Найти тему

Книга - катастрофа

Фильмы-катастрофы - мой любимый жанр, а вот с книгами этого жанра знакома до сих пор не была, поэтому вряд ли отзыв получится объективным.

Обложка с сайта ЛитРес.
Обложка с сайта ЛитРес.

Идея - 10 баллов

Если кинематограф высвечивает именно катастрофу - огонь, воду, трещины, то литература в первую очередь делает упор на внутреннем мире человека. Да, название книги - «Дамба», но то, что произошло с плотиной, - всего лишь фон. Важнее то, как наводнение повлияло на человека, какие черты характера выявило.

В этом плане книга получилась интересной: мы следим за тем, ЧТО происходит с героями, КАК они спасаются. Большая же вода практически даже не описана, только отдельные детали выхватывают масштабы действия: дом, например, несется по реке, подобно кораблю.

Сюжет - 10 баллов

Весьма динамичное повествование. Перед нами мелькают, словно в калейдоскопе, судьбы людей, попавших в водоворот (в прямом и переносном смысле). Вот художники на этюдах отрабатывают урок акварели, а через несколько минут всех, кроме Лены и Лабана, уже смоет водой.

А это вертолетчик Винсент готовится в свой последний полет: он не видит причин жить дальше. Его дочь, Ловиса, заподозрив неладное, едет к отцу. А бывшая жена отправляется в общий дом, чтобы спасти единственное, что она ценила в прошлой жизни, - пионы. И родители, и дочь вынуждены бороться за выживание. К тому же Ловиса ждёт ребёнка, значит, её борьба не только за саму себя, но и за будущее.

А это Барни, сотрудник дамбы, обычный в общем-то человек, но озлобленный и считающий самого себя центром вселенной.

София же едет туда, откуда идёт вода, потому что она не смогла дозвониться до дочери. Её ведёт любовь.

Водитель лимузина Адольф Павваль попал в наводнение со своей машиной. Для него жизнь - этот сааб 9000".

Каждый оказывается в ситуации, когда надо спасаться. Что победит? Человечность? Взаимопомощь? По-разному. Ведь и в жизни все бывает. Если Винсент и забыл о том, что недавно мечтал умереть, старается спасти хотя бы одну семью, то Барни из-за телефона сначала ударяет девушку-коллегу, потом насилует ее и убивает - жетско, грязно. Вторую же девушку сбивает камнем в воду, чтобы она не свидетельствовала против него.

Что же помогает людям выстоять? Воспоминания. О том, что было, о том, как было.

«Мысль была настолько приятной и успокаивающей, что она постаралась ни о чем другом не думать. Как прекрасно, что мир устроен так, как устроен. Сначала видишь жуткие картины, пугаешься, а потом приходит мама с чашкой горячего шоколада и ломтем горячего хлеба, а с него, с этого небрежно отрезанного ломтя, капает растаявшее масло. Ночной шторм миновал, осталось только вечное молчание гор и мамина всепрощающая улыбка».

Самый же психологически сильный эпизод всего романа, пожалуй, диалог между Винсентом и Хеннни, когда он ее везет домой.

«- А фотоальбом у тебя тоже там?
Хенни уставилась на него как на сумасшедшего:
– Что? Какой еще альбом?
– Ловисы. Ты могла бы успеть его спасти.
Она не ответила. Глаза будто остекленели.
– Ловиса очень огорчится… там все ее детские фотографии, а копий у нее почти нет. Первая улыбка… первые шаги…
Хенни медленно кивнула. Теперь она поняла. Вообще-то фотографировала она, так что у нее все права на эти снимки. Много раз обещала Винсентусмоет река.
– А дневники? – напомнил Винсент. – Ты же вела дневники…
– Вот именно… дневники…
– Ты могла бы их спасти.
– Но я еще не успела все распаковать… Даже не знаю, где они.
– Вспоминай, пока летим. Письма… ты же их хранила, они тебе были дороги. И то, что осталось от твоей мамы… память. Нет ничего важнее памяти.
Винсент представил себе серую картонную коробку с ярко-красной наклейкой. Целый ящик документов, бумаги ее родни за несколько поколений.
– Да… этим бумагам цены нет… – промямлила она.
– Выбирай, что важнее всего. И магнитофонная запись… рассказы деда. Ни за что не хотел записывать, а рассказывать – пожалуйста.
– Да… помню. На большой катушке… клееная-переклееная…
Могла бы и у меня оставить. И никаких волнений. Если б не ты и Эйнар…
– Составь список.
– Не успеть…
– У тебя есть несколько минут. Подумай как следует. Напиши три вещи, те, что главнее. Три…»

Повод задуматься: какие три вещи спасала бы я? Что самое дорогое? И вспомнила старшую сестру, у которой на «всякий случай» есть альбом с самыми любимыми, дорогими сердцу кадрами.

Герои - 8 баллов

Персонажей много, очень много. Поначалу даже путалась, кто из них кто. Автор хотел охватить как можно большую картину, но... Получилось, что получилось. Может, если бы героев было меньше, они бы получились не столь однобокими.

Язык - 7 баллов

Написано, конечно, интересно, сюжет захватывает полностью. Однако физиологические подробности мешают целостному восприятию. Иногда желание перелистнуть было настолько сильным, что я ему поддавалась (для меня это серьезный показатель). Сравнения машины или дома с анатомией, половой акт с умирающим, находящимся без сознания мужчиной - все это не просто неприятно. Наверное, я могу объяснить, почему писатель столько внимания уделяет этому, но читать было мерзко.

Общий балл - 35

Больше всего, наверное, понравился именно финал. Во-первых, он открыт. Мы не знаем, что ждет спасшихся героев, собственно, не знаем, все ли живы. Во-вторых, тишина, которая опускается на город и на людей, - это тишина ЖИЗНИ.

«Жизнь - шелк между пальцами, мягко вьющаяся атласная лента».