«Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий.» (Лк. 12: 39-40).
Умножения беззаконий в наши дни связано с тем, что люди перестали бодрствовать, как заповедал Господь Иисус Христос. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). Многие думают, что Второе Пришествие Христа и Страшный Суд будут не скоро, забывая о том, их собственная смерть может быть в любое время, а там душу ждёт частный Суд Божий. Мир предлагает много соблазнов, дьявол прельстил многих разными удовольствиями мира сего временного, а также лжеучениями, которые льстят слуху, не осуждают грех. Об этом говорит Апостол Павел: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё.» (2-е Тим. 4: 3-5). Но Истина не изменилась, она та же, что тысячу лет над, что сейчас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.» (Евр. 13: 7-9). И если Христос тот же, Истина, выраженная в Евангелие та же, то и заповедь о том, что нужно бодрствовать и молиться действует и сейчас. Христос – это сама Истина, Бог Слово. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» (Ин. 1: 1-3).
Грех начинается с мысли, с помысла, который приходит человеку на ум. Мысли греховные приходят извне от лукавого, как воры. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам.» (Ин. 10: 1-2). Вражеские помыслы не спрашивают разрешения можно ли войти, но входят без приглашения. Эти помыслы можно воспринимать, как бесов, явившихся к нам. А приходят они, бывает, что под благовидными предлогами, но цель у них одна: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.» (Ин. 10: 10). Эти помыслы приходят от духов злобы поднебесной, чтобы душу погубить, ввести человека в грех, который отделяет его от Бога, Источника жизни, а грех рождает смерть: «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.» (Иак. 1: 15). Поэтому надо отсекать эти греховные мысли молитвой, обращением к Богу: «именем Моим будут изгонять бесов;» (Мк. 16: 17). И отсекать греховные мысли легче, чем исправлять дело, которое сделано, а иногда такие дела могут быть непоправимы. Надо бороться с приходящими греховными помыслами сразу, как легче дёргать сорняки, пока они маленькие, чем выкорчёвывать дерево. «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.» (Псалом 136: 8-9). Когда человек поступает по злым помышлениям, дурную мысль воплощает в дело или слово, то он становится орудием бесов, служит сатане: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека;» (Мф. 15: 19-20). А поэтому нужно обратиться с молитвой и покаянием к Богу, чтобы Он очистил от этих мыслей, уберёг от греха. А поступить следует по добродетели, по заповеди Божией, чтобы быть орудиями в руках Божиих, служить Богу, делать добро на этой земле, а не зло. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4: 10); «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). Кому человек служил здесь на земле, с тем и будет по смерти, а выбор делает уже сейчас.
Когда человек молится, он получает благодать Святого Духа. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но ... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять». Преподобный Серафим Саровский. Человек призван быть храмом Святого Духа, а не жилищем греха. «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.» (1-е Кор. 3: 16-17). Греховные мысли развращают человека, делают его сердце нечистым перед Богом. А молитва очищает сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5: 8). Рассеянная молитва не приносит пользы, потому что во время молитвы человек общается не с Богом, а с бесами. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Мф. 12: 30). А они активно мешают молитве, лезут в окна, подкидывают всякие помыслы. Надо вникать в слова молитвы и избегать всех посторонних помыслов, пусть даже на первый взгляд, хороших. Святые вели борьбу с помыслами. Все христиане, верные Христу, избегают всех дурных помыслов, противоречащих Евангелию, обращаясь с молитвой к Господу, ища у Него защиты. Они слушают голос Христа, который слышен в Евангелие и исполняют Его заповеди. «И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.» (Ин. 10: 4-5). Человек сам выбирает любит Он Бога или любит грех. Христианину нужно бодрствовать, чтобы не впасть в искушение от врага, потому что враг не дремлет, и пытается погубить душу человеческую, втянув его в грехи. После посещения службы, Причастия, молитвы враг может внушать человеку, о том, что нужно отдохнуть, расслабиться, но надо сохранять бдительность, потому что враг не спит, а постоянно хочет погубить душу человеческую. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь.» (1-е Фес. 5: 17). Только Господь может защитить человека и уберечь от греха. Мы не можем знать того дня, когда мы предстанем перед Богом, этот день может прийти неожиданно и надо быть готовыми к этому дню; «да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящего жития нощь прейти, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празнующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную.» Отрывок из молитвы по 1-й кафисме Псалтири.
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.» (Мк. 13: 33-37).