Выбирая наиболее безопасное положение, имейте в виду, что:
– на дороге с одной полосой движения в каждом направлении следует двигаться как можно ближе к осевой полосе;
– на дорогах с двумя и более полосами самым безопасным является ряд второй справа. Он достаточно далек от тротуара, откуда могут выскочить пешеходы, там не перегораживают проезд остановившиеся или приготовившиеся к правому повороту автомобили. В то же время водители, превышающие скорость, стремятся ехать левее и не создают для вас аварийных ситуаций;
– на многополосной улице левый ряд не является наиболее оптимальным для быстрого движения. На нем перед каждым перекрестком можно наткнуться на машины, остановившиеся для левого поворота. Торопыги из левого ряда станут шарахаться от них вправо – будьте внимательны;
– на автострадах и многополосных шоссе выбирайте полосу, автомобили в которой двигаются со скоростью, на которой вы чувствуете себя достаточно комфортно;
– наиболее безопасной скоростью на дорогах является, к сожалению, не та, что разрешена «Правилами» или знаками, а скорость самого транспортного потока. Если вы ее превышаете, то вам приходится совершать обгоны, частые маневры, метаться из ряда в ряд, создавая предаварийные ситуации. Если вы едете медленнее потока, то обгонять начинают уже вас, опять же создавая вокруг вас предаварийную ситуацию. И только двигаясь с общей, пусть даже превышенной скоростью, вы заметно снижаете напряженность вокруг своего автомобиля.
Как правильно совершать обгон?
Обгон считается самым опасным маневром на дороге, причем неумелым его выполнением водители зачастую увеличивают для себя риск аварии в несколько раз. Основная ошибка начинающих – это слишком близкая позиция к обгоняемому транспорту перед началом маневра и разгон по встречной полосе. Такие действия увеличивают время пребывания машины на встречной полосе в несколько раз и ведут к риску появления встречных автомобилей. Между тем для правильного обгона следует:
– занять позицию для рывка примерно в 50–70 метрах от напрашивающейся на обгон машины;
– дождаться момента, когда впереди появится протяженный прямолинейный участок дороги без встречного автотранспорта;
– начать разгон по своей полосе, сокращая дистанцию;
– если к моменту, когда до идущей впереди машины остаются считанные метры, на встречной полосе не появился транспорт, нужно энергично принять влево, имея изначальное превышение в скорости на 10–15 километров в час, быстро обойти «жертву», вернуться в свой ряд, ограничив срок пребывания на встречной полосе считанными секундами.
Очень важно! Принято считать, что в свою полосу движения можно возвращаться в тот момент, когда обгоняемая машина стала видна в салонное зеркало заднего вида.
При наличии встречного транспорта вы можете подгадать маневр таким образом, чтобы закончить свой разгон к тому моменту, когда последняя видимая встречная машина разминется с вашей «жертвой» и на встречной полосе образуется достаточно протяженное свободное «окно».
Начиная обгон – лучше сразу, заблаговременно, прикиньте, куда вы сможете отвернуть при появлении встречного авто, дабы не растеряться при возникновении аварийной ситуации. Иногда «встречки» появляются просто из ничего, даже мяукнуть не успеваешь!
Очень важно! Обязательно сопровождайте свои действия использованием указателей поворота, будьте понятны окружающим!
Важно очень-очень! Не уверен – не обгоняй!
Как не попадать в аварии?
«Дай Дорогу Дураку» – этот алгоритм, позволяющий снизить риск аварии сразу во много раз, называется правилом трех «Д» и выработан автомобилистами еще многие десятки лет назад, когда автомобилизация еще только-только начинала становиться массовой.
Для того, чтобы произошла авария, должно совпасть сразу три неблагоприятных обстоятельства:
1) кто-то должен нарушить «Правила»;
2) кто-то должен не захотеть этого простить;
3) оба должны сойтись в одном месте и в одно время;
Соответственно, лучший способ не попадать в аварии – это не нарушать «Правила дорожного движения» самому и не подставляться под удар, если видишь, что «Правила» нарушает кто-то другой. Всем понятно, что злостный нарушитель долго проездить не сможет, убьется обязательно. Но пусть он разбивается без вашего участия.
Выезжая на дорогу, нужно мысленно настроиться на то, что все вокруг хотят вас убить. Злобно и целенаправленно. А ваша задача – не позволить им это сделать, как бы упыри ни старались.
Вот самые распространенные примеры возникновения покушения на вашу жизнь:
– На узких и тихих улицах из остановившегося автобуса, троллейбуса, маршрутки пассажиры нередко кидаются через дорогу не глядя по сторонам. Будьте внимательны! Сбросьте скорость и перенесите ногу на педаль тормоза.
– Если на ваших глазах остановилась машина – из нее почти наверняка кто-то выйдет. Причем этот «кто-то» может сперва открыть дверцу, а уже потом посмотреть, нет ли позади приближающихся машин. Поэтому всегда объезжайте остановившиеся машины с дистанцией в полтора-два метра.
– Не приближайтесь к грузовикам с полуприцепами, когда те совершают повороты. Тягач такого автомобиля при повороте всегда идет по значительно большему радиусу, нежели прицеп. То есть, чтобы повернуть налево, водитель автопоезда сперва сильно сдает влево, его указатели поворота указывают одно, действия он предпринимает другие, а из-за поворота тягача относительно прицепа он еще и не видит абсолютно ничего, происходящего вокруг! Что все вместе взятое и приводит к частым авариям. Легковушка, смятая полуприцепом на повороте – есть удручающе частое зрелище на дорогах. И лучше вообще не приближайтесь к таким грузовикам! У них из кабины слепая зона во все стороны минимум метра два!
– По возможности выбирайте полосу, вдоль которой не растет густых кустарников. Из них время от времени выпадают на дорогу пьяные пешеходы и увлеченные телефонными разговорами принцессы. Аналогичную опасность представляют из себя и припаркованные машины. Старайтесь объезжать любые «слепые зоны» на безопасном расстоянии!
– Выезжая со второстепенной дороги, следует пропустить не только тех, кто едет по ней прямо, но и тех, кто включил правый указатель поворота. Очень может быть, водитель подобного «авто» забыл выключить «поворотник» после предыдущего маневра, или собирается припарковаться сразу за перекрестком, или просто заканчивает перестроение. Если вы выкатитесь на трассу, а он впечатается вам в бок – вы же еще и виноваты окажетесь!
– Если впереди на дороге у машин вдруг начали загораться «стоп-сигналы», будьте внимательны, скорее всего, там случилось нечто неладное;
– Берегитесь велосипедистов! У них есть дурная привычка быстро вилять на несколько метров в сторону и падать к вам под колеса.
– Дети на тротуаре, если они не на поводке или хотя бы не держатся за руку взрослых, – это вообще смертный ужас!
Итак:
– Старайтесь заблаговременно предугадывать маневры других водителей. В большинстве случаев подобная прозорливость ничуть не трудна. Например, вы видите, что вас начинает обгонять другая машина, а впереди, в левом ряду, кто-то остановился, собираясь совершить левый поворот. Это значит, что обгоняющая вас машина, завершая маневр, будет вынуждена вас подрезать, чтобы попасть на свободную полосу. А потому вам, дабы не создавать аварийной ситуации, необходимо либо сбросить скорость, пропуская торопыгу, либо ее увеличить, не давая себя обогнать.
– Смотрите в зеркала заднего обзора с интервалом в шесть-семь секунд. На дороге вы должны не только видеть происходящее впереди, но и иметь четкое представление о ситуации вокруг машины. Иначе невинная попытка объехать небольшую ямку может привести к попутному столкновению (попутные столкновения составляют почти половину всех аварий!).
– Соблюдайте дистанцию! Вы должны быть готовы остановить машину с некоторым запасом даже в том случае, если перед идущей впереди машиной на трассу вдруг выскочит невидимый вам лисенок, и той придется применить экстренное торможение.
– Никогда не останавливайтесь на подъеме ближе двух-трех метров от впереди стоящей машины! Трогаясь с места, она может откатиться назад и…
– Будьте предсказуемы сами! Позволяйте окружающим водителям точно определять ваши предстоящие действия. Перестраивайтесь – заблаговременно, включив «поворотник». Тормозите – плавно, желательно сперва резче, а потом слегка отпускайте педаль, чтобы машина сзади имела запас тормозного пути на тот случай, если ей не хватит места для энергичного торможения.
– Не совершайте резких маневров без самой крайней необходимости!
Вот и все. Безаварийная езда вполне проста и достижима. Достаточно лишь не «ловить миллиметры» на скоростях под сто километров в час и соблюдать элементарную культуру в отношении окружающих.
Очень важно! Крайне рекомендую время от времени смотреть ролики с авариями, которые выкладывают на «ютубе» владельцы видеорегистраторов. Это:
– позволяет избавиться от излишней самоуверенности на дороге,
– прибавляет осторожности и внимательности,
– позволяет прокрутить в голове возможные варианты того, «как бы я поступил на их месте», и набраться некоторого опыта, исходя из чужих ошибок.
Очень-очень важно! Пока у вас не набралось достаточно опыта, пока вы не уверены в своих силах – используйте методику «езды за спонсором», дабы избежать ненужных ошибок. Чтобы обезопаситься от неприятностей, особенно на незнакомой дороге, в темное время суток, да и в светлое, очень полезно пропустить вперед машину с куда-то торопящимся водителем и ехать за ним на расстоянии порядка трехсот метров. Поведение впереди идущей машины заблаговременно предупредит вас обо всех, возможных впереди, неприятностях:
– задние габаритные огни заметались из стороны в сторону – скоро придется объезжать какое-то препятствие;
– зажглись стоп-сигналы – впереди глубокая яма или холмик, который невозможно проехать на высокой скорости;
– со стороны обочины замелькала полосатая палочка – на обочине пост ДПС;
– машина резко остановилась и загорелась – впереди непреодолимое препятствие.
Как правильно пользоваться световыми приборами?
Моргнуть пару раз «аварийкой» на водительском языке означает сказать «спасибо». Так благодарят водителей, которые уступили вам дорогу на шоссе, уступили место при перестроении, пропустили перед собой при выезде со двора или второстепенной дороги на плотную оживленную трассу или как-то помогли в другой ситуации. Не забывайте поступать так же, если кто-то из других водителей чем-то помог вам в сложной дорожной обстановке.
Кстати, обращаю внимание, что только выражением благодарности с помощью «аварийки» переговоры между автомобилистами световыми сигналами не ограничиваются. Есть еще много других общепринятых сигналов:
– два коротких моргания «дальним» светом: впереди находится что-то опасное. (ДТП, разлитое масло, засада ДПС, карстовый провал, разобранный мост, либо еще какая-нибудь неприятность);
Очень важно! Повторю еще раз: если вам моргнули дальним светом, это вовсе не обязательно означает засаду ДПС! Это может быть предупреждением о препятствии на дороге вне вашей видимости! Сбросьте скорость и будьте внимательны! И если сами увидите опасность для встречных водителей – обязательно их предупредите!
– одно долгое «моргание» в спину: «Дай дорогу!»; в лицо или в бок: «Пропусти!»;
– одно короткое моргание в лицо или в бок «дальним» в городском заторе: «Проезжай, пропускаю!»;
– на шоссе, если при попытке обгона автобус или грузовик включил левый указатель поворотов, сигнал означает: «Не обгоняй, впереди встречная машина!». Сигнал правым поворотом: «Дорога свободна!»;
– на трассе, в тёмное время суток, когда большегрузный грузовик обгоняет машину, его водитель не видит, опередил он машину или нет. Считается правилом хорошего тона, если водитель обгоняемой машины моргнет «дальним», что фура может завершить обгон, не задев его;
– ночью, когда вас обгоняет автомобиль, переключитесь на «ближний свет», как только обгоняющий поравняется с вами, чтобы не слепить его через зеркало.
Очень важно! Будьте вежливы на дорогах! Думайте не только о своем комфорте, но и о проблемах других людей. Если у вас не получается ехать быстро – время от времени скатывайтесь на обочину и позволяйте вас обогнать. Пропускайте на дорогу те машины, которые явно не имеют шансов втиснуться в поток с соблюдением «Правил». Относитесь по-доброму к другим, и другие станут относиться добрее к вам. И все вместе мы станем ездить по дорогам с куда большим комфортом и скоростью, нежели при всеобщей взаимной озлобленности.
Как избежать пробок?
Дам один трудноосуществимый, но все же реальный совет: если у вас есть такая возможность: измените свой распорядок дня таким образом, чтобы время поездок приходилось не на пиковое время, а на вечернее или вовсе ночное. В этом нет ничего невозможного – многие магазины сейчас работают круглые сутки, центры развлечений – круглые сутки, рестораны и кафе – до последнего клиента. Если вы встретитесь с товарищем по окончании его рабочего дня, с клиентом посидите в кафе часов до десяти, а в магазин за покупками завернете в полночь – это прибавит к вашей единственной неповторимой жизни не меньше двух-трех часов каждый день.