Начальная школа в Rogacze
Место, которое сейчас настолько скрыто, что даже если вы стоити примерно в 100 метрах от него, вы не знаете, что там что-то скрывается.
Это остатки проекта Польской Народной Республики «тысячелетие».
Местные жители указали «Это здесь», и нам показали на деревья и кусты. Дальнейшее окружение подсказало, что за этими кустами находится - поляна, потому что с одной стороны была небольшая церковь, а с другой - дорога. Если постараться обойти эти заросли растительности то перед вами открываются входные ворота. Только теперь это место показало свое лицо.
Давайте сначала расскажем, что это за проект, называемый "тысячелетие".
После Второй мировой войны страна боролась с разрушением всей инфраструктуры и демографическим спадом, вызванным многочисленными жертвами войны. Однако гражданам эта ситуация не осталась равнодушной, и началось массовое «заселение» территории Польши. Нужно было как-то восполнить население, но никто не предвидел последствий в образовании. Война разрушила многие школы, и те школы, которые выжили, не смогли принять такое количество учеников. В свое время, по статистическим данным, в одном классе было почти 74 ученика.
Было решено что-то с этим сделать, и в 1959 году был создан Социальный фонд строительства школ тысячелетия. Проект можно сказать не столько амбициозный, сколько сумасшедший. В течение максимум 7 лет построить 1000 школ по всей стране, чтобы успеть к празднованию тысячелетия польского государства. Проект, как и многие другие во времена Польской Народной Республики, должен был соответствовать трем условиям. Он должен был быть дешевым, функциональным и адаптированным к возможным боевым действиям. Таким образом, в большинстве школ было бомбоубежище, и любую из них можно было в любой момент переоборудовать в полевой госпиталь. Отсюда специфический внешний вид и планировка комнат.
Эта школа отличается от любой другой школы «тысячелетие». Она носит наиболее сельский и интеграционный характер.
Под интеграцией имеется в виду, что на территории школы были специальные жилые дома для учителей. Из плана можно сделать вывод, что было вполне комфортно. В распоряжении учащихся были туалеты, а в домах учителей - туалеты, душевые и двухкомнатные помещения.
Живите со школой и будьте с ней связаны 24 часа в сутки. Будьте постоянно со школьниками и для них. Было ли это для учителей большим благословением в их миссии или проклятием, на которое они согласились.
В небольшом деревянном домике можно найти много страниц из старых учебников и газет. Все было брошено в одно место и оставлено на долгие годы. Многие страницы разваливались, когда вы пытались их поднять. Поэтому решили не слишком много двигаться и смотреть на те, которые можно было увидеть, не поднимая их.
Нельзя сказать, что это здание особо разграблено. Однако это место далеко от больших городов. Школьное оборудование, такое как парты, шкафы и доски, исчезло. Однако это можно объяснить просто. Среди окрестных деревень есть деревенские клубы, и уверены, что в эти места шло оборудование от этой школы. Однако осталось много учебников и студенческих тетрадей, банки и мерные стаканы для химических реактивов. Металлические детали, такие как трубы и водогрейные котлы, остались на месте, поэтому «охотников за металлоломом» здесь не было.
Что еще удивительнее - не нашли здесь граффити.
Невероятно амбициозный проект времен Польской Народной Республики, он будоражит воображение и удивляет своим размахом. Инвестиция в будущее страны, то есть молодое поколение.
В настоящее время большинство этих школ закрыто и приходят в упадок. Однако свое дело они сделали. Они обучили массы молодых людей и позволили им бороться с неграмотностью.
Это также напоминает мне истории пожилых людей во время войны. Как учились в подвалах в деревне и учителя прикидывались простыми крестьянами, чтобы их не отправили вглубь России. Во время войны образование продолжалось, но в подполье. Этот проект мог начаться в большом масштабе.