До 14-летнего минимума — до 15% — сократилась доля тех, кому неинтересна политическая и общественная жизнь. При этом число россиян, которые всё ещё ходят на выборы, с 2004 года снизилось более чем вдвое. Об этом свидетельствуют данные ВЦИОМ.
В 2004 году 55% опрошенных рассказывали, что участвовали в тех или иных выборах, но сегодня этот показатель равен 22%. Число людей, проводящих избирательные кампании, также упало с 8% до 6%, а тех, кто участвует в митингах и пикетах — с 5% до 3%. Похоже, такая политическая активность граждан не прельщает.
Известный политолог Евгений Минченко рассказал, почему россияне не ходят на выборы.
«Во-первых, определенная апатия в силу того, что многих людей не устраивает в целом существующая партийно-политическая система. Проводилось достаточно много опросов, в которых были цифры, что до половины избирателей не удовлетворены нынешней партийно-политической системой», — отметил Минченко.
Кроме того, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» обращает внимание, что количество барьеров, затрудняющих участие кандидатов в выборах, увеличилось.
«Прямые выборы мэров — один из аттракторов, потому что это напрямую касается жизни людей», однако муниципальный фильтр на выборах губернаторов сыграл свою роль — конкуренция снизилась. При этом Минченко отмечает, что «сама по себе сейчас ситуация с коронавирусом еще добавила депрессивных отношений».
Россияне объясняют нежелание участвовать в общественной и политической жизни отсутствием времени (28%), позицией, что политикой должны заниматься профессионалы (20%), и доверием к президенту (19%).
16% россиян уверены, что их участие в политике не способно ничего изменить — это минимум с 2007 года. Всего 15% тех, кто не интересуется политикой и общественной жизнью.
«По сути, политическое пространство зачищено, выборы абсолютно управляемые и сервильные, а граждане находят другие механизмы коммуникации с властью. Это и прямая коммуникация с губернаторами через социальные сети, и коммуникация с официальными органами власти через прямые линии с президентом. Соответственно, институт выборов как таковой все меньше и меньше имеет смысл для граждан», — прокомментировал сложившуюся ситуацию управляющий партнер компании KGD group Григорий Добромелов.
За 17 лет граждане стали активнее: они стали чаще участвовать в коллективных обращениях и петициях (с 4% в 2004 году до 8% в 2021) и заниматься взаимовыручкой — сбором средств для людей в сложном положении (с 9% до 20%).
Более чем в три раза выросло число людей, работающих в местном самоуправлении и домовых комитетах, в несколько раз выросла численность профсоюзов и общественных организаций.
Процент людей, всё ещё отдающих свой голос урне с бюллетенями, мизерный и продолжает уменьшаться, потому что и сегодня, и 17 лет назад выборы не меняют нашу жизнь. Однако количество тех, кто надеется нажиться на волеизъявлении граждан в период кампании, достаточно велик. От избрания кандидатов будет хорошо кандидатам, но не избирателям, и это главная причина, по которой выборы перестали быть эффективным политическим институтом в нашей стране. Россияне осознают, что настоящая политика не зависит от избирательных кампаний и бумажек в урнах. Настоящая политика — это не парламент и не приёмная губернатора, это профсоюз, общественное объединение, собрание жильцов — это кулак организованного коллектива.