Найти тему

Как мошенники оформляют на граждан поддельные онлайн-кредиты. Начало

Несмотря на то, что тематика "липовых" онлайн-кредитов сейчас весьма популярна, очень многие граждане даже отдаленно не представляют себе, как мошенники это делают. В данной статье мы постараемся приоткрыть "завесу тайны" и рассмотреть более детально некоторые из способов, которые полюбились аферистам.

Изображение Bruno /Germany с сайта Pixabay
Изображение Bruno /Germany с сайта Pixabay

На самом деле схем, используемых мошенниками для оформления на граждан поддельных кредитов, не так уж и много. Основных несколько, а остальные лишь являются их разновидностями.

Самая типичная из них - это звонок жертве, который осуществляется якобы сотрудником банка, информирующим о попытке оформления неизвестным лицом кредита в онлайн-банке.

Затем мошенник (а это звонит именно он) убеждает человека в необходимости совершения нескольких последовательных действий:

  1. самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму,
  2. обналичить поступившие на банковскую карту деньги,
  3. перечислить обналиченные денежные средства на "резервный счет" для мгновенного погашения кредита.

При этом для реализации подмены номера звонящего мошенниками используются как технологически сложные системы, так и более доступные варианты. К примеру, это можно сделать с помощью Telegram-бота, который позволяет организовывать звонки с подменой номера прямо из мессенджера.

Также мошенническая схема может быть реализована и с помощью автоматизированных систем. Сейчас нередко звонки аферистов проходят с применением роботов в начале диалога либо с последующим переключением на робота.

Жертве предлагается сообщить роботу конфиденциальные сведения, которые доступны только клиенту (например, код подтверждения совершения банковской транзакции из СМС). Робот в данном случае призван психологически ввести человека в заблуждение, убедив, что он сообщает код не сотруднику банка, а защищенной системе.

Приведем характерный пример реализации указанной выше схемы из судебной практики. Г. обратилась в суд с иском к Банку о признании кредитных договоров недействительными, взыскании судебных расходов. При этом она указала, что 03.03.2020г. от ее имени с Банком ею, якобы, было подписано два кредитных договора о предоставлении кредитов - на сумму 221 700 руб. и на сумму 355 544 руб. Однако, сама Г. данные договоры не заключала.

В суде Г. пояснила, что обратилась с заявлением в полицию. Постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 05.03.2020 было установлено, что действия связанные с получением кредита и переводом денежных средств в отношении неустановленного лица признаны уголовным преступлением.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий установлено, что 03.03.2020г. на абонентский номер Г. поступил звонок с телефонного номера. Говорил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности Банка. Он пояснил, что со счета Г. мошенники пытаются списать денежные средства. После этого он попросил продиктовать реквизиты имеющейся у Г. банковской карты, что она и сделала.

После этого звонивший спросил, сотрудничала ли Г. с какими-либо еще банками, на что она ответила утвердительно, назвав второй банк. После этого на абонентский номер Г. стали поступать смс-сообщения с одноразовыми паролями, которые она диктовала звонившему. После этого разговор прекратился.

Позже Г. решила позвонить на горячею линию второго Банка, чьи данные она дала незнакомцу. В результате ей стало известно, что на ее имя в этом банке было оформлено два кредита "онлайн"-способом на общую сумму около 570 000 руб.

Однако, судом первой инстанции в удовлетворении иска было отказано. Апелляционная инстанция отставила решение суда без изменения.

Защита ежемесячных доходов должников от списания по долгам: правовые нюансы

При этом суд указал на следующие обстоятельства.

Соглашение о дистанционном банковском обслуживании регулирует отношения Банка и Клиента, возникающие в связи с заключением Клиентами договоров Банковского счета/вклада(депозита)/договора потребительского кредита в связи с оказанием Клиенту дополнительных услуг Банком дистанционно, а именно, посредством Информационных сервисов Банка. Следовательно, Банк осуществляет дистанционное обслуживание Клиента в рамках Соглашения.

Г. ранее при взаимодействии с Банком предоставила номер телефона +... как контактный, в том числе для ее идентификации в банке. Согласно материалам дела, Г. ознакомилась с условиями заключения оспариваемых Договоров. После этого на ее телефон +... было направлено смс-сообщение с кодами для идентификации клиента и подписания Договоров простой электронной подписью.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что 03.03.2020 года между Г. и Банком посредством информационного сервиса Банка "Мой кредит" были заключены спорные кредитные договоры. К такому выводу суд пришел на основании следующего:

- Договоры и составные части договоров, в том числе график погашения по кредиту, подписаны со стороны заемщика Г. при помощи простой электронной подписи, которыми являлись смс-коды, введенные Г. при дистанционном заключении Договоров. При этом смс-коды были направлены Банком Заемщику на ее контактный номер телефона.

- При заключении оспариваемых договоров Г. оформила Распоряжения заемщика по счету, которые также подписаны простой электронной подписью в виде смс-кода, полученного от Банка в смс-извещении, направленном на контактный номер телефона Г.

- Согласно п.1.3 Распоряжения Заемщик поручила Банку перечислить указанные в Индивидуальных условиях суммы кредита в Банк "...".

- Банк распоряжения Г. исполнил надлежащим образом и в полном объеме, что подтверждается выпиской по счету Г.

- Достоверных доказательств того, что Банк не подтверждал путем смс- кодов намерение заключить договор займа, суду со стороны Г. представлено не было.

Таким образом, суды исходили из того, что Г. добровольно предоставила информацию о своей банковской карте третьим лицам, что в итоге и позволило мошенникам оформить на нее два "липовых" кредита.

О некоторых других схемах, которые аферисты используют для того, чтобы брать на граждан поддельные кредиты, мы расскажем в следующей части публикации.

ПРОДОЛЖЕНИЕ и ОКОНЧАНИЕ статьи находятся здесь.

Надеемся, эта статья была для вас полезной.

Если вам понравилось, не забывайте ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал, это помогает его продвижению.

Еще статьи на схожую тематику:

В каких случаях у должника есть шанс доказать в суде, что на него оформлен "липовый" кредит? Ч.1 , Ч.2

Как можно уберечься от оформления на вас "липового" кредита?

Как защититься, если мошенники оформили на вас "липовый" кредит: пошаговая инструкция от юриста

Онлайн-кредит приравнивается к письменному договору. В чём опасность для должника?