Найти в Дзене

Казус трех больших симфоний Моцарта

Мало каким сочинениям В.А. Моцарта музыкантами, критиками, меломанами было уделено внимания столько же, сколько его последним симфониям – 40-й и 41-й. Знаменитую соль-минорную и вовсе можно считать едва ли не самым популярным опусом XVIII века. Казалось бы, все подходы к их интерпретации уже опробованы, партитуры изучены вдоль и поперек, что превращает очередное исполнение этих шедевров в род почти самоубийственного единоборства – и с привычными ожиданиями публики, и с отзвуками сотен чужих трактовок. Все равно что в Тоскане вознамериться написать новое «Благовещенье». Тем не менее казус трех больших симфоний (еще одна – № 39), написанных Моцартом летом 1788 года, таит немало тайн – как бы парадоксально это ни звучало. Особенно если учесть, сколько научных, популярных книг и статей выпускается к каждому моцартовскому юбилею и ежегодно между ними. Начнем с того, что до сих пор точно неясно, в связи с чем поздние моцартовские симфонии были написаны. Это тем более удивительно, что практич

Мало каким сочинениям В.А. Моцарта музыкантами, критиками, меломанами было уделено внимания столько же, сколько его последним симфониям – 40-й и 41-й. Знаменитую соль-минорную и вовсе можно считать едва ли не самым популярным опусом XVIII века. Казалось бы, все подходы к их интерпретации уже опробованы, партитуры изучены вдоль и поперек, что превращает очередное исполнение этих шедевров в род почти самоубийственного единоборства – и с привычными ожиданиями публики, и с отзвуками сотен чужих трактовок. Все равно что в Тоскане вознамериться написать новое «Благовещенье».

Тем не менее казус трех больших симфоний (еще одна – № 39), написанных Моцартом летом 1788 года, таит немало тайн – как бы парадоксально это ни звучало. Особенно если учесть, сколько научных, популярных книг и статей выпускается к каждому моцартовскому юбилею и ежегодно между ними. Начнем с того, что до сих пор точно неясно, в связи с чем поздние моцартовские симфонии были написаны. Это тем более удивительно, что практически обо всех более ранних симфониях Моцарта такие данные имеются. Кроме того, симфонии в XVIII веке вообще практически никогда не сочинялись просто так, всегда была определенная цель, конкретный концерт, для которого она предназначалась.

Долгое время считалось, что свои последние симфонии Моцарту при жизни даже не довелось услышать. От этого мнения только один шаг к романтическому мифу о недооцененном гении, не востребованном своей эпохой. Однако нашлись факты, позволившие это мнение подвергнуть сомнению. Оказалось, что симфонии исполнялись, причем Моцарт даже сделал новую редакцию соль-минорной симфонии, добавив кларнеты, по-видимому, для концерта в Бургтеатре в апреле 1791 г., которым руководил А. Сальери. Правдоподобна еще одна версия: три моцартовские симфонии 1788 года были написаны как ответная реплика на Парижские симфонии Й. Гайдна, опубликованные в 1787 году в венском издательстве Артариа. Моцарт уже один раз сделал такой жест, посвятив Гайдну серию из шести квартетов как отклик на его ор. 33, произведший революцию в жанре струнного квартета. Так что и с симфониями возник прекрасный повод продемонстрировать дружеское расположение и издать собственную серию у того же Артариа. Тем более что тональности трех симфоний Моцарта (Es dur, g moll, C dur) в зеркальном порядке повторяют тональности первых трех Парижских симфоний Гайдна (C dur, g moll, Es dur) – шутка вполне в духе Моцарта.

Иными словами, с последних моцартовских симфоний должен быть стерт глянец оценки их как творения, созданного бессмертным гением для вечности. Это были сочинения для жизни. Моцарт был готов использовать их для своих концертов-академий в традиционном для своего времени виде – увертюры (первые три части) и блестящего завершения (финал). Да, именно так: симфонию, которую сегодня принято считать центром концертной программы и слушать, ни в коем случае не аплодируя между частями, в XVIII веке было принято исполнять вразбивку, обрамляя другие номера. В 1815 году в рецензии на один из концертов даже специально было подчеркнуто, что симфония Моцарта in С с фугой была исполнена подряд. Для таких симфоний-увертюр вовсе не нужны были какие-то образные и композиционные изыски. Нил Заслав, известный знаток музыки моцартовского времени, писал о типичной симфонии как о «наборе организованных оркестровых шумов». Эту характеристику можно отнести и ко многим моцартовским сочинениям в этом жанре, когда мелодически яркие островки мелькают на фоне потока оживленных пассажей и эффектных оркестровых жестов.

Ко многим, но не к симфониям 1788 года. Они обозначили рубеж в развитии жанра. Именно так их и стоит оценивать на фоне 16 558 симфоний, созданных в XVIII веке. Первая часть 40-й – не простое продолжение линии соль-минорных симфоний Гайдна, Кожелуха, Кристиана Баха и еще десятка других мастеров, а скорее преодоление привычного образа. Вместо шумной, энергичной музыки в духе оперных морских бурь, которыми предшественники и современники Моцарта наполняли первые Allegri своих соль-минорных симфоний, Моцарт начинает первую часть парящей экспрессивной мелодией, напоминающей о взволнованной арии Керубино. В 41-й симфонии показана всеобъемлющая панорама стилей, топосов, жанров, имевших хождение в моцартовское время, – от героического начала первой части до цитаты из буффонной арии в ее побочной теме, от изящного галантного менуэта до фрагмента григорианского гимна, открывающего финал. Именно в универсальности языка и композиционных приемов симфонии, неслучайно позднее названной «Юпитер», – ее отличие от массы бравурных до-мажорных опусов XVIII века.

Текст: Ирина Сусидко и Павел Луцкер

***

Теодор Курентзис и musicAeterna исполнят две последние симфонии Моцарта на Зальцбургском фестивале 2 августа. 14 августа в 21:15 (мск) телеканал 3sat покажет запись концерта (трансляция доступна только в Австрии, Германии и Швейцарии, не забудьте настроить VPN), в рамках которого так же будут исполнены Траурная масонская музыка и первая часть кантаты "Davide penitente"

Не забывайте ставить лайки и делиться материалом!