Найти в Дзене

Внешняя политика Никиты Хрущёва глазами английской Википедии (часть 1).

В русской Википедии о внешней политики Хрущёва написано около 15 предложений. А вот в английской сразу несколько страниц. В них много интересных деталей, откровенной лжи и обвинений в блефе, но есть и некоторые объективные оценки. В общем, если Вам интересно ознакомиться с этой публикацией, мы для Вас её перевели.

Так как в английской Википедии материала довольно много, мы разделили эту публикацию на 2 части.

Итак, перевод первой части:

Хрущев стремился найти долгосрочное решение проблемы разделенной Германии и анклава Западного Берлина в глубине территории Восточной Германии. В ноябре 1958 года, назвав Западный Берлин "злокачественной опухолью", он дал Соединенным Штатам, Великобритании и Франции шесть месяцев на заключение мирного договора с обоими немецкими государствами и Советским Союзом. Если договор не будет подписан, заявил Хрущев, Советский Союз заключит мирный договор с Восточной Германией. В результате Восточная Германия, не участвовавшая в договорах, открывавших западным державам доступ в Берлин, получила бы контроль над путями сообщения с городом. Советы предложили сделать Берлин свободным городом, что означало, что там не будут размещены внешние военные силы. Западная Германия, США и Франция выступили резко против ультиматума, но Великобритания хотела рассмотреть его в качестве отправной точки для переговоров. Никто не хотел рисковать войной из-за этого вопроса. По просьбе Великобритании Хрущев продлил срок действия ультиматума и в конечном итоге отказался от него, поскольку берлинский вопрос стал частью более сложной повестки дня встреч на высшем уровне.

Хрущев стремился резко сократить уровень обычных вооружений и защитить Советский Союз ракетами. Он считал, что без этого перехода огромные советские вооруженные силы будут продолжать пожирать ресурсы, затрудняя достижение целей Хрущева по улучшению советской жизни. В 1955 году он отказался от планов Сталина по созданию большого военно-морского флота, считая, что новые корабли будут слишком уязвимы как для обычного, так и для ядерного нападения. В январе 1960 года он воспользовался улучшением отношений с США, чтобы отдать приказ о сокращении на одну треть численности советских вооруженных сил, утверждая, что передовое оружие восполнит сокращение войск. Хотя призыв советской молодежи в армию оставался в силе, освобождения от военной службы становились все более распространенными, особенно для студентов.

Хрущев решил, что политика взаимного гарантированного уничтожения (MAD), которая способствовала ядерной войне, была слишком опасна для Советского Союза. Его подход не сильно изменил его внешнюю политику или военную доктрину, но очевидна его решимость выбрать варианты, которые минимизируют риск войны. У Советов было мало работоспособных межконтинентальных баллистических ракет (МБР); несмотря на это, Хрущев публично хвастался ракетными программами Советов, заявляя, что советское оружие разнообразно и многочисленно. Первый секретарь надеялся, что общественное мнение о том, что Советский Союз впереди, окажет психологическое давление на Запад и приведет к политическим уступкам.

Советская космическая программа, которую Хрущев твердо поддерживал, казалось, подтвердила его заявления, когда Советский Союз запустил на орбиту Спутник-1, что поразило весь мир. Когда стало ясно, что запуск был реальным, и Спутник-1 был на орбите, западные правительства пришли к выводу, что советская программа МБР находится дальше, чем она была на самом деле. Хрущев усугубил это заблуждение, заявив в интервью в октябре 1957 года, что у СССР есть все ракеты любой мощности, которые ему нужны. В течение многих лет Хрущев делал упор на то, чтобы предварять крупную зарубежную поездку запуском ракеты, к смущению хозяев встречи. В январе 1960 года Хрущев заявил на Президиуме, что советские МБР сделали возможным соглашение с США, потому что "американцы на центральных улицах впервые в жизни начали трястись от страха".

Соединенные Штаты узнали о неразвитости советской ракетной программы из пролетов в конце 1950-х годов, но только высокопоставленные американские чиновники знали об обмане. Общее восприятие США и общественностью "ракетного разрыва" привело к значительному наращиванию оборонного потенциала Соединенных Штатов.

Во время визита вице-президента Никсона в Советский Союз в 1959 году он и Хрущев приняли участие в том, что позже стало известно как "Кухонные дебаты". Никсон и Хрущев вели бескомпромиссный спор в макете кухни на Американской национальной выставке в Москве, причем каждый отстаивал экономическую систему своей страны.

Никсон пригласил Хрущева посетить Соединенные Штаты, и тот согласился. Он совершил свой первый визит в Соединенные Штаты, прибыв в Вашингтон 15 сентября 1959 года и проведя в стране тринадцать дней. Этот первый визит советского лидера вызвал широкий резонанс в средствах массовой информации. Хрущев взял с собой жену Нину Петровну и взрослых детей, хотя советские официальные лица не имели обыкновения путешествовать со своими семьями. Советский гость посетил Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско (посетив супермаркет), Кун-Рапидс, Айова (посетив ферму Розуэлла Гарста), Питтсбург и Вашингтон, завершив визит встречей с президентом Эйзенхауэром в Кэмп-Дэвиде. Во время обеда на студии Twentieth Century-Fox в Лос-Анджелесе Хрущев вступил в импровизированную, но веселую дискуссию с ведущим Спиросом Скурасом о соответствующих достоинствах капитализма и коммунизма. Хрущев также должен был посетить Диснейленд, но посещение было отменено по соображениям безопасности, что очень разочаровало Хрущёва. Однако он посетил Элеонору Рузвельт в ее доме. Во время посещения нового исследовательского кампуса IBM в Сан-Хосе, Калифорния, Хрущев не проявил особого интереса к компьютерным технологиям, но очень восхитился кафетерием самообслуживания и по возвращении ввел самообслуживание в Советском Союзе.

В результате этого визита было достигнуто неофициальное соглашение о том, что твердых сроков по Берлину не будет, но будет проведен саммит четырех держав, чтобы попытаться решить этот вопрос. Целью советского лидера было продемонстрировать теплоту, обаяние и миролюбие, используя откровенные интервью, чтобы убедить американцев в своей человечности и доброй воле. Он выступил хорошо, и Теодор Виндт назвал это "зенитом его карьеры".

Дружелюбная американская аудитория убедила Хрущева, что он достиг прочных личных отношений с Эйзенхауэром и что он может достичь разрядки в отношениях с американцами. На самом деле Эйзенхауэр не произвел впечатления на советского лидера. Хрущёв настаивал на том, чтобы к в встрече присоединился президент Франции Шарль де Голль, который отложил ее до 1960 года, когда Эйзенхауэр должен был нанести ответный визит в Советский Союз, чем откровенно разочаровал советского лидера.

На этом мы завершаем первую часть этой публикации.

Во второй части мы представим продолжение содержания раздела английской Википедии о внешней политики Хрущёва, в частности, расскажем о том, как на Западе описывают события 1960 года, когда советские силы ПВО сбили американский самолёт разведчик U-2.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить этот материал.

Ставьте 👍 палец вверх, если было интересно.

Напоминаем, что представленное выше - не оценочное мнение автора, а прямой перевод статьи.