Несмотря на то, что тематика "липовых" онлайн-кредитов сейчас весьма популярна, очень многие граждане даже отдаленно не представляют себе, как мошенники это делают. В данной статье мы постараемся приоткрыть "завесу тайны" и рассмотреть более детально некоторые из способов, которые полюбились аферистам.
На самом деле схем, используемых мошенниками для оформления на граждан поддельных кредитов, не так уж и много. Основных несколько, а остальные лишь являются их разновидностями.
Самая типичная из них - это звонок жертве, который осуществляется якобы сотрудником банка, информирующим о попытке оформления неизвестным лицом кредита в онлайн-банке.
Затем мошенник (а это звонит именно он) убеждает человека в необходимости совершения нескольких последовательных действий:
- самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму,
- обналичить поступившие на банковскую карту деньги,
- перечислить обналиченные денежные средства на "резервный счет" для мгновенного погашения кредита.
При этом для реализации подмены номера звонящего мошенниками используются как технологически сложные системы, так и более доступные варианты. К примеру, это можно сделать с помощью Telegram-бота, который позволяет организовывать звонки с подменой номера прямо из мессенджера.
Также мошенническая схема может быть реализована и с помощью автоматизированных систем. Сейчас нередко звонки аферистов проходят с применением роботов в начале диалога либо с последующим переключением на робота.
Жертве предлагается сообщить роботу конфиденциальные сведения, которые доступны только клиенту (например, код подтверждения совершения банковской транзакции из СМС). Робот в данном случае призван психологически ввести человека в заблуждение, убедив, что он сообщает код не сотруднику банка, а защищенной системе.
Приведем характерный пример реализации указанной выше схемы из судебной практики. Г. обратилась в суд с иском к Банку о признании кредитных договоров недействительными, взыскании судебных расходов. При этом она указала, что 03.03.2020г. от ее имени с Банком ею, якобы, было подписано два кредитных договора о предоставлении кредитов - на сумму 221 700 руб. и на сумму 355 544 руб. Однако, сама Г. данные договоры не заключала.
В суде Г. пояснила, что обратилась с заявлением в полицию. Постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 05.03.2020 было установлено, что действия связанные с получением кредита и переводом денежных средств в отношении неустановленного лица признаны уголовным преступлением.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий установлено, что 03.03.2020г. на абонентский номер Г. поступил звонок с телефонного номера. Говорил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности Банка. Он пояснил, что со счета Г. мошенники пытаются списать денежные средства. После этого он попросил продиктовать реквизиты имеющейся у Г. банковской карты, что она и сделала.
После этого звонивший спросил, сотрудничала ли Г. с какими-либо еще банками, на что она ответила утвердительно, назвав второй банк. После этого на абонентский номер Г. стали поступать смс-сообщения с одноразовыми паролями, которые она диктовала звонившему. После этого разговор прекратился.
Позже Г. решила позвонить на горячею линию второго Банка, чьи данные она дала незнакомцу. В результате ей стало известно, что на ее имя в этом банке было оформлено два кредита "онлайн"-способом на общую сумму около 570 000 руб.
Однако, судом первой инстанции в удовлетворении иска было отказано. Апелляционная инстанция отставила решение суда без изменения.
Защита ежемесячных доходов должников от списания по долгам: правовые нюансы
При этом суд указал на следующие обстоятельства.
Соглашение о дистанционном банковском обслуживании регулирует отношения Банка и Клиента, возникающие в связи с заключением Клиентами договоров Банковского счета/вклада(депозита)/договора потребительского кредита в связи с оказанием Клиенту дополнительных услуг Банком дистанционно, а именно, посредством Информационных сервисов Банка. Следовательно, Банк осуществляет дистанционное обслуживание Клиента в рамках Соглашения.
Г. ранее при взаимодействии с Банком предоставила номер телефона +... как контактный, в том числе для ее идентификации в банке. Согласно материалам дела, Г. ознакомилась с условиями заключения оспариваемых Договоров. После этого на ее телефон +... было направлено смс-сообщение с кодами для идентификации клиента и подписания Договоров простой электронной подписью.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что 03.03.2020 года между Г. и Банком посредством информационного сервиса Банка "Мой кредит" были заключены спорные кредитные договоры. К такому выводу суд пришел на основании следующего:
- Договоры и составные части договоров, в том числе график погашения по кредиту, подписаны со стороны заемщика Г. при помощи простой электронной подписи, которыми являлись смс-коды, введенные Г. при дистанционном заключении Договоров. При этом смс-коды были направлены Банком Заемщику на ее контактный номер телефона.
- При заключении оспариваемых договоров Г. оформила Распоряжения заемщика по счету, которые также подписаны простой электронной подписью в виде смс-кода, полученного от Банка в смс-извещении, направленном на контактный номер телефона Г.
- Согласно п.1.3 Распоряжения Заемщик поручила Банку перечислить указанные в Индивидуальных условиях суммы кредита в Банк "...".
- Банк распоряжения Г. исполнил надлежащим образом и в полном объеме, что подтверждается выпиской по счету Г.
- Достоверных доказательств того, что Банк не подтверждал путем смс- кодов намерение заключить договор займа, суду со стороны Г. представлено не было.
Таким образом, суды исходили из того, что Г. добровольно предоставила информацию о своей банковской карте третьим лицам, что в итоге и позволило мошенникам оформить на нее два "липовых" кредита.
О некоторых других схемах, которые аферисты используют для того, чтобы брать на граждан поддельные кредиты, мы расскажем в следующей части публикации.
ПРОДОЛЖЕНИЕ и ОКОНЧАНИЕ статьи находятся здесь.
Надеемся, эта статья была для вас полезной.
Если вам понравилось, не забывайте ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал, это помогает его продвижению.
Еще статьи на схожую тематику:
В каких случаях у должника есть шанс доказать в суде, что на него оформлен "липовый" кредит? Ч.1 , Ч.2
Как можно уберечься от оформления на вас "липового" кредита?
Как защититься, если мошенники оформили на вас "липовый" кредит: пошаговая инструкция от юриста
Онлайн-кредит приравнивается к письменному договору. В чём опасность для должника?