В начале июля текущего года Президентом Российской Федерации был подписан закон об оптимизации закупок (Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон № 360-ФЗ).
Закон № 360-ФЗ предполагает масштабную реформу законодательства о контрактной системе, которая затронет практически каждую стадию закупочного процесса.
И в данной статье автор предлагает ознакомиться с отдельными изменениями в части регулирования вопросов работы с контрактами.
1. Новая терминология.
В ст. 3 Закона № 44-ФЗ, в частности, будет закреплено специальное определение и фактически разновидность контракта – «контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан». Предметом такого контракта будет являться поставка продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
А для всех контрактов появится официальное определение этапа контракта. Причем стоит отметить, что данный термин, а именно его формулировка существенно пересмотрена относительно редакции законопроекта, но все еще вызывает ряд вопросов, требующих отдельного рассмотрения.
2. Важные изменения в информационном обеспечении контрактной системы и их значение.
Пункт 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ будет изложен в новой редакции. Типовые контракты исключаются из библиотеки типовых контрактов и типовых условий контрактов, размещенной в ЕИС.
Это обусловлено тем, что второй оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ предполагает совершенно новый подход к регулированию данного вопроса.
Так, к оптимизационному пакету на стадии законопроекта был предложен перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию. И постановление Правительства № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» было отмечено в числе тех, что утрачивают силу. Соответственно, вместе с ним будут упразднены и все действующие сейчас акты федеральных органов исполнительной власти, утвердившие такие контракты и условия.
А теперь разберемся с вопросом, что же означает данное изменение.
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в редакции оптимизационных правок типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок, могут быть установлены федеральным Правительством.
Таким образом, полномочия на утверждение типовых условий контрактов будут сконцентрированы в руках одного органа власти. Представляется, что данное нововведение должно на практике оказать положительный эффект, поскольку способно привести к определенному единообразию регулирования, толкования и применения норм, а также исключить ряд проблем, с которыми в настоящее время часто сталкиваются заказчики, например, случаев, когда типовые контракты со временем не обновляются утвердившим их органом власти и фактически противоречат актуальному законодательству.
Несмотря на то, что вышеуказанное положение закрепляет право, а не обязанность Правительства Российской Федерации на утверждение таких норм, стоит полагать, что они с высокой степенью вероятности появятся.
3. Важные уточнения.
Часть 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ будет скорректирована.
В действующей сейчас в редакции закона использована не самая удачная формулировка, устанавливающая, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.
В редакции оптимизационного пакета данная норма будет изложена иначе, а именно: «При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (прим. ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и ст. 95 Закона № 44-ФЗ».
Это принципиально важное уточнение, поскольку не все условия, предусмотренные контрактом, являются его существенными условиями. А действующая сейчас формулировка не редко трактуется органами контроля как не дозволяющая никаких изменений в любые условия контракта, за исключением тех, что прямо упомянуты в вышеуказанных статьях.
4. Сокращение сроков оплаты.
Касательно сроков оплаты по контрактам необходимо будет учесть не только положения второго оптимизационного пакета поправок, но и практически параллельно с ним принятого Федерального закона от 01.07.2021 № 277-ФЗ, которые в совокупности предусматривают, что с 01.01.2022 стандартный срок оплаты по всем контрактам, заключенным по результатам закупок, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен будет составлять по общему правилу не более 15 рабочих дней, а с 01.01.2023 года – уже не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
При этом есть несколько исключений:
· срок оплаты по контрактам, заключенным по результатам закупок, участниками которых могли быть только лица из числа СМП, СОНКО, если извещение о закупке размещено с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно должен составлять не более 10 рабочих дней. А с 01.01.2023 уже не более 7 рабочих дней;
· если законодательством Российской Федерации будет предусмотрен иной срок оплаты;
· в случае оформления документа о приемке без использования ЕИС. В такой ситуации срок оплаты должен будет составлять не более 30 дней с даты подписания документа о приемке. С учетом правил, предусмотренных для электронного актирования, данное положение может быть применимо, например, для случаев заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контракты с которыми заключаются в простой письменной форме без использования ЕИС (если для таких контрактов отдельно не установлен иной срок оплаты);
· если Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства будет установлен иной срок оплаты.
5. Новое «факультативное» условие контракта.
В числе условий, которые могут включаться или не включаться в контракт на усмотрение заказчика, помимо хорошо известного нам положения о возможности применения одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотрено еще одно, а именно, условие о возможности удержания суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек, предъявленных заказчиком из суммы, подлежащей оплате. Данная норма направлена на исключение негативных ситуаций, при которых заказчик вынужден оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) сумму по контракту в полном размере и одновременно выставить требование об оплате неустойки (то есть фактически о возврате части только что выплаченных бюджетных средств). При этом в случае отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) оплатить указанную неустойку, заказчик вынужден добиваться ее оплаты в судебном порядке.
Указанное положение позволит исключить затягивание поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возврата выплаченных средств по требованию заказчика об уплате начисленной неустойки и, соответственно, направлено на предотвращение роста задолженности по платежам в бюджет.
Однако реализация этой возможности будет доступна только в случае включения заказчиком в контракт соответствующего условия.
6. Уточнение в части оформления электронного документа о приемке приемочной комиссией для заказчиков, у которых она создана.
Предусмотрено, что в случае, когда такая комиссия включает в себя лиц, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление и подписание мотивированного отказа от подписания документа о приемке без использования электронных подписей и ЕИС. В таком случае заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов (то есть в формате скан-копий).
7. Цифровизация контрактов.
Кроме электронного актирования в электронную форму перейдут еще несколько важных этапов работы с контрактами, а именно:
· процедура одностороннего отказа. Заказчику будет достаточно разместить соответствующее решение в ЕИС. Направлять документы контрагенту почтой больше не будет необходимости;
соглашения об изменении условий контракта или о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных процедур с 01.07.2023 будут заключаться с использованием ЕИС. Указанное изменение фактически приводит процедуру изменения и расторжения контрактов по Закону № 44-ФЗ к общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 452 ГК РФ, о том, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и сам договор.
Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 8 (84), август 2021 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: