Найти в Дзене
Интерфикс

3 проблемы школы. И дети здесь вообще ни при чём

Когда говоришь далёким от образования людям, что ушёл из школы, они обычно говорят одинаковую фразу: «Дети сейчас сложные», иногда говорят тяжёлые или непростые. Так может говорить только тот, кто никогда не работал в школе, потому что дети — лучшее, что есть в школе. Учить их очень увлекательно. Проблемы совершенно в другом... Я работал учителем русского языка и литературы 6 лет, за это время прошёл путь от романтика до реалиста, чтобы окончательно не скатиться в пессимизм и цинизм из школы пришлось уйти. Сейчас мне кажется, что современная школа работает ради зарплаты завучей и директоров, а результата обучения, в лучшем случае, нет. В чём вообще проблема? Проблема сначала кажется простой — всё дело в конъюнктуре, которая убивает образовательный процесс, лишая учителя времени на банальную качественную подготовку урока, следом идёт школьная нищета, и я не про низкие зарплаты учителей (про них в другой раз, там целая тема на отдельный пост), но почему учитель чинит технику за свои ден
Оглавление

Когда говоришь далёким от образования людям, что ушёл из школы, они обычно говорят одинаковую фразу: «Дети сейчас сложные», иногда говорят тяжёлые или непростые.

Так может говорить только тот, кто никогда не работал в школе, потому что дети — лучшее, что есть в школе. Учить их очень увлекательно.

Проблемы совершенно в другом...

Я работал учителем русского языка и литературы 6 лет, за это время прошёл путь от романтика до реалиста, чтобы окончательно не скатиться в пессимизм и цинизм из школы пришлось уйти. Сейчас мне кажется, что современная школа работает ради зарплаты завучей и директоров, а результата обучения, в лучшем случае, нет.

В чём вообще проблема?

Проблема сначала кажется простой — всё дело в конъюнктуре, которая убивает образовательный процесс, лишая учителя времени на банальную качественную подготовку урока, следом идёт школьная нищета, и я не про низкие зарплаты учителей (про них в другой раз, там целая тема на отдельный пост), но почему учитель чинит технику за свои деньги, заправляет принтер, приобретает мел, магниты, маркеры, губки, краску и всё в таком духе? Везёт, если помогают родители, но некоторые за эту помощь могут и оценку потребовать. Скажете, что я работал в плохой школе? В двух школах я работал, ещё в дюжине бывал и разговаривал с учителями — ситуация везде одинаковая. Отличие лучшей от худшей только в том, что может не быть принтера вовсе, а если он есть, то «будь добр».

Думаете, что учитель отвёл уроки и пошёл зарабатывать на репетиторстве? Как вам проверять столько тетрадей ежедневно по вечерам после работы? А на завтра ещё готовить 5—6 уроков, зато «ничего тяжелее ручки не поднимаем».
Думаете, что учитель отвёл уроки и пошёл зарабатывать на репетиторстве? Как вам проверять столько тетрадей ежедневно по вечерам после работы? А на завтра ещё готовить 5—6 уроков, зато «ничего тяжелее ручки не поднимаем».

И проблемы будто бы житейские, и то правда, но дело в том, что они вытолкнули всё остальное, школа стала очень формальной. Как бы сказать понятнее: школа работает, дети посещают занятия по расписанию, рабочие программы есть, кое-где даже выигрывают олимпиады и учителя русского соревнуются «Кто лучше напишет сочинение за ребёнка», всё, вроде бы, нормально. НО! Здесь всё как в знаменитом разговоре Маяковского с аудиторией:

— Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
— Мои стихи не море, не печка и не чума.

Аналогичная ситуация со школой — она не греет, не волнует и не заражает, остались только формальные признаки, по которым можно доказать, что ты работаешь.

А это буквально приходится доказывать: нет журнала воспитательной работы — значит не воспитывали, нет плана урока или урок не вписан в журнал — значит урок не проводился. На планы и формы работы у каждого методиста/специалиста свой субъективный взгляд, который, измеряет работу учителя чаще не с профессиональной точки зрения, а, скажем прямо, по уровню симпатии данного методиста/специалиста к конкретному педагогу. Иногда и родитель приходит с вопросом: «Почему „три“?», про устные ответы на уроке можно не вспоминать, нужны формальные доказательства, лучше всего подходят письменные работы, где рукой ребёнка сделаны ошибки, вот и веди архив на каждого ребёнка в течение нескольких лет, а то мало ли что.

Формализм касается и результатов обучения. Несколькими планами и журналами ты только доказываешь факт проведения своей работы, а ещё ведь нужно показать хороший результат обучения в точно назначенное время. И если желание результата — это разумно, то привязка результата к единому экзамену — это крышка на банке с вареньем из формализма.

Что говорят хорошие результаты выпускного экзамена об учителе?

Только то, что он хороший дрессировщик, который потратил целый год на прорешивание с учениками однотипных тестов. Дрессировке поддаются даже кошки, при чём здесь образование?

Но что самое интересное, так это то, что при всей гигантской отчётности и шаблонности всей образовательной системы, внутри каждая школа ужасна по-своему. Сколько бы ни проверяли, ни формализовали, а защитить учителя от самодурства школьной администрации они не способный. Попробуйте представить, во что администрация школы способна превратить жизнь учителей, обладая большой властью внутри школы, а от природы скверным характером, комплексами, желанием заработать или самоутвердиться... (Вопрос риторический, да и список пороков можно продолжать бесконечно.)

Итого проблемы:
1. Тотальный формализм.
2. Нищета.
3. Школьная администрация.