Владимир никогда не был обделен внимание. По сегодняшним меркам небольшой город с населением в 350 тысяч человек, 200 лет был столицей Великого княжества Владимирского. Он неотъемлемая часть туристического маршрута «Золотое кольцо России» и один из крупнейших туристических центров европейской части страны. Город с богатейшей историей, сохранил, к сожалению, не так много, как хотелось бы. На самом деле Владимир производит впечатление брошенности властями (как и большая часть Владимирской области). Появляются неплохие новые места, привлекательные для местных жителей и туристов, такие как гастромаркет на Студёной (рекомендую, еда на любой вкус, пространство с детскими площадками, хорошими туалетами, местами для фотосьемок, демократично по ценам), но таких примеров по работе с городским пространством очень мало. Владимир – город, чьи храмы мы рассматривали на обложках учебников по истории, погибает под засильем наружной рекламы и пластиковыми окнами в старых домах.
И тем не менее, сколько бы раз я не приезжала во Владимир, есть в нем один памятник, который заставляет забыть обо всем, и о дорогах (сейчас с ними намного лучше, чем 20 лет назад), и о плачевном состоянии старинных зданий в центре города.
Дмитриевский собор.
Удивительный храм, вокруг которого можно ходить бесконечно, даже в мороз. Стоящий чуть в стороне от величественного Успенского собора, Дмитриевский собор, один из древнейших храмов Руси, – завораживает. К счастью для нас еще в 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря, которая признала собор памятником древнерусского искусства. Его закрыли для богослужений, но самое главное, его сохранили. Мы часто восхищаемся памятниками за рубежом, восхваляя мастерство тамошних умельцев, забывая, что в нескольких часах езды от Москвы, есть своя древняя архитектура.
По поводу даты возведения Дмитриевского собора есть споры, это ли 1194—1197, то ли 1191, что в целом не сильно раньше. Храм небольшой, строился лично для великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. В крещении Всеволод носил имя Димитрия, отсюда и освящение храма в честь великомученика Димитрия Солунского. Князь помимо иконы Димитрия Солунского, установил серебряный чеканный ковчег, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. По мере того как Владимир терял могущество, он потерял и эти дары, принесенные Всеволодом Большое Гнездо: в 1380 году икона и ковчег были перенесены в Успенский собор в Москве. Сейчас в Дмитриевском соборе вы сможете увидеть их копии. Из Москвы они так и не вернулись.
Дмитриевский храм восхищает прежде всего своей белокаменной резьбой. Тут вам и улыбающиеся львы, и царь Давид, поющий и играющий на гуслях, и грифон, терзающий зайца, и птица Сирин, борющаяся с барсом. Кого тут только нет. Энциклопедия символов древнерусского искусства и мифологии. И построили это из известняка русские мастера. Есть версия, что это не так, и строили снова итальянцы, но доказательств этому нет, а в силу русского мастерства я склонна верить. Особенного, когда строится не для кого-то, а для самого князя. Храм постоянно горел (1237, 1536, 1719, 1760 годы) и регулярно подвергался разграблениям.
Поэтому уже в 1807–1808 годах начались первые серьезные ремонтные работы, в результате которых обновили иконостас, а деревянную кровлю заменили на железную. Над древними приделами была устроена колокольня, а с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.
Следующая «реставрация» была инициирована императором Николаем I в 1837—1839 годах. Монарх распорядился вернуть собору «первобытный вид», в связи с чем храм утратил башни и галереи. Ведь первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, они соединяли храм с княжеским дворцом, по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.
Следующая крупная реставрация пришлась уже на 1999-2004 годы. В церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, покрыли рельефы и белый камень защитной смесью. Однако с уверенностью могу сказать, что даже на таком памятнике, который с 1992 года находится в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, умудрились сэкономить. Реставрация с применением цемента, покрытие, после которого продолжает цвести плесень, водостоки, которые подтачивают камень, простоявший 800 лет.
Собор не принадлежит Русской православной церкви (но 5-6 раз в год в нем проводятся службы), он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музей. Внутри вы сможете увидеть четырёхметровый купольный крест, снятый с главы собора (на самом куполе копия), несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд», надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова. Граф Воронцов был человек знатный, а главное, богатый, захотел быть похороненным в одном из древнейших храмов Руси, исполнили. Загляните внутрь, билет стоит всего 150 рублей (дети до 16 лет так вообще бесплатно), пусть он покажется вам пустым, не таким нарядным, как привычные нам, изобилующие фресками, храмы Ярославля или Москвы, однако побывать внутри стен, которые помнят нашествие татаро-монгол, все-таки стоит.
Главное, благодаря чему все помнят этот собор— его стены. 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Тех самых рельефов 12 века сохранилось достоверно только две трети, что довольно много, остальное восстановили в точности как было при реставрации в 19 веке. В связи с богатой внешней отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, Дмитриевский собор называют «белокаменной книгой». Тут вам и масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса» и псалмопевец царь Давид с гуслями (есть версия, что Всеволод Большое Гнездо хотел соотносится с фигурой царя Давида, поэтому тот является главной фигурой и занимает центральное место на всех фасадах).
Храм находится в центре города, поэтому вы с легкостью сможете дойти до него от ж/д или автобусного вокзалов пешком за 15–20 минут. Он работает все дни, кроме вторника, с 10:00 до 18:00. Очень рекомендую. 12 век всё-таки…