особенностей ментального здоровья.

Это не значит, что дочь игнорирует меня, например, когда я прихожу или игнорирует кого-либо приходящего в дом. Она выйдет, мне она улыбается, если у неё хорошее настроение, а может подбежать радостно. Если не очень хорошее настроение или она чем-то занята, то дочь просто выйдет из комнаты, посмотрит кто пришёл, но так, чтобы сказать "привет" или "до свидания" - такого нет.

То, что вы описываете, что в незнакомом месте ребёнок не говорит "привет", "до свидания", а в знакомом месте говорит - это называется "шаблонное поведение" или, как я это называю, ассоциативный ряд. То есть ребёнок находится в знакомой ситуации и в этой ситуации его уже обучили делать определённые действия, например, здороваться. Как только ситуация меняется, а для него непонятен образный контекст, для него, для ребёнка с аутизмом понятна только конкретная ситуация - "в этой комнате с этими людьми нужно сказать "здравствуйте"". В другой квартире с этими же людьми непонятно что нужно сказать "здравствуйте" и это в принципе "нормально" для аутизма, ну, если мы говорим о каком-то нормальном поведении.

Естественно, что для того, чтобы научить ребёнка здороваться или прощаться или спрашивать "как дела?" (этому всему можно научить) нужно просто напросто одно и тоже повторять изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Вопрос в том когда наконец-то это "заработает"? Может через месяц, может через год, может через 3, но когда-то это все равно произойдёт.

Картинка из бесплатных источников
Картинка из бесплатных источников

А уж незнакомые люди для человека с аутизмом, как мне кажется, то вообще какие-то предметы )))). Которые не представляют для него ценности никакой до тех пор, пока они не выполнят какую-то его просьбу или не будут предназначены для получения какого-то результата нужного самому аутисту.

Приведу пример. Моя дочь сейчас зациклена на том, что хочет купить детское массажное масло. Много раз она обращалась с этой просьбой сначала ко мне, как к первому источнику получения её плюшек. Я как могла помогла ей в поисках масла, но то, что она хотела купить, так и не купила (ну конечно потому, что я подстраивала ситуацию таким образом, чтобы она не получила желаемого. Потому, что лично я сейчас не хочу ничего заказывать в интернет-магазине, а в обычном магазине этого нет). Несколько дней она обращалась ко мне с этими просьбами, поняла, что с помощью меня она не получает желаемого. Потом дочь переключилась на бабушку, с которой мы живём сейчас (то есть этого человека она видит каждый день). От бабушки она тоже не получила желаемого. Потом дочь переключилась на другую бабушку, которая вообще появляется раз в несколько дней и в принципе для неё малознакомый человек. Впоследствии она стала обращаться ещё менее знакомому человеку, моему брату, который вообще мог появляться раз в неделю. Следующий этап - это обращение с этой просьбой к любому незнакомому человеку, который приходит в наш дом и которого она может взять за руку подвести к компьютеру, например.

В любой другой ситуации, когда ей не нужно что-то получить, дочь игнорит и бабушку приходящую, и своего дядю, и других родственников. Ну то есть как игнорит, она увидит, что люди приходят и, если они с ней не заводит никакого разговора, то она просто взглядом окидывает, мол, да-да вот такие люди пришли, но никакого общения с ними она не инициирует.

Такие вещи как "спасибо" и "пожалуйста". Опять же из-за того, что произвольной речи нет, то поведение в этом плане чисто шаблонное. Для того, чтоб дочь сказала "спасибо", нужно ей напомнить "Что нужно сказать?"и она скажет "Спасибо". Заставишь ее сказать "пожалуйста", скажет. Но из-за того, что речью пользоваться не очень хочется, то проще молча протягивать предметы и ждать пока все сделают )))

К слову, все эти "привет", "спасибо/пожалуйста" мы талдычим ей лет с 6. Вернее, с того возраста она начала хоть как-то за нами повторять. Но, так как произвольности в речи нет, то и эти "нормы" поведения не воспроизводятся.

Поэтому как научить ребенка с аутизмом нормам поведения в обществе? Только постоянным повторением в каждой удобной ситуации. Чтоб как можно больше ситуаций разных было, где этот навык применяется. Практически невозможно, как мне кажется, научить человека с аутизмом здороваться и говорить спасибо только на словах типа "Нужно говорить спасибо всегда, когда тебе что-то дают". Если нормотипичный ребенок поймет такое объяснение и на третий раз (например), когда ему дают конфету скажет "спасибо". То с ребенком с аутизмом так не прокатит. Он запомнит, что Васе нужно сказать "спасибо", если тот ему конфету даст, а вот Пете "спасибо" может уже и не сказать, ведь такого шаблона у него в голове нет - Вася и Петя - это разные объекты внутри его головы ))))

#навыки_при_аутизме #аутизм_общество #аутизм_и_семья