Найти тему

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ РЕШЕНИЕ

Оглавление

Проблемы подростков возникают на фоне бурного физического и психического развития в пубертатном периоде. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей, парадигмы семейного воспитания и других факторов, у одних подростков возникают острые проблемы, которые вызывают еще более острые эмоции, у других есть понимание, что все проблемы решаемы, и они стараются просто работать над собой, не впадая в панику или депрессию.

Причинами социальных проблем подростков иногда становятся самые неожиданные факторы, но психологи выделяют несколько из них, которые встречаются чаще всего.

1.НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В зависимости от стиля воспитания в семье и доверительности отношений с родителями риск возникновения проблем подросткового периода может быть разным. Например, в авторитарной семье, где родители не склонны договариваться с ребенком, постоянно его критикуют, не считаются с его мнением и не дают ему возможности самостоятельно принимать решения, подросток чувствует себя подавленным, ощущает свою беспомощность и пытается вырваться из-под тотального контроля.

При попустительской системе воспитания в семье ребенок, хоть ему практически все дозволено, не чувствует себя нужным, не знает всех правил и границ поведения в обществе.

И у тех, и у других подростков однажды возникают какие-либо серьезные проблемы с реализацией их ведущей деятельности – общением. Они или не умеют общаться и плохо идут на контакт, или становятся отвергнутыми в результате неприемлемого для сверстников поведения: слишком замкнутого, чрезмерно прилипчивого, нечестного или навязчивого.

2.ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ ОРГАНИЗМА

Внешний вид подростка весьма непропорционален, в связи с чем у детей начинают формироваться комплексы: слишком высокий или низкий рост, раньше или позже других появившиеся признаки полового различия, неприятный запах, проблемы с кожей и прочее.

3.ТЯГА К КОМПАНИИ СВЕРСТНИКОВ

Ведущая деятельность подросткового возраста, по мнению Л.С. Выготского, – общение со сверстниками. Первые проблемы здесь возникают у тех, кто не научился в дошкольном возрасте и в начальных классах качественно общаться. Одни не умеют налаживать контакт и поддерживать темы для разговоров, они часто страдают от сниженной самооценки и одиночества. Другие пытаются общаться слишком активно, в результате чего оказываются непринятыми, они также переживают от одиночества и отсутствия близкого окружения сверстников.

-2

4.ПОЯВЛЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ ВЗРОСЛОСТИ

Подросток считает себя взрослым: хочет сам принимать решения, тратить деньги, выражать свое мнение, демонстрировать свою свободу действий. При этом, от «взрослой» жизни он хочет получать только положительные моменты. Но существует мир реальных взрослых, который ограничивает его: «Кроме прав не забывай про обязанности», «Нет такого слова – не хочу, есть слово – надо!», «Дома нужно быть в 10 вечера и ни минутой позже». В результате возникают конфликты, в которых подросток или проявляет агрессию, или чувствует себя беззащитным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Спектр актуальных проблем подростков достаточно широкий, но их можно разделить на четыре большие группы.

1.ПРОЯВЛЕНИЕ ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТИ

-3

Подростковый период не зря называется еще и периодом полового созревания. Организм ребенка постепенно готовится к выполнению своих природных функций – оставлению потомства. Вместе с половой системой развивается и гормональная, поэтому подростки стараются побольше узнать о сексе, некоторые – даже пробуют в этом возрасте заводить первые половые связи, что также является серьезной проблемой.

Еще одно проявление гиперсексуальности – эротомания. Это желание, чаще всего возникающее у девушек, стать более привлекательной для противоположного пола. Здесь появляется своеобразный выбор одежды: джинсы с экстра заниженной талией, глубокие декольте, оголенные плечи и поясницы, неумеренное применение макияжа.

У подростков обоих полов иногда возникает склонность к мастурбации – так они неосознанно продолжают знакомиться со своим телом, но зная, что это занятие не поощряется обществом, одновременно они испытывают чувство вины за свои действия. Некоторые девушки в современном обществе, где непорочность не является признаком порядочности, комплексуют в связи со своей девственностью.

2.ПОПЫТКИ САМОУТВЕРДИТЬСЯ

Подростки пытаются доказать взрослым свою значимость и, одновременно, независимость от них. Реализовать эту потребность они пытаются разными способами. Девиантные проявления: побеги из дома, пристрастие к вредным привычкам, школьные прогулы дают подростку иллюзию, что он свободен и независим. Конфликты со взрослыми, упрямство в доказательстве своих решений, агрессия в ответ на попытки вмешаться в его частную жизнь также, по мнению ребенка, помогают ему продемонстрировать свою взрослость себе и окружающим.