Прежде всего то, что он железный, и в процессе производства окрашивается путем макания в ванну с краской – что гарантирует отсутствие непрокрашенных мест. Поскольку железо под слоем лакокрасочного покрытия не соприкасается с влагой, содержащейся в атмосферном воздухе – оно практические вечно…
Однако водитель, едва получив машину в руки – тут же начинает с кузовом активную войну, в результате чего сокращает его жизнь иногда всего до нескольких лет.
Если вы в этой борьбе на стороне водителя – данную главу можете пропустить.
Если на стороне кузова – то читайте внимательно, как можно ему помочь.
Основная проблема кузова – это летящий из-под колес мусор
Мелкие камушки, открутившиеся гайки и шайбы, прочая гадость, вылетая из-под колес, на высокой скорости ударяются в днище и повреждают нанесенное методом макания чудесное лако-красочное покрытие. За годик-другой краска счищается до металла, еще за годик другой добравшаяся до железа влага съедает его насквозь – и кузов прогнивает до дыр.
Разумеется, об этой проблеме известно давно. И разумеется – против нее придумано лекарство. Это:
– антикор. Толстое покрытие состоящее либо из дешевой мастики, либо из дорогого синтетического каучука, либо из всяких промежуточных составов, главное достоинство которых есть толщина и гидростойкость. Антикор не пробивается камнями и не портится в сырости.
Единственный недостаток – он тоже снашивается. И наносится далеко не всеми производителями (для каждой конкретной марки желательно уточнить у продавца).
– подкрылки, они же «локеры». Пластиковые элементы в форме колесных арок, в арки и вставляемые. Принимают на себя удары мусора, защищая кузов.
Главное достоинство: ныне штатно устанавливаются практически всеми производителями и практически вечны.
Недостаток – иногда все-таки теряются на дорогах.
– брызговики. У многих машин висят сразу за колесами, принимая на себя удары вылетающего мусора и не позволяя ему бить дальше по кузову.
Достоинство – приносят пользу.
Недостатки – слишком длинные задевают дорогу, короткие приносят мало пользы.
– накладки на пороги. Аналог локеров, крепятся на пороги, принимая на себя удары мусора.
Достоинство – продлевают порогам жизнь.
Недостаток – стоят денег. Между тем гниение порогов происходит медленнее, чем арок, а потому их польза менее очевидна. Часть производителей их ставит, часть нет.
– защита капота. Защищает передний срез капота от летящего навстречу автомобилю мусора. Используется довольно редко, поскольку польза совсем уже не очевидна, однако машины с такой защитой все же встречаются.
Какую именно защиту использовать и использовать ли вообще – решать вам. Однако имейте в виду, что участки в нижней части кузова, не защищенные ни антикором, ни пластиком – года за четыре прогнивают насквозь.
Очень важно! Самое опасное с точки зрения появления коррозии место – это низ кузова сразу за передними колесами, угол под ногами водителя и пассажира! Именно туда летит грязь из-под передних колес, постоянно поворачивающих то влево, то вправо. Как из пулемета от пуза стреляют! За этим местом следует следить в первую очередь и устранять сколы и повреждения сразу после их появления. То, что не исправлено за минуту с помощью кисточки и банки мастики – через полгода придется исправлять с помощью сварки и покраски.
Другая проблема кузова – это неправильное хранение автомобиля.
Как законсервировать автомобиль на зиму, если не пользуешься им в холодный сезон?
Правильный ответ – никак.
В старые добрые времена автомобили советовали ставить на зиму на колодки, фильтры и выхлопные трубы закрывать промасленной ветошью, в цилиндры заливать масло и прокручивать стартером, снимать АКБ и так далее…
Но все это было давно и неправда! Современный автомобиль простоя в несколько месяцев не ощутит. Желательно только бак до упора заполнить – чтобы конденсат не выпадал, да клемму с батареи скинуть во избежание разряда недремлющим бортовым компьютером и сигнализацией.
Очень важно! Ни в коем случае не накрывайте машины никакими тентами «от пыли и выцветания»! В реальности такие тенты шевелятся от ветра и не защищают автомобиль, а елозят по нему, царапая лакокрасочное покрытие. И не ставьте машину в закрытые боксы мокрой. Как ни хочется спрятать ее чистенькую после мойки – не нужно устраивать ржавчине праздник в виде казематной сырости. Сгниетс-с… Гаражи – они ведь закрытые, с вентиляцией в них не очень, влага будет выветриваться до-о-олго. Хорошо, если не до самой весны.
Так что – только в сухую солнечную погоду в тепленький домик!
Третья проблема – парковка
Как обычно, все сильно меняется в зависимости от конкретной ситуации. Идеальное место для длительного хранения машины – теплый гараж. Обращаю внимание – именно для длительного хранения! Сухая, теплая машина в сухом помещении может находиться в целости и сохранности многие годы.
Он же является самым неудачным местом для еженощной парковки машины зимой. Если машину загонять с мороза в теплый гараж каждый вечер, то происходит следующее:
– даже сухая холодная машина, попадая в тепло, тут же «отпотевает» по всей поверхности, в том числе и в скрытых полостях или тонких, недоступных обработке щелях;
– в условиях тепла и повышенной влажности начинается коррозия;
– на поверхности, куда попала соль с дорожного покрытия, в атмосфере тепла и высокой влажности защитные покрытия разъедаются с повышенной скоростью;
– к тому времени, когда кузов начинает подсыхать и коррозия замедляется, настает утро, вы приходите, заводите машину и выгоняете ее на мороз, чтобы вечером повторить всю процедуру с начала.
И кузов машины гарантированно убивается за два-три сезона!
Самым благоприятным местом для машины следует признать открытый навес. Под навесом автомобиль спрятан от осадков, а ветерок быстро высушивает влагу. При перепаде температур машина не отпотевает и не гниет.
Просто открытая стоянка хуже навеса, но лучше гаража. Ведь автомобиль изначально предназначен для существования на улице, и новой машине, хорошо покрашенной, с качественной антикоррозийной защитой никакие дожди и снега беды причинить не могут.
А вот в замкнутой коробке, в которой почти отсутствует вентиляция, влага будет накапливаться, а не испаряться и грызть, грызть, грызть кузов коррозией, пока он весь не кончится. И ладно, если сухая чистая машина оставлена там на несколько месяцев!
Если же авто эксплуатируется каждый день несмотря на дождь и слякоть – гараж ему только вреден.
Реставрация кузова
Отношение автовладельцев к собственной машине имеет две крайности. На одном полюсе машина – это «моя прелесть!», с которой сдуваются все пылинки и затираются все пятнышки, на другом – «на скорость не влияет», когда на внешний вид хозяину плевать, лишь бы тачка ездила.
Нормальные люди находятся где-то посередине между этими точками зрения, и чем сильнее контраст между ценой за «красоту» и потребной на это суммы – тем дальше они уходят от первого полюса ко второму. Ведь действительно, слегка «притеревшись» к торчащей в сторону дороги ветке, зацепив дверцей столб ограды или просто обнаружив на машине обычную царапину, оставленную каким-то идиотом, весьма обидно услышать предложение заплатить этак три, а то и пять тысяч за устранение подобной мелочи.
Однако слесарь тут же начнет загибать пальцы:
– зачистка,
– шпаклевка,
– полировка,
– колеровка,
– покраска,
– полировка.
И вроде как получается, что он прав.
А уж если накренившийся столбик оставил заметную вмятинку, так ее еще нужно просверлить, просунуть крюк и вытянуть, зарихтовать, запаять дырку, а уже потом – весь вышеизложенный список.
Слушать – и то внушительно! А слесарь еще не преминет напомнить, что через поврежденное лакокрасочное покрытие к металлу будет проникать вода, железо начнет ржаветь, разрушаться, гниль поползет во все стороны, и за пару лет сожрет вашу машину напрочь, только аптечка в багажнике и останется!
Так что делать в такой ситуации?
При наличии мелких повреждений и в отсутствие желания на них тратиться поступаем так:
– хорошенько зачищаем поврежденное место, протирая его губкой для мытья посуды с любым хорошим обезжиривающим средством. Проще всего взять средство для мытья стекол – в машине оно есть наверняка;
– убедившись, что грязи нет, аккуратно, не торопясь, заклеиваем царапину любой декоративной наклейкой типа «Зенит-чемпион» или «Осторожно, за рулем женщина». Или просто полоской пламени, либо грызущим железо червяком. Тут важен не рисунок – а аккуратное вытягивание бумаги из-под пленки, дабы не допустить складок и пузырей.
Все!
Цена вопроса – двести-триста рублей, повреждение устранено, железу ничего не грозит, ваша машина приобрела свою личную характерную примету, «изюминку», отражающую ваш личный вкус и характер.
Кстати – теперь вы догадываетесь, откуда берутся на дорогах веселые машинки, беспорядочно обклеенные всякими картинками?
Допустим, царапина сопровождается мелкой вмятинкой.
Тогда покупаем немного шпаклевки и достаем визитку надоевшего знакомого.
– обезжириваем царапину,
– наносим на нее шпаклевку,
– ровняем визиткой,
– нежно затираем влажной губкой,
– ждем высыхания,
– затираем сухой губкой,
– клеем картинку.
Готово! Цена вопроса – тысяча рублей максимум.
Вмятина маленькая, но глубокая (с палец)
Такую шпаклевкой не замажешь. Поэтому – покупаем автомобильную замазку.
– обезжириваем,
– разминаем замазку в руках до приятной мягкости,
– получившимся пластилином заполняем выемку,
– ровняем визиткой,
– нежно затираем влажной губкой,
– ждем остывания и высыхания влаги от губки,
– заклеиваем.
Готово!
Все вышеприведенные способы особо хороши тем, что если дело, не дай бог, дойдет до серьезного кузовного ремонта – наклейки убираются, замазка стирается, и деталь благополучно проходит обычный, «классический» ремонт.
Очень важно! Нередко автовладелец пытается устранить повреждения, заказав колеровку (подбор краски нужного цвета) в магазине автопринадлежностей, а потом самостоятельно закрасив царапину. Так вот, имейте ввиду – закрашенное место будет выделяться. Повторить в кустарных (в смысле – уличных, без сушильной камеры, краскораспылителя и опыта) условиях заводскую покраску – невозможно.
Углубленной разновидностью самопального кузовного ремонта является восстановление «полного ужаса» до рабочего состояния подручными материалами.
Представьте себе, что после получения вами прав кто-то из друзей вдруг протянет вам ключи и скажет:
– Вот, забирай мою ласточку! Денег не нужно, ей цена три сотни баксов в базарный день. Но еще крепкая, на ходу. Покатаешься, попрактикуешься, опыта первого наберешься. А разобьешь, так и не жалко, первый блин комом. В общем – дарю!
Взять в качестве первой машины «лохматку» – осознанный выбор очень многих водителей. Ее не жалко поцарапать, даже помять, от нее не убудет, если «лохматка» улетит в кусты, в кювет, а то и «нарисует перевертыш». Набравшись некоторого опыта, научившись «держать дорогу», «чувствовать габариты», несколько раз улетев в занос, а потом наконец-то из него вырвавшись, приобретя уверенность – водитель расстается с такой машиной и пересаживается на более дорогую.
Однако во всем этом есть серьезное «но». «Лохматка» обычно требует изрядного кузовного ремонта. Но тратить тысячу, а то и две евро на восстановление дряхлого авто ценой в сотню баксов – есть чистое безумие. Тем более, если все, что вам от нее нужно – так это чтобы кузов продержался год или два. А там глядишь – объявят новую программу утилизации, и рухлядь можно будет успешно поменять на новье с маленькой доплатой.