Найти в Дзене

6 малоизвестных атмосферных книг.

В книгах, как и во многом другом, всё на вкус и цвет. Но уверен, многие со мной согласятся, что если речь идёт о художественном произведении, то крайне важно, погрузиться в мир произведения, сопережить с героями происходящее, получить комплекс ощущений и эмоций.

Каждый наверняка сможет вспомнить книги, от которых прям дух захватывало, чувствовалась эпоха (если исторический роман), дрожали колени (если ужасы), текли слёзы, болел живот от смеха …

Сегодня обойдём вниманием всемирно известных авторов и их бестселлеры. Ниже я представляю 6 книг, которые затянули меня не меньше, чем Кинг, Кизи или Водолазкин. Но без спойлеров (постараюсь, по крайней мере).

1. Сей Сёнагон. «Записки у изголовья» (конец X – начало XI в.)

«Я хотела бы, чтоб каждая девушка до замужества побывала во дворце и познакомилась с жизнью большого света! Пусть послужит хоть недолгое время в должности на`йси-но сукэ`».

-2

Мир средневековой Японии. Придворная дама императрицы Тэйси возвращается по вечерам в свои покои и пишет всё, что волновало её в течение дня: знатные гости императрицы, анекдоты, красота природы, свои мысли и переживания, посещение любовника, воспоминания – дневник, в общем. Не так уж далеки переживания средневекового человека от современного. Лаконично, ёмко и живо. Классика японской литературы!

2. Иванов А.П. «Стереоскоп» (1905).

«Не следует живому тревожить тот мертвый мир застывшего своим вторжением в его недра: тогда в тех недрах нарушаются таинственные равновесия, тревожится их священный и старый покой; и дерзкий пришелец платится тогда за вторжение тяжким ужасом...».

Автор – русский искусствовед первой половины 20 века. «Стереоскоп» - единственное художественное произведение автора, опубликованное при жизни. По меткому замечанию А. Блока, "«Стереоскоп» - первый «научный» опыт искусства".

-3

Задумывались ли вы над тем, какие тайны могут скрывать старые фотоснимки, какими эмоциями могут быть наполнены. Окунитесь в мир застывшего прошлого. И это не документальный фильм, где есть хоть какая-то динамика. Здесь время остановилось; как же это противоестественно живому.

«…Лишь в порыве такого ужаса, лишь спасаясь от него, я и разбил в ту ночь свой стереоскоп».

3. Лотреамон (Изидор Дюкасс). «Песни Мальдорора» (1869).

«Иные пишут для того, чтобы заставить публику рукоплескать своей добродетели, напускной или подлинной. Я же посвящаю свой талант живописанью наслаждений, которые приносит зло. Они не мимолетны, не надуманы, они родились вместе с человеком и вместе с ним умрут. Или благое Провиденье не допустит, чтобы талант служил злу? Или злодей не может быть талантлив? Мое творение покажет, так ли это, а вы судите сами, была бы охота слушать... Погодите, у меня, кажется, встали дыбом волосы, ну, да это пустяки, я пригладил их рукой, и они послушно улеглись. Так вот, мелодии, которые певец исполнит перед вами, не новы, но то и ценно в них, что все надменные и злобные мысли моего героя каждый обнаружит в себе самом».

-4

Произведение французского писателя XIX в. неоднократно отказывались печатать издатели-современники, произведение даже попадало в список запрещенных. Но к началу 20 века стало пользоваться большой популярностью в среде сюрреалистов.

В книгах мы встречаем зло. Но чаще всего это антигерои, которые однозначно осуждаются, а описание ведется со стороны положительного персонажа или автора; такой вот суд победителей. Вы пробовали посмотреть на сюжет глазами антигероя? Трудно понять добро, если ты создан был для зла. Книга, в котором зло для героя – это норма, это естественный порядок вещей.

У каждого есть страхи. Посмотрите на них с обратной стороны, почувствуйте их ещё глубже, в себе самом и от себя самого. «Сюрреалистичная поэма в прозе» - это уже большая редкость, и потому заслуживает внимания.

PS: местами может тошнить; а биография автора заслуживает отдельного внимания (о ней как-нибудь в другой раз).

4. Гаршин В.М. «Красный цветок» (1883).

«Он видел себя в каком-то волшебном, заколдованном круге, собравшем в себя всю силу земли, и в горделивом исступлении считал себя за центр этого круга. Все они, его товарищи по больнице, собрались сюда затем, чтобы исполнить дело, смутно представлявшееся ему гигантским предприятием, направленным к уничтожению зла на земле. Он не знал, в чем оно будет состоять, но чувствовал в себе достаточно сил для его исполнения».

Тема душевнобольных до сих пор крайне актуально и часто появляется в книгах и фильмах («Полёт над гнездом кукушки», «Остров проклятых», книги, фильмы и сериалы про Ганнибала Лектера и др). Не менее интересным мне представляется и небольшое произведение русского писателя 19 века Всеволода Гаршина «Красный цветок».

-5

Это не странное поведение больного и не столько про его проделки. Рассказ про образ мысли душевнобольного. Откуда берутся безумные идеи, если большую часть дня человек проводит в здравом уме? Где ростки этих идей? Как растет и развивается безумие. Проследите все этапы развития безумия.

5. А. Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).

Со школы все понят роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вот только мало кто знает, что это реплика. Несколькими годами раньше во Франции был опубликован роман Альфреда Мюссе «Исповедь сына века». И в отличие лермонтовского романа здесь нет разрывов между частями. Атмосфера духовного упадка и духовных поисков идёт с самого начала и до конца.

«Зачатые в промежутке между двумя битвами, воспитанные в коллежах под бой барабанов, тысячи мальчиков хмуро смотрели друг на друга, пробуя свои хилые мускулы. Время от времени появлялись их отцы; обагренные кровью, они прижимали детей к расшитой золотом груди, потом опускали их на землю и снова садились на коней. Один только человек жил тогда в Европе полной жизнью. Остальные стремились наполнить свои легкие тем воздухом, которым дышал он».

-6

Главный герой родился в эпоху наполеоновских войн. А вырос после них. Франция, вознесенная Наполеоном, была уничтожена и растоптана, политически, экономически и культурно. Такое состояния общества Мюссе назвал «болезнью века». Роман о поисках любви в обществе полном апатии.

«Не следует заблуждаться: черный костюм, который в наше время носят мужчины, это страшный символ. Чтобы дойти до него, надо было один за другим сбросить все доспехи и, цветок за цветком, уничтожить шитье на мундирах. Человеческий разум опрокинул все эти иллюзии, но он сам носит по ним траур, надеясь на утешение».

Если кто-то читал «Постороннего» («Чужой») Камю, тот помнит, какая там царила атмосфера на протяжении всего романа. Здесь ощущения похожи, только книга вышла на сто лет раньше. Кстати, внимательный читатель заметит, что Камю заимствовал у Мюссе.

6. К. Гамсун. «Голод» (1890).

Чувство голода испытывал каждый. Сильным было это чувство или нет, но оно знакомо каждому. Уверены в этом?

Их названия уже понятно, чем страдает главный герой романа на протяжении всего повествования. И да, и нет. Постоянное чувство сильного голода и борьба с ним, без возможности его удовлетворить – это лишь вершина айсберга.

«…во мне разрасталась какая-то черная плесень. А там, на небесах, восседал бог и не спускал с меня глаз, следил, чтобы моя погибель наступила по всем правилам, медленно, постепенно и неотвратимо».

-7

Книга не про нищего, который питается подаяниями; она про бедного молодого интеллигента, который пытается жить, любить и быть честным. Живет он за счет написания статей и рассказиков в журналы и газеты.

«…а к вечеру будет готова моя статья о роли преступлений в будущем. Мне сразу стало казаться, что жизнь не так уж мрачна…».

За всем этим чувством голода, описанном в красках, вы увидите голод совершенно другой: экзистенциальный. Голод, как жажда другой жизни. Когда нельзя изменить мир вокруг, когда любовь так прекрасна и причиняет такую боль, можно только искать её, новую жизнь.

«Когда мы вышли во фьорд, я разогнул спину, весь взмокший от слабости и волнений, вгляделся в берег и простился наконец с городом Христианией, где в окнах повсюду уже зажглись яркие огни».

Вместо заключения. Конечно много о каких книгах хотелось бы рассказать, да поподробней. Но невозможно объять необъятное, а спойлеры сам не люблю, поэтому стараюсь их избегать.

Какие книги посоветовали бы вы? Пишите в комментариях, обсудим.