Мало кто из нас действительно ожидает, что голливудский фильм будет исторически точным. Вот почему так удивительно, что в “Мумии” есть настоящие крупицы правды. Давайте воздадим им должное. Вот те исторические детали, которые в “Мумии” действительно правильно понимаются.
Злодей в центре повествования “Мумии” определенно кажется фальшивым. В конце концов, большую часть фильма мы видим его как полумумифицированный неуклюжий труп. Но в целом он представляет собой довольно хитрого парня. Это помещает Имхотепа в мир голливудского фэнтези на постоянную основу, не так ли? Минуточку – в мире действительно существовал знаменитый древний египтянин по имени Имхотеп. По данным Американского исследовательского центра в Египте, настоящий Имхотеп существовал во времена фараона Джосера. Джосер восседал на троне в Древнем царстве во времена Третьей династии. Это происходило с 2686 по 2613 годы до нашей эры. Он распорядился построить для него пирамиду, и в результате ступенчатая гробница довольно надежно вошла в историю.
Что касается Имхотепа, его часто называют архитектором, спроектировавшим ступенчатую пирамиду, хотя прямых доказательств этому нет. Его имя появляется на множестве памятников, часто с такими почестями, как “носитель королевской печати” и “великий провидец”. Он также был известен своим участием в дизайне и скульптуре. После своей смерти Имхотеп еще долго славился своей репутацией. На самом деле, всего через столетие после его смерти в некоторых кругах его почитали даже как бога. Это явный признак того, что настоящий Имхотеп был очень значимой фигурой.
В “Мумии” “Книга мертвых” – это зловещая книга, которая без всякого умысла используется для воскрешения мумии.
В противовес к “Книге мертвых” существует “Книга Амун-Ра”, которая в конечном итоге отправляет крупного злодея обратно в мир мёртвых. И хотя такой книги на самом деле не существует, действительно был набор древнеегипетских текстов под названием “Книга мертвых”. Американский исследовательский центр в Египте сообщает, что эта “книга”, по правде говоря, представляет собой собрание текстов папируса, написанных разными авторами. Эти тексты, также известные как “Книга о выходе к свету дня”, были предназначены для того, чтобы помочь недавно умершим душам безопасно пройти через испытания загробного мира и попасть в рай. По данным National Geographic, только в 1842 году египтолог, Карл Рихард Лепсиус, впервые собрал эти разрозненные тексты в единый документ. Организация текстов Лепсиусом производила такое впечатление, будто бы все они были взяты из единого связного документа. Это привело некоторых людей к мысли, что существует определенная “Книга мертвых” (как видно по фильму).
Голливудская версия Анк-Су-Намун – это древняя роковая женщина.
Тем не менее, в её присутствии на экране есть доля правды, начиная с её имени. Настоящая Анк-Су-Намун была дочерью фараона 18-й династии, Эхнатона, довольно печально известного псевдо-еретического царя древнего Египта. Согласно Энциклопедии всемирной истории, Анк-Су-Намун сначала называли Анхесенпаатон, что означает “она живет благодаря Атону”, в связи с поклонением её отца единственному солнечному божеству, Атону. Похоже, что у Анхесенамон были очень близкие отношения со своим отцом, и её даже назвали одной из его невест.
После смерти Эхнатона в 1336 г. до н.э. культ Атона рухнул, и большая часть Египта вернулась к многобожному поклонению. Выжившие члены королевской семьи убрали “атон” из своих имен, включая другого ребенка Эхнатона, Тутанхамона. Это был мальчик, ставший преемником своего отца.Анк-Су-Намун впервые появляется в “Мумии”, покрытая лишь небольшим количестве золотой и черной краски для тела, дополненной некоторыми удачно расположенными нитками бус и кусочками позолоты. Это на самом деле правда, что иногда частью царского дома были большие гаремы.
Что касается одежды Анк-Су-Намун, древние египтяне были удивительно распутными в выборе одежды, особенно когда дело касалось высокопоставленных женщин. Её платье на самом деле имеет исторический прецедент – настоящие платья, расшитые бисером, которые носили древние женщины. Fashion History Timeline сообщает, что декоративные платья, украшенные бисером, вероятно, носили поверх льняных сорочек или надевали непосредственно на тканевую основу. Тем не менее, это также говорит о том, что мнения исследователей здесь разделились, и некоторые подозревают, что платья с бисером, возможно, носили отдельно. Но костюм Анк-Су-Намун из бисера остается в пределах исторической достоверности.
Возможно, одна из самых невероятных вещей в “Мумии” – это то, что Имхотепа мумифицировали заживо. В конце концов, согласно Смитсоновскому институту, древнеегипетская мумификация включала удаление жизненно важных органов, таких как легкие, сердце и мозг, поэтому никого не мог быть мумифицирован живым. Верно? И да, и нет. Нет никаких доказательств того, что когда начинался процесс мумификации какой-то древний египтянин был ещё жив.
Но практика превращения в мумию живых людей является документированной традицией в некоторых буддийских странах, где она была частью очень серьезного религиозного ритуала, практикуемого монахами. В Японии, согласно Atlas Obscura, ныне несуществующая практика называется сокушинбутсу. Приверженцы буддийской секты Сингон пытались мумифицировать себя между 1081 и 1903 годами нашей эры.Обычно этот процесс длился не менее трех лет, включал диету из свежесобранной пищи и требовал интенсивной медитации. Намерение состояло в том, чтобы очистить дух монаха, а также отвести любой жир или воду, которые могут способствовать разложению. В рамках этого процесса некоторые монахи пили чай из дерева. Он также использовался для изготовления лака, который был токсичным и, возможно, обладал антибактериальным действием.
Ближе к концу процесса истощенного, но все ещё медитирующего монаха опускали в яму. Другие монахи запечатывали отверстие и позже проверяли, был ли процесс успешным. В то время как в “Мумии” занудную Эвелин “Эви” Карнахан довольно быстро превратили из сдержанного библиотекаря в знойную авантюристку, её работа в библиотеке сильнее соответствует действительности, чем вымышленный город Хамунаптра. И хотя во время просмотра фильма это, возможно, трудно понять, внимательные зрители смогут заметить некоторые точные исторические детали. Впервые мы видим Эви, когда она работает с серией несвязанных отчетов Общества исследования Египта, реально существующей организации, которая первоначально была известна как Фонд исследования Египта. Название было сменено в 1919 году. Учитывая, что “современная” обстановка фильма – 1926 год, это приятная деталь. Эви также читала несколько реально существующих книг того периода, в том числе “Жители Нила”, опубликованную в 1885 году. К 1920-м годам уже существовала хорошо известная
академическая история египтологии, которая могла бы предоставить библиотеке Эви работу. Человек, который, возможно, является причиной событий “Мумии”, – это ревнивый фараон Сети I. Очень скоро его убивают коварные Имхотеп и Анк-Су-Намун, но именно его действия создают серию катастроф, которые происходили вплоть до 1926 года и далее.
На самом деле Сети I был фараоном 19-й династии, а это значит, что он жил столетия спустя после смерти настоящего Имхотепа. Он был настоящим строителем империи, сражался с врагами Древней Египта, обновлял национальную инфраструктуру и построил ряд привлекательных построек. Настоящий Сети – это не просто сюжетная линия с одной фразой, в древнеегипетском обществе он имел большое значение.
Сети I не был убит своими слугами, но теперь исследователи уверены, что один из его преемников действительно был убит близкими ему людьми. “Заговор гарема” во время правления Рамсеса III был организован группой женщин гарема, которые, работая с другими членами царской семьи, сговорились убить стареющего короля и наследного принца и заменить их обоих второстепенным наследником. Заговор провалился, и заговорщики были казнены, вероятно, доказав, что фильм “Мумия” правдив: вам никогда не избежать последствий убийства фараона. Вы можете, наверняка, подумать, что декорации “Мумии” – голливудское изобретение. Они, должно быть, настолько преувеличены по сравнению с оригинальными историческими местами, что внешний вид фильма далек от реальности. Не совсем. В зависимости от периода времени храмовая архитектура в Древнем Египте могла быть совершенно безвкусной и мало чем отличалась от драматической голливудской декорации.
Большая часть самой сложной религиозной архитектуры была предназначена как для умиротворения богов, так и для создания впечатления и египтян, и посторонних людей. Многие правители Нового царства заработали себе репутацию благодаря величественной архитектуре. Например, Аменхотеп III и Хатшепсут, женщина-фараон, правившая длительное время. Согласно “PBS”, Рамсес II особенно любил строения, заполненные надписями, резьбой и статуями. Он даже зашел так далеко, что “улучшил” более ранние постройки своим энергичным архитектурным стремлением.
Учитывая все украшения, они вполне могли походить на крайности голливудского декорационного дизайна. Проклятия – очень обсуждаемая тема в мире египтологии. Есть, конечно, печально известное проклятие Тутанхамона, которое якобы принесло неудачу команде, открывшей его гробницу в 1922 году. Однако более пристальный взгляд на обстоятельства так называемого проклятия - некоторые довольно противоречивые доказательства, в том числе тот факт, что Говард Картер, археолог, руководивший раскопками, прожил всего 17 лет после открытия гробницы. Тем не менее, пускай такие истории, как проклятие гробницы Тутанхамона, довольно преувеличены,
в древних египетских гробницах археологи обнаружили некоторые надписи, похожие на проклятия. Согласно “Процедуре проклятия в Древнем Египте”, древние египтяне проклинали друг друга с помощью магии. Примеры включают магические заклятия, найденные в обрывках папируса и глиняной посуды, а также фигурки-проклятия, предназначенные для изображения объекта проклятия. Также задокументирована практика уничтожения чьего-либо имени для отрицания его бессмертия посредством памяти - ритуал, который проводится с Имхотепом в начале фильма “Мумия”.