Один из основных трендов в международных отношениях последних лет – регионализация, которая ведет к снижению межгосударственных барьеров и уменьшает значимость суверенитета. Появилось много стран, которые пересмотрели приоритеты и перестали видеть в суверенитете основную ценность государства и общества. Однако далеко не все пошли по этому пути, к тому же пандемия продемонстрировала, что границы между странами все еще легко восстанавливаемы, а без полноценного контроля над происходящим внутри страны сложно принимать срочные решения в кризисные времена.
Для некоторых стран суверенитет остается той главной ценностью, которую необходимо укреплять и защищать ценой даже экономического роста и тем более прав и свобод своих граждан. Такие страны записывают это в своих стратегиях национальной безопасности, а также осуждают других, которые, по их мнению, торгуют бесценным суверенитетом.
Так, когда Германия и США договорились о завершении строительства «Северного потока – 2», многие отказывались видеть важную роль Берлина в этом решении. Но на самом деле немцы были настроены достроить газопровод, именно потому что считали его пробным камнем собственного суверенитета. Да, Германия не автономна в вопросах обороны и безопасности, но внутри этой системы, частью которой являются и страны бывшего советского блока, суверенитет Германии весит не меньше суверенитета Польши, Дании или Украины. Об этом Александр Баунов пишет в статье «Поток суверенитетов».
Кроме политики «Северный поток – 2» довольно сильно повлияет на энергетическое положение основных стран, получающих и передающих российский газ в Европе. Важно также, как новый газопровод встраивается в планы Европы по озеленению своей экономики, и что это значит для России. Эти и многие другие вопросы Александр Баунов обсудил в свежем выпуске подкаста с лучшими экспертами по энергетике Сергеем Вакуленко и Сергеем Капитоновым.
Суверенитет – это не только про политику, но еще и обязательно про экономическую самодостаточность. Так, Россия уже многие годы тщетно старается отходить от доллара в международных расчетах. Просто уйти невозможно, необходимо найти замену. Первым на ум приходит новый главный российский друг – Китай и его юань. Однако успешной юанизацию российской экономики назвать пока нельзя, пишет Вита Спивак.
Для некоторых стран ключом в укреплении суверенитета является диверсификация внешнеполитических связей. Казахстан – яркий пример страны, которой удается уникальный дипломатический маневр: поддерживать хорошие отношения одновременно с Россией, Китаем и США. Однако не все без проблем. За свою дружбу с Западом Нур-Султан сталкивается с негодованием со стороны Москвы и Пекина. О том, как долго еще Казахстан сможет удерживать такой баланс, читайте в статье Темура Умарова.