В наше время буксировка на «гибкой сцепке» – явление редкое. Прежде всего, поломки, которые не позволяют машине двигаться самостоятельно, в большинстве связаны с отказом двигателя. А неисправный двигатель – это еще и неработающий вакуумный усилитель тормозов, и нерабочий гидроусилитель. Остановить машину массой больше тонны без вакуумного усилителя – задача исполнимая, но весьма трудная, лучше не рисковать. А больше тонны – это все джипы, кроссоверы, паркетники и просто мощные дорогие машины, столь любимые ныне на Руси.
Да и на легкой малолитражке, привыкнув к усилителю, тоже не сразу удается тормозить самостоятельно.
Машины с неисправной подвеской для буксировки просто непригодны.
Кроме того, поездка без тормозов на гибкой сцепке в современном плотном потоке – занятие не для слабонервных.
И наконец, все больше и больше автовладельцев предпочитают машины с АКПП, которые буксировать также не рекомендуется
Вот и получается, что «на галстуке» ныне таскать вроде как и некого.
Однако, если неисправную машину нужно переместить на небольшое расстояние за минимальные деньги – законодательного запрета на данное действие пока, слава богу, еще не существует.
Правильная буксировка подразумевает два взаимодополняющих элемента.
1. Если буксируют вас, особенно в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, обязательно включите габаритные огни или аварийную сигнализацию! Водитель, который тянет вас за собой, должен хорошо представлять себе ваше месторасположение. Кроме того:
– полностью доверьтесь буксирующему вас водителю, в идеале – вообще не смотрите по сторонам, а лишь дублируйте маневры и действия вашего тягача. Не может быть ничего хуже, чем, если водитель первой машины захочет проскочить перекресток, а вы испугаетесь и нажмете на тормоз, – застрянете поперек дороги оба;
– следите за стоп-сигналами впереди идущей машины и старайтесь вовремя тормозить. Иначе вы рискуете врезаться в вашего тягача. Помните: если у вас не работает двигатель – значит, не работает и усилитель тормозов!
– следите за натяжением буксировочного троса и по мере сил пытайтесь не допускать его провисания. Если же он сильно провис и упал на дорогу – постарайтесь на него не наехать. Это чревато обрывом буксировочных крюков и у вашего автомобиля, и у тягача.
2. Если буксируете вы, обязательно включите габаритные огни и аварийную сигнализацию! Помните – в машине, которую вы тянете за собой, за время поездки наверняка забросает грязью лобовые стекла, и водитель в ней окажется практически слеп.
Кроме того:
– как можно осторожнее пользуйтесь тормозной педалью. Помните, что при качественной поломке на буксируемой машине почти наверняка плохо работают тормоза, и она может вас «догнать»;
– начиная движение, не торопитесь. Дождитесь легкого толчка (натянется буксировочная лента) и только после этого плавно увеличивайте тягу. Резкий рывок в начале движения способен не столько что-либо оторвать, сколько вызвать незначительную общую деформацию кузова (особенно старой машины), которая потом аукнется незакрывающимися дверьми и неоткрывающейся крышкой багажника;
– во время бускировки старайтесь поддерживать равномерное усилие на буксире – то есть не совершайте резких маневров, не разгоняйтесь и не сбрасывайте газ без крайней необходимости. Двигайтесь несколько медленнее привычного, но, раз нажав, давите на педаль акселератора с одинаковой силой;
– используйте в КПП передачу на одну ступень ниже привычной для данной скорости – так вы сможете хоть частично разгрузить двигатель;
– принято советовать буксирующему водителю следить за тем, чтобы не провисал трос. Трудно понять, как это делать, поскольку с водительского места его практически не видно, но вы старайтесь;
– если машина, которую приходится буксировать, хотя бы на треть тяжелее вашей – лучше вообще откажитесь от этого приключения.
Очень важно! Применяйте металлический буксировочный трос только в самом крайнем случае! Он очень опасен, поскольку не столько прочен, сколько жесток, и передает все рывки с машины на машину, словно бетонная балка, а при обрыве без труда пробивает облицовку кузовов, стенки багажников и разбивает фары и фонари.
Для безопасной буксировки требуется эластичный капроновый канат, а еще лучше – лента. С началом движения лента не рвет с места буксируемый автомобиль, а вначале вытягивается сама, плавно наращивая усилие. Роль капроновой ленты при буксировке примерно та же, что и у диска сцепления на механической коробке передач.
Покупая готовый «буксир», имейте в виду, что, по общепринятым нормативам, его усилие на разрыв (оно указывается на упаковке) должно быть в пять раз больше массы вашего автомобиля.
Если в силу обстоятельств вы вынуждены использовать для буксировки стальной трос, обязательно протяните рядом с ним тонкую веревку или толстую леску, дайте ей небольшую «слабину» и привяжите к тросу с интервалом в полметра. При этом, в случае обрыва, трос не ударит по вашему автомобилю, пробивая в кузове внеплановые дыры, а будет остановлен веревкой. После того, как «слабина» страховочной веревки окажется выбрана, она тоже порвется – но трос к этому времени уже утратит «ударный потенциал» и бессильно упадет на дорогу.
Как уехать с опасного места на заглохшей машине?
Для этого существует методика «езды на стартере». Используется в аварийной ситуации, когда требуется любой ценой передвинуть автомобиль на небольшое расстояние при неисправном двигателе. Например – в «слепой зоне» за поворотом, на переезде, на рельсах перед трамваем, посреди перекрестка мотор вдруг заглох и не «схватывает».
Чтобы ситуация не переросла в аварийную, нужно «воткнуть» первую передачу и, не выжимая сцепления, повернуть ключ зажигания до упора. Стартер начнет крутить двигатель, двигатель станет крутить колеса, и машина кое-как, через пень-колоду проползет еще метров пять-десять, а то и все двадцать в зависимости от исправности аккумулятора. Вполне достаточно, чтобы перебраться на безопасное место и уже там без опаски заниматься ремонтом.
Что нужно знать о своей машине, дороге и о себе
Что нужно знать о колесах?
Прежде всего то, что хороших покрышек не бывает.
Думаете, это опечатка, или ошибка автора? Как бы не так!
Приведу простой и доходчивый пример.
Общеизвестно, что на гоночных автомобилях в сухую погоду используются шины с гладким протектором либо вообще без него – слики. Абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой.
Самый лучший вариант покрышки для сухого асфальта!
И тем не менее, он никем, нигде и никогда не используется на обычном транспорте! По простой и банальной причине: на мокром асфальте эффект аквапланирования на сликах возникает уже на скорости 40 км/ч. Между тем, в гражданском транспорте нет возможности менять покрышки на «дождевые» при ухудшении погоды. Поэтому на «дождевых» транспорт ездит постоянно – несмотря на то, что для сухой погоды они не так уж и хороши.
Увы, но по сумме факторов водителям приходится выбирать не самое лучшее из доступного, а нечто наиболее удобное для личных конкретных требований. Именно об этом нужно помнить, выбирая покрышку для своего автомобиля. Нет покрышек плохих и хороших – есть те, которые подходят именно вашим запросам, и те которые им не удовлетворяют.
Запомнив этот факт, попытаемся оценить существующие виды протекторов, исходя из их возможностей и предназначения, дабы вы могли определиться, которые из них подходят именно вам.
Какие на сегодня существуют шины?
– дождевые покрышки
Рисунок: гладкие по центру, с бороздками, под острым углом расходящимися в стороны.
Именно по этим бороздкам при въезде в лужу вода расталкивается в стороны, обеспечивая сухое пятно посередине, в месте контакта с дорогой.
Главное достоинство – позволяют комфортно ездить с высокой скоростью.
Главный недостаток – не способны обеспечить мало-мальски приемлемую безопасность при температурах ниже нуля: дубеют, не способны расталкивать снег. При съезде с дороги в грязь – буксуют, поскольку относительно гладкий протектор скользит по глине и плотной жиже.
Хороший выбор для летнего асфальта и плохой, если вы любите ездить на рыбалку, пикники и на дачу, часто съезжая с дороги.
– грязевые покрышки
Имеют протектор с ярко выраженными зубцами. Этими зубцами, словно маленькими лопатами, колесо способно дорыться до твердой поверхности на любой грязи.
Главное достоинство – в любой сезон позволяет уверенно гонять по бездорожью.
Главный недостаток – на асфальте зубцы один за другим стучат по асфальту, а потому при езде по дорогам эти покрышки воют, словно им хвост дверью прищемили, и потряхивают машину, будто она постоянно шкандыбает по шпалам.
Отличный выбор для рыбалки и пикника, и неудачный для дальних поездок по трассам и городским улицам.
– «всесезонка»
Имеет протектор из зубчиков, собранных «шахматкой», благодаря чему не сильно воют на асфальте, более-менее успешно роют снег и грязь и прекрасно расталкивают по канавкам воду при проезде луж. Мягкость резины позволяет им наиболее успешно работать при температурах от минус десяти до плюс десяти градусов
Главное достоинство – позволяет достаточно уверенно управлять машиной в любой сезон и на любых поверхностях.
Главный недостаток – страдает повышенной истираемостью в жару, дубеет в сильные морозы, очень плохо ведет себя в гололед, более шумная, чем «шоссейные» покрышки, на асфальте и хуже «роет грязь», нежели чисто грязевые шины.
«Всесезонка» традиционно осуждаема продавцами автопокрышек, шиномонтажниками и многими водителями, считающими, что одна и та же шина не может быть качественной и зимой и летом, что покупать нужно два комплекта и менять их в зависимости от сезона.
Однако, как мы знаем – хороших покрышек не существует в принципе. Есть лишь более-менее подходящие для конкретных условий. В том случае, если в вашем регионе полгода сушь, полгода слякоть, а лютая жара и сильный мороз длятся считанные недели, если ваша жизнь не требует от вас непременно выезжать на дорогу независимо от погоды, и гололед вы можете просто переждать, поехав по делам на метро – то «всесезонка» будет для вас наилучшим выбором.
И сэкономит заметную сумму денег на «переобувание».
Очень важно! Следует помнить, что гололед возникает не в морозы, а при температурах, близких к нулю и сопровождаемых снегом. Влажный снег легко слипается и раскатывается машинами в плотную скользкую корку. В такую погоду на «всесезонке» на дороги действительно лучше не высовываться. Самое разумное – по окончании непогоды выждать еще пару дней, давая дорожным службам время убрать сугробы и засыпать песком наледи.
Однако практика показывает, что за год подобных «особо опасных аварийных дней» набирается десятка полтора, не больше.
– липучки
Зимние покрышки из очень мягкой резины, имеющие помимо крупных канавок для рытья снега еще и очень тонкие прорези – «ламели» на протекторе, работающие на льду как присоски, и старательно цепляющиеся за самые мелкие неровности покрытия в остальных случаях.
Главное достоинство – позволяют достаточно комфортно управлять машиной в сильные морозы, в том числе и на льду, практически бесшумны.
Главный недостаток – в плюсовую температуру стремительно изнашиваются, вплоть до того, что в жару начинают «течь», полностью утрачивая сцепление с дорогой.
– шипованные шины
Шины, предназначенные для езды по льду. Заправленные в резину шипы втыкаются в наледь и позволяют сохранять некоторое достаточное сцепление с дорогой, даже если гладкость покрытия доведена до качества олимпийского катка.
Главное достоинство – хорошо цепляются за дорогу в гололед.
Главные недостатки:
– во время движения по чистой дороге шипы стучат по асфальту, воя, как призраки в старом замке;
– вне ледового покрытия сцепление «шиповки» с дорогой хуже, чем у других шин;
– недолговечны – шипы достаточно быстро вылетают;
– нуждаются в обкатке,
– по мере вылетания шипов требуют повторной (неоднократной) балансировки.
Как несложно заметить, шипованные шины состоят практически из одних недостатков, сильно напоминая в этом слики. Однако одно-единственное их достоинство перевешивает все прочие – на них можно ездить в гололед!
В ситуации, когда вам приходится выезжать на дорогу независимо от ее состояния – этот аргумент перевешивает все прочие.