Всем привет! Сегодняшняя подборка получилась, скажем так географической - в комплекте хоррор из Италии, следующий классическим тропам американского хоррора разных времен и жанров, французский леденящий триллер о городской легенде и испанский фильм ужасов с точным географическим названием.
Классическая история ужасов
Самая трудная задача, с которой сталкиваются авторы фильмов на старте проекта - как сделать новую картину оригинальной и ни на что не похожей? Чтобы не уличили в плагиате, и чтобы зритель не сказал, что такое, мол, видел уже сотню раз. Порой сценаристы берут за основу известные сюжеты и видоизменяют их, комбинируют разные истории друг с другом или разыгрывают привычный сюжет в необычном сеттинге, например, в космосе или на ярмарке швейных принадлежностей. Авторы "Классической истории ужасов" уже самим названием лихо спасают себя от обвинений в плагиате - наоборот, они намеренно хотят нам показать то, что мы видели сотни раз. Что же выходит?
Итак, "Классическая история ужасов" недавно стартовала на Netflix, а создан фильм был итальянской командой. Вклад Италии в индустрию фильмов ужасов сложно переоценить, правда в данном случае авторы работали явно не на итальянскую аудиторию, вернее, повторять они пытались не приёмы Фульчи или Ардженто.
История начинается с фургона, и это уже настраивает на определенный лад. Парень по имени Фабричио собирает попутчиков (что-то типа системы совместных поездок) для путешествия в отдаленный район Италии. Прежде незнакомые друг другу люди знакомятся, Фабричио делает снимок для своего канала в соцсети, ребята устраиваются в трейлере поудобнее, и поездка начинается. Классический ход с поездкой в фургоне здесь смешан с другим - поместить группу незнакомых людей в замкнутое пространство - ведь в классических слэшерах в фургонах обычно ездят знакомые друг другу люди. Сразу после этого следует другое клише - машина натыкается на что-то, и ребята вырубаются. Приходят в себя они в совершенно другом месте - на поляне, окруженной лесом, рядом со странным загадочным домом.
За неплохой завязкой с заявкой на действительно классический слешер следует новый набор типовых приемов - ребята разбредаются, двое отправляются исследовать лес и обнаруживают, что ходят по кругу, другие отправляются в дом, и понимают, что это очень нехорошее место. Когда в доме собираются почти все, кроме сломавшего ногу Марка, звучит сирена, и на поляне появляются жуткие фигуры, которые скоро проникают в дом, и ребята понимают, что столкнулись с каким-то кровожадным культом.
Как вы уже поняли, здесь уже много всего - помимо классических приемов из слешера и паранормального кино, а также темы секты c небольшим пасом Астеру, авторы добавили сцену, достойную сплэттера (если не знакомы с терминологией, по соседству есть дружелюбная статья, объясняющая, что есть что в жанрах хоррора) а-ля "Хостел".
Конечно, выходит, что следовать классическим клише, а тем более смешивать их в таком количестве, не так уж просто, не теряя качество. Но, в целом, технически, актерски и повествовательно всё идёт не так плохо. Куда сложнее обстоит дело с выходом на финишную прямую - создатели, пытались удивить, и нас снова ждёт твист, который также переключает жанр, следуя уже другим клише. И в целом, это, конечно, удивляет, и конечно, мы не можем предъявлять претензии - ведь авторы честно назвали фильм, но с концовкой вышло несколько спорно и неуклюже. Авторы явно вдохновлялись успехом многослойного хоррора "Хижина в лесу", но получилось нечто другое. Фильм точно достоин внимания, так как может порадовать фанатов жанра отсылками и наборами приемов - обычно такое бывает только в комедиях ужасов - и в целом, снят добротно и качественно.
Кандиша
Второй сегодняшний номер принадлежит авторам из другой европейской страны - французские режиссеры Александр Бустильо и Жюльен Мори, которые также в своё время поработали в проекте "Азбука смерти" и сняли в штатах очередной фильм во вселенной "Техасской резни бензопилой" вернулись в родные края, чтобы воплощать на экране городские легенды, правда выбрана была почему-то легенда родом из Марокко. Фильм был выкуплен стримингом Shudder.
Итак, вводная часть фильма знакомит нас с главными персонажами - это несколько девушек-подростков, которые живут в достаточно бедных семьях, постоянно тусуются вместе, увлекаются граффити и много общаются на темы, которые типичны для подросткового возраста. Надо сказать, авторы подошли к созданию героинь достаточно хорошо - сцены общения не выглядят надуманными, они довольно реалистичны, диалоги нельзя назвать плоскими, что, в общем то не особенно специфично для жанра ужасов. В этом есть и плюс и минус, об этом позже.
После одной из встреч, в ходе которой всплывает легенда о Кандише, одна из девушек - Амели - возвращается домой и подвергается приставаниям со стороны навязчивого ухажера. С трудом сбежав, Амели возвращается домой в расстроенных чувствах и сгоряча призывает тот самый мстительный дух. По марроканской легенде, Аиша Кандиша действительно существовала во времена оккупации Португалией, сражалась за свободу, и мстила солдатам за расправу над её семьей, пользуясь своей привлекательностью, как оружием, после смерти же Кандиша стала мстительным духом, которого можно призвать. Итак, Амели произносит заклинание, и на следующий день узнает, что пристававший к ней парень найден мертвым.
Но вскоре выясняется обескураживающий факт - Кандиша не уйдет, пока не заберет с собой шестерых мужчин, так что убийства друзей и сверстников девушек продолжаются. В попытках одолеть Кандишу, девушки обращаются за помощью к местному религиозному деятелю, совершают обряд экзорцизма, который не срабатывает, и остаётся лишь один выход...
Что касается минуса, о котором было сказано ранее - тщательный подход к персонажам, их общению и жизни работает лишь в первой части фильма, далее на раскрытие героинь махнули рукой, их общение тоже становится довольно плоским - девушки как-то слишком легко верят Амели, соглашаясь участвовать в сомнительных ритуалах. Визуально фильм, в целом, радует - видения Амели, преподнесенные Кандишей, сам облик мстительного духа, хорошие декорации с вниманием к деталям. К актерскому ансамблю также нет претензий. Но утерянная нить развития героинь приводит к тому, что сюжетный твист в финале проходит как-то мимо, в нем нет того заряда, который мог бы быть. "Кандиша" получилась неровной - с одной стороны, здесь есть сочный и достоверный бэкграунд, который скомкивается во второй половине, есть неплохие визуальные эффекты, но есть и много клишированных ходов и неровная подача - игра на выбывание, как в классическом слэшере как-то не очень идёт фильму. Фильм займет вас в ожидании нового "Кэндимена", которым явно вдохновлялись авторы, создавая свою городскую легенду.
Заклятье. Дом 32
На очереди Испания, и эта страна в этот раз возвращается с классическим для фильммейкеров этой страны хоррором о проклятом доме. Знаете, как это бывает - семья переезжает в новую квартиру, надеясь на светлое будущее, и тут героев начинает преследовать ипотека нечто мрачное и необъяснимое. Испанцы знают толк в подобных вещах, посмотрим, насколько удался новый фильм, который наши прокатчики снова бессовестно привязали к известной франшизе, к которой хоррор с чисто географическим названием "Маласанья, 32", не имеет абсолютно никакого отношения.
Семейство Альмедо - Маноло и Кандела с тремя детьми, для старшей из которых, девушки Ампаро, Маноло не является родным отцом, переезжает в Мадрид, в новую квартиру, о которой нам в начале, конечно, показывают вводный экскурс. Несмотря на слова отца семейства о возможностях большого города и недурных размерах новых апартаментов, никто из прибывших не спешит восхищаться - каждый оставил в прежней деревенской жизни что-то своё, и не прочь вернуться обратно. Сцена переезда вполне четко рисует систему взаимоотношений - патриархальный отец, который не особенно жалует старшего сына Пепе, равно как и не прислушивается к мнению жены или достаточно взрослой уже Ампаро, которой пришлось расстаться со своим женихом, и на которую ложится ответственность за младшего Рафаэля.
В квартире сразу начинают происходить странные вещи - тут классический набор самостоятельных дверей, шумов и прочее. Занятная механика придумана для Пепе, который находит утешение в переписке с соседкой, живущей напротив - между их окнами натянуты лески, по которым перемещаются записки на прищепках (забегая вперед, скажу, что ближе к концу фильма сцена с веревками, уходящими в темноту, смотрится просто роскошно). Больше всех влиянию потустороннего, конечно, подвержен младший Рафаэль - он боится спать в комнате с престарелым дедом, подключенным к аппарату искусственной вентиляции, но скоро он понимает, что появляющаяся из темноты шкафа рука куда страшнее, чем загадочное устройство.
Неплохо задумана и выполнена сцена с детской телепередачей - привет "Нулевому каналу" и всем крипипастам про несуществующие телепередачи, которые авторы видели в детстве - пока Ампаро выбегает, чтобы найти дедушку, вопиющего, что стоит убраться из этого дома, Рафаэль смотрит передачу с жутковатыми маппетами, и вскоре исчезает. Тут тоже есть явный пас "Странным делам" - семейство слышит голос Рафаэля, но он находится будто по ту сторону, как в популярном сериале. Авторы явно обладают большой насмотренностью, и достаточно умело вплетают новые приёмы в старую канву. Тем временем, Кандела, работающая в магазине одежды, встречает странную женщину с дочерью, прикованной к инвалидному креслу, и получает послание, что семья Альмедо в большой опасности.
Итак, впереди борьба с злобным духом, а главное - попытка разобраться в произошедшем, чему помогает найденный Канделой телефонный номер. Надо сказать, авторы удивили, вписав в столь старорежимный хоррор о нехорошей квартире остросоциальную тему, типичную для 2020 года. Что касается визуального ряда и исполнения разнообразных скримеров и паранормальных явлений - всё выполнено отлично. Финал несколько обескураживает - как и в "Кандише" здесь не хватило верной расстановки для верного заряда подобной концовки - и он странный, даже как попытка удивить тех, кто любит угадывать, чем кончится фильм. В целом, "Заклятье. Дом 32" (когда же прекратится эта бессовестная, а главное - совершенно бесполезная эксплуатация чужих названий) получился крепким комнатным хоррором - достаточно выверенным и грамотным, не лишенным клише, к которым авторы, тем не менее, умело добавили несколько интересных находок, с хорошей актерской игрой и несколько обескураживающим финалом.
Ещё в Телеужин:
Ещё кино в - три напряженных триллера о сектах в свежем выпуске "Три пропущенных"
Гид по жанрам - 8 основных поджанров современного хоррора
Инфлюенсеры - самые влиятельные фильмы ужасов в истории кинематографа
Ещё свежее кино - три летних хоррор-хита
Наши за рубежом - отечественные фильмы ужасов, которые советуют в зарубежной прессе