Найти тему
БОГАДАН

Одно лицо, две судьбы. Тридцатилетие легендарного телесериала

"Мануэла". Телесериал. Производство -"Крустель/Ретеиталия/Дельтавижн" (Аргентина/Италия). 1991
"Мануэла". Телесериал. Производство -"Крустель/Ретеиталия/Дельтавижн" (Аргентина/Италия). 1991

Это была весьма запутанная история, со странной сюжетной линией, в духе мексиканских мыльных опер, ставшая одним из самых успешных телепроектов в истории мирового телевидения. В Италии, сам президент государства смотрел последнюю серию, которой, в итоге, многие телезрители были разочарованы, ожидая более яркого финала всей этой истории.

Презентационный плакат сериала
Презентационный плакат сериала

В конце 1990 года, руководство аргентинского концерна «Крустель» и итальянский телегигант - компания «Медиасет», принадлежавшая Сильвио Берлускони, принимают решение о создании сериала «Мануэла», по сценарию бразильского сценариста новелл Маноэла Карлоса (изначально - произведение Каролины Набуко "Наследница"). 

На главную роль была приглашена венесуэльская телеактриса, ставшая в 80-х мегазвездой, сначала на родине, а потом и в Аргентине – Гресия Кольменарес. На мужскую заглавную роль был приглашен партнер Гресии Кольменарес по сериалам – Хорхе Мартинес.

Гресия Кольменарес. 1984
Гресия Кольменарес. 1984

Съемки проходили в четырех государствах - Аргентине, США, Италии и Испании. В Италии, помимо масштабных съемок в Риме, фильм снимали на популярных горнолыжных курортах. 

Гресия Кольменарес и Хорхе Мартинес
Гресия Кольменарес и Хорхе Мартинес

Павильонные съемки, включающие залы и комнаты дома семьи Салинас, были созданы на студии "Сонотекс" в Буэнос-Айресе. В фильме огромное количество съемок на природе, в деревнях, на водоемах и на улицах городов. Сериал отличает качественное музыкальное сопровождение композитора Анхеля Малера, вызывающее то грусть, то напряжение, то положительные эмоции, в зависимости от происходящего. Музыка писалась исключительно для этого фильма. Главную тему фильма, песню «Мануэла», исполняет звезда испанской эстрады – Хулио Иглесиас. 

Главный зал дома семьи Салинас. Студия "Сонотекс"
Главный зал дома семьи Салинас. Студия "Сонотекс"

Существует две версии этого сериала. Основная версия – аргентинская, на испанском языке, соответственно. Вторая версия – итальянская, на итальянском языке (роли дублируют итальянские актеры), «обрезанный» вариант фильма, с добавлением сюжетных линий и героев, отсутствующих в основной версии фильма. Однако у этой версии сериала немного другой и расширенный финал. Изменены имена некоторых героев. Так, скажем, Фернандо зовут Франческо, а Бернарду - Мирандой. Тэресу называют Мариной, а Хасинту - Заирой. Песня «Мануэла», во второй версии сериала, звучит на итальянском языке, в исполнении Пабло Ольвидеса. Саундтрек итальянской версии сериала написал композитор Стэлвио Киприани. У итальянской версии другая вступительная заставка и финальные титры. 

Портрет Исабель Герреро
Портрет Исабель Герреро

Сюжет сериала

Молодая и красивая девушка, Исабель Герреро, обучается в Лос-Анджелесе, в колледже. Она – дочь состоятельной аргентинки. Но настоящей матерью Исабель является Бернарда Морелли, итальянка, сбежавшая в Аргентину будучи изгнанной семьёй из-за внебрачного зачатия ребенка с Коррадо Верецца, являющимся врагом семьи Бернарды. Она скитается по Буэнос-Айресу в поисках работы. В конце концов, мокрая и нищая, она натыкается на богатый особняк. Её увидела мадам Герреро, женщина успешная, но бездетная. Она принимает Бернарду на работу, у которой рождается дочь Исабель. Герреро удочеряет девочку Бернарды, вкладывая в приемную дочь всё самое лучшее. Однако Исабель вырастает девушкой со сварливым характером. 

В США, Исабель знакомится с состоятельным мужчиной – Фернандо Салинасом, который, сам того не желая, сбивает её на своем автомобиле. Исабель ждёт свою мать на выпускной вечер в колледже, но получает известие о том, что мадам Герреро больна, и дочери необходимо срочно ехать домой. Возвращаясь в Аргентину, в полёте, Исабель вновь встречает Фернандо, который от этой девушки уже без ума.

Исабель узнает правду о своем происхождении
Исабель узнает правду о своем происхождении

Несмотря на то, что мадам Герреро находится в критическом состоянии, Бернарда вынуждает её рассказать Исабель всю правду о происхождении дочери. Для Исабель - это удар ниже пояса. Она, привыкшая к шику и лоску, избаловыш, не может принять такую правду. Она всей душой ненавидит свою настоящую мать, которая как тень ходит за дочерью. Герреро умирает. Положение этой семьи, как оказалось, весьма аховое, у мадам было много долгов, дом выставляют на торги, а строптивая блондинка вот-вот окажется на улице. Однако бизнесмен Фернандо Салинас не упускает ни единой возможности для того, чтобы увидеть возлюбленную. Исабель его не любит. Он её даже раздражает, но Бернарда, понимая всё положение дел, советует дочери срочно выйти за него замуж. Тэреса, сестра Фернандо, и всё их общество, совершенно очарованы Исабель, которая, на помолвке с Фернандо в доме Салинасов, ведёт себя как прекрасная кокетка.

Исабель на помолвке с Фернандо
Исабель на помолвке с Фернандо

Тётя Фернандо, Габриэла, единственный человек, который не доверяет Исабель. Эмилио, поклонник Исабель, как оказалось еще и приятель Фернандо, хочет на ней жениться, но та, в итоге, всё-таки, выходит замуж за богатого Фернандо.

Исабель и Фернандо
Исабель и Фернандо

Коррадо Верецца, отец Исабель, живёт с другой женщиной в глухой провинции. У него подрастает дочь Мануэла, которая на двенадцать лет младше его первой дочери. Он рассказывает своей супруге Мерседес об истории с Бернардой, но о существовании первой дочери он даже не подозревает. Коррадо случайно знакомится с Исабель перед её свадьбой, в конном клубе, которая приглашает его, первого встречного, к себе на свадьбу. Он не приходит.

Исабель перед свадьбой с Фернандо
Исабель перед свадьбой с Фернандо

Проходит десять лет. Исабель Салинас не может иметь детей. Бернарда готова спасать брак дочери любыми, даже самыми криминальными способами. Она шантажирует личного врача семьи Салинас, чтобы тот подделал результаты исследования на возможность отцовства Фернандо. Врач исполняет наказ Бернарды. Её дочь, вроде как, в безопасности, брак сохранен, но он омрачается болезнью Исабель. У неё системная красная волчанка.

Гресия Кольменарес в роли Исабель Салинас
Гресия Кольменарес в роли Исабель Салинас

Коррадо понимает, что его подросшая дочь Мануэла напоминает девушку, приглашавшую его на свадьбу. Он находит Бернарду, опять встречает Исабель и подрывает этим свое здоровье. Перед смертью, он настоятельно просит брюнетку Мануэлу стать блондинкой.

Мануэла Верецца. Актриса Гресия Кольменарес
Мануэла Верецца. Актриса Гресия Кольменарес

Фернандо уезжает на работу в Рим. В самолёте он знакомится с девушкой, точь в точь похожей на молодую Исабель, но, в отличие от его жены, эта девушка обладает прекрасным характером - она простодушна и добра. Это Мануэла Верецца.

Фернандо и Мануэла встречаются в самолёте
Фернандо и Мануэла встречаются в самолёте

Исабель собирается на лечение в Испанию. В Мадриде её встречает Эмилио. Он сообщает ей о том, что у Фернандо появилась молодая и красивая любовница, но без особых подробностей. Исабель в ярости. Она готова убить их обоих и незамедлительно покидает Мадрид, бросая лечение. Обиженная супруга Фернандо отправляется в Рим, в очередной раз спасать свой брак.

Исабель в мадридском ресторане
Исабель в мадридском ресторане

В Риме, Исабель встречает Мануэлу, которая пришла в гостиничный номер к Фернандо. Мануэла не видит их внешней похожести, так как Исабель в шляпе и в темных очках, однако Исабель видит Мануэлу, и находится в ещё большем шоке от их внешней схожести, и от факта молодости похожей на неё девушки. Фернандо не узнает об их встрече. Он остаётся с заболевшей женой, а Мануэла попадает в автокатастрофу, в результате чего у нее происходит выкидыш.

Встреча Мануэлы и Исабель в Риме
Встреча Мануэлы и Исабель в Риме

Исабель тяжело больна. Помимо портящейся внешности, она страдает и психологически. В Аргентине, она решает во всем сознаться Фернандо. Вдвоём они отправляются погулять по реке на личном катере, но происходит столкновение с другим судном и катер тонет.

Исабель пропадает без вести. Чуть позже, её обнаруживают двое – мужчина и женщина. Эта женщина снимает с полуживой Исабель кольцо, а пьяный сожитель, ради наживы, убивает свою женщину. Мертвая женщина падает в воду. Хасинта, деревенская знахарка, подбирает Исабель и выхаживает её. У Исабель ужасно изуродовано лицо. Для неё, бывшей красавицы – это страшная трагедия.

Манекенщица Пилар Маскиокки, исполнившая роль Исабель сразу после катастрофы на воде. Она изображала Исабель вплоть до изменения цвета волос героини фильма
Манекенщица Пилар Маскиокки, исполнившая роль Исабель сразу после катастрофы на воде. Она изображала Исабель вплоть до изменения цвета волос героини фильма

Фернандо пытается найти Мануэлу, несмотря на недавние похороны жены (вместо Исабель похоронили другую женщину, найденную в воде с её кольцом).

Мануэла практически замужем за своим кузеном Руди, но, увидев Фернандо, вспоминая их любовь, она уходит с собственной свадьбы. Мерседес осуждает дочь.

Фернандо приводит новую жену в семейный дом. Все в шоке от внешней схожести новой и предыдущей жены Фернандо, однако Мануэлу все любят, так как понимают, что она добрейшей души человек, в отличие от черствой и надменной Исабель.

День рождения Фернандо. Мануэла появляется в образе Исабель
День рождения Фернандо. Мануэла появляется в образе Исабель

Тем временем, в доме начинают происходить странные вещи. Кто-то испортил огромный портрет Исабель. Мануэла периодически видит какую-то женщину, одетую в черную закрытую одежду. Это Исабель Салинас, с изуродованным лицом, в маске, пришла в свой законный дом. Она боится открыться всем. Бернарда сама не узнала свою дочь, опознав её только по рукам, однако она открывает ей комнату, кормит её и т.д. Исабель узнает все подробности о родстве с Мануэлой и решает уничтожить сестру. Она начинает сводить её с ума различными способами. Бернарда, видя доверчивость Мануэлы, также помогает Исабель избавиться от сестры. В итоге, Мануэла не выдерживает и покидает особняк Салинас. Фернандо пытается вернуть молодую жену, но тщетно.

Вита Эскардо в роли Исабель. В "Мануэле" Эскардо сыграла две роли: брюнетки-Исабель и Анаис
Вита Эскардо в роли Исабель. В "Мануэле" Эскардо сыграла две роли: брюнетки-Исабель и Анаис

Эмилио узнает о том, что Исабель жива. Он счастлив этому и во всём помогает Исабель. Они находят деньги на пластическую операцию. Однако врачи не дают гарантии положительного результата. В итоге, операция оказалась неудачной. Исабель сама снимает повязки и видит, что у неё остаются жуткие шрамы. В клинике она знакомится с другой пациенткой, опасной преступницей, которая решает сменить свой облик. Исабель подсылает Анаис к Бернарде, якобы та - её любимая дочь Исабель, но уже с другим лицом. Практичная Бернарда понимает, что это не её дочь, однако вступает в эту игру, во благо исчезнувшей реальной дочери.

Анаис и Исабель обсуждают свой коварный план. Актрисы Вита Эскардо и Гресия Кольменарес
Анаис и Исабель обсуждают свой коварный план. Актрисы Вита Эскардо и Гресия Кольменарес

Анаис поселяется в доме Салинас. Она в любовницах у Эмилио, который повёлся на неё, думая, что это изменившаяся до неузнаваемости в результате операции Исабель.

В этот же период, Фернандо мирится с Мануэлой и они возвращаются в дом Салинас. На празднике, Мануэла сообщает Фернандо о своей беременности, и тот с треском изгоняет её. Он ведь бесплоден. Анаис торжествует.

Вита Эскардо в роли Анаис
Вита Эскардо в роли Анаис

Исабель живёт в заброшенном доме. Анаис постоянно бегает к ней с докладами. Активизируется старуха Хасинта, спасшая Исабель, которая шантажирует Анаис. В сопровождении Эмилио, Анаис приезжает к Хасинте в деревню на островах и убивает её. Эмилио в шоке от поступка возлюбленной. Анаис начинает медленно травить Фернандо по приказу Исабель, которая желает смерти всем врагам.

Гресия Кольменарес в роли Исабель
Гресия Кольменарес в роли Исабель

Мануэла полностью расследует историю с Исабель. Ей становится известно о подделке медицинского заключения Фернандо, о гибели Хасинты и женщины, похороненной вместо Исабель. Она добивается эксгумации трупа. Фернандо попадает в больницу с отравлением ядовитым веществом.

Эмилио выслеживает Анаис, входит в заброшенный дом, и видит там Исабель. Они вдвоем убивают Эмилио. Бернарда на грани сумасшествия. Полиция начинает расследование убийства Эмилио.

Мануэла выясняет факт пластической операции Исабель. Она приходит в дом к Фернандо и рассказывает ему и членам семьи Салинас обо всех своих расследованиях. Она считает, что Анаис и есть Исабель. Анаис и Бернарда всё отрицают. Однако полиция арестовывает Анаис за убийство Эмилио. Исабель приходит в дом Салинасов и пытается убить Фернандо, но обезумевшая Бернарда выстреливает дочери в спину из револьвера, спасая, таким образом, Фернандо. Исабель умирает. Фернандо возвращает Мануэлу, ожидающую их ребенка.

Гранфинал.  Исабель появляется в доме Салинас для того, чтобы расквитаться с Фернандо
Гранфинал. Исабель появляется в доме Салинас для того, чтобы расквитаться с Фернандо

Несмотря на то, что сериал "Мануэла" имел огромный успех, сделав главную героиню известной на весь мир, картинка сериала имеет ряд режиссерских проколов, откровенных нестыковок и слишком затянутых историй.

Изначально, главным режиссером "Мануэлы" был Карлос Эскалада, но, приблизительно, в конце первого периода сериала, режиссером стал сам продюсер телесериала - Родольфо Хоппе. В этом, видимо, и вся загвоздка.

Первый прокол состоит в том, что Исабель сначала рассказывает Тэресе о своих пятнах на теле, а потом опять от всех скрывает этот факт.

Весь сериал, кроме залов дома семьи Салинас и дома Верецца в деревне, показывают одни и те же помещения, периодически меняя обои. То это гостиная дома Герреро, то это холл отеля в Риме. То это комната Исабель в доме Герреро, то это гостиничный номер в отеле Мадрида. Квартиры Эмилио и тёти Аделаиды - вообще полностью одинаковые. Но это-то всё ладно.

Главный режиссерский прокол состоит в том, что Кольменарес играла Исабель только с первой по шестьдесят первую серию, параллельно с ролью Мануэлы, а потом она играет только Мануэлу, и возвращается к персонажу "Исабель" лишь в третьем периоде сериала, после снятия бинтов пластической операции, где её участие в роли Исабель сводится к минимуму. В последней части сериала, Исабель, в исполнении Гресии Кольменарес, постоянно находится в заброшенном доме, где, в основном, она сидит в кресле-качалке и неадекватно стонет.

Всю середину сериала, роль Исабель исполняли две другие актрисы - блондинка Пилар Маскиокки и брюнетка Вита Эскардо.

Теоретически, да, изуродованную героиню, с закрытым лицом, мог играть вообще кто угодно, но внешние отличия от актрисы Гресии Кольменарес были слишком разительны. А зритель не дурак.

Так, например, после "Аварии на воде", Хасинта постригла Исабель волосы. В один из моментов, изуродованная Исабель смотрит на себя в зеркало и зрителю четко видно, что это вообще не Кольменарес, а женщина, с совершенно другой формой лица и цветом глаз.

Фотомодель Пилар Маскиокки, одна из трёх исполнительниц роли Исабель
Фотомодель Пилар Маскиокки, одна из трёх исполнительниц роли Исабель

Когда Исабель в маске возвращается в дом Салинас - у неё другая фигура. Актриса Гресия Кольменарес чуть выше среднего роста, другие же две актрисы, играющие в сериале Исабель с закрытым лицом - низкого роста, и если блондинка Пилар Маскиокки, отдаленно, но хотя бы по типажу лица, похожа на типаж лица Гресии Кольменарес, то брюнетка Вита Эскардо - совершенно другой типаж.

А теперь - главная режиссерская авантюра сериала. По сюжету, Исабель красит волосы в темный цвет и появляется на маскараде в доме семьи Салинас. Прокол состоял в том, что сразу после маскарада, в девяносто первой серии, режиссер показывает, во всех ракурсах, в роли Исабель актрису Виту Эскардо, снявшую маску по просьбе Бернарды. После операции персонажа "Исабель", эта же Вита Эскардо исполняла уже совершенно другую роль – "Анаис", "самозванки без реального имени", "подружки Исабель по больнице". То есть, он показал Виту Эскардо сначала в роли Исабель, а потом эту же актрису представил как иного персонажа, вернув к роли Исабель главную актрису фильма Гресию Кольменарес. Спрашивается, зачем ради одной серии, было "рубить" весь сериал?

По сути, роль Исабель и дальше продолжила исполнять Вита Эскардо, но уже с открытым лицом, и под именем "Анаис". Надо сказать, что в сюжете имеет место быть некоторая путаница из-за того, что Исабель (на тот момент роль уже исполняет Вита Эскардо) появляется на маскараде в доме Салинасов под вымышленным именем "Анаис", и под этим же именем она лежит в больнице, представившись женой Эмилио - "Анаис Акоста".

Когда Гресия Кольменарес приступила к роли Мануэлы, являясь блондинкой, в кадре она носила темный парик
Когда Гресия Кольменарес приступила к роли Мануэлы, являясь блондинкой, в кадре она носила темный парик

В общем, глядя на ситуацию с заменой актрис роли Исабель, возникает впечатление, что они сильно намучились с персонажем "Исабель" до "Аварии катера на воде", снимая Гресию Кольменарес в совершенно разных ролях, которая, чтобы иметь явные отличия двух своих героинь, постоянно меняла прически, одежду, вставляла в глаза контактные линзы, носила парик брюнетки-Мануэлы и т.п.

Усталость Гресии Кольменарес иногда сказывалась на причёсках героини "Исабель". Один из моментов, где у Исабель причёска как у Мануэлы
Усталость Гресии Кольменарес иногда сказывалась на причёсках героини "Исабель". Один из моментов, где у Исабель причёска как у Мануэлы

Об усталости Кольменарес говорит и тот факт, что в некоторых сериях, где она параллельно играет две роли, актриса не меняет прически. Так, например, когда героиня сериала Исабель находится в Мадриде, в момент прогулки с Эмилио, или сидя в ресторане, актриса Гресия Кольменарес показана только в одежде Исабель. Волосы же у неё прямые, как у персонажа "Мануэла", хотя у персонажа "Исабель" - всегда были волосы с завивкой или коса, что являлось, наряду с цветом глаз, отличительной особенностью Исабель. Исполняя же роль Мануэлы, Кольменарес всегда носила только прямые распущенные волосы, без каких либо укладок. Понятно, что исполнять две роли в длинном сериале - адский труд, но в этом-то и есть настоящее искусство, а так, получается, Гресии Кольменарес дали отдохнуть от роли Исабель ровно всю середину сериала, а заодно и "себе любимому". Так же намного проще! А что? Дёшево и сердито. В реальности же - полное фиаско.

Патрисия Перейра. Актриса мыльных опер, родом из Перу, работавшая в 80-х годах по всей Латинской Америке. Звезда перуанского сериала "Кармен" (1985). На конец 80-х, имела 5 главных ролей в мексиканских сериалах. По мнению автора, она вполне могла бы стать главной актрисой сериала "Мануэла"
Патрисия Перейра. Актриса мыльных опер, родом из Перу, работавшая в 80-х годах по всей Латинской Америке. Звезда перуанского сериала "Кармен" (1985). На конец 80-х, имела 5 главных ролей в мексиканских сериалах. По мнению автора, она вполне могла бы стать главной актрисой сериала "Мануэла"

Сначала продюсер "приучает" зрителя к Гресии Кольменарес в роли Исабель, а затем, заменив Кольменарес на двух других актрис, он, своими же руками, отодвигает персонаж Исабель на второй план, сделав главной героиней сериала только Мануэлу, хотя по сюжету главных героинь две - Исабель (старшая сестра) и Мануэла (младшая). Даже если у Исабель, после крушения катера, и была изуродована только одна половина лица, а вторая осталась невредимой, что показано у всех трёх актрис, исполняющих роль Исабель после аварии, то действия режиссера, в таком случае, выглядят полным абсурдом. Если бы лицо было изуродовано полностью, тогда замену актрисы, исполняющей главную роль, можно было хотя бы как-то оправдать, а так - нет, нет и ещё раз нет. Кольменарес должна была исполнять роль Исабель полностью, от "сих до сих", а так - это вообще непонятно что, так как сериал, полностью построенный на образе Исабель и полной внешней идентичности двух главных героинь, вдруг "сделал" их полной противоположностью, не только по характеру, но и внешне. Полнейший режиссёрский провал, каких ещё не было в мировом "сериалопроизводстве". Одна из причин этому - коммерческие интересы выпускающей телекомпании. Продюсер телесериала, Родольфо Хоппе, хотел снимать длинный сериал как можно быстрее, так как новые серии нужно было скорее выпускать в эфир, во время премьерного показа в Аргентине и Италии, и кто будет играть роль Исабель с закрытым лицом, было уже не принципиально. Режиссёр намеренно демонстрирует зрителям лица актрис Пилар Маскиокки и Виты Эскардо, снимая с них маски и бинты, показывая, таким образом, что в настоящий момент, роль Исабель играет другая актриса, а не главная актриса фильма Гресия Кольменарес. В итоге, продюсер "убивает сразу двух зайцев". Ему больше не нужно снимать одну и ту же актрису в разных ролях, и, соответственно, делать её дубляж в общих для двух персонажей сценах. Интересами же телезрителей, которые хотели видеть звезду сериалов Гресию Кольменарес в роли Исабель всегда, даже с закрытым лицом, просто пренебрегли. Проще было вообще убрать из сериала персонаж "Исабель" после "кораблекрушения", как это имеет место быть в романе Каролины Набуко "Наследница" (смерть первой жены главного героя), чем то, что устроил, в итоге, продюсер Родольфо Хоппе.

Помимо этого, продюсеру телесериала явно не хватало денежных средств на производство по-настоящему качественного телеромана. Именно по этой причине, он не смог приобрести технологию соединения двух персонажей в один кадр. В итоге, две главные героини, в исполнении Гресии Кольменарес, взаимодействуют лишь единожды. Это была встреча Исабель и Мануэлы в Риме. Однако режиссёр не показывает их в одном кадре. Был выполнен только дубляж кадров с двумя персонажами. В том числе и этот факт объясняет то, что продюсер Родольфо Хоппе отстраняет Кольменарес от отрицательной роли.

Официальная версия замены актрисы роли Исабель, долгое время фигурирующая в зарубежных СМИ, звучала так: "В целях ускорения съемочного процесса телесериала, было принято решение, что Гресия Кольменарес какое-то время сосредоточится на роли Мануэлы". Ввиду этого, по логике вещей, следует встречный вопрос: а на каком, собственно, основании?

Истинная же причина замены актрис роли Исабель оказалась слишком банальной. Вот, что ответила мне исполнительница роли Исабель с закрытым лицом и роли Анаис, актриса Вита Эскардо:

Вита Эскардо: "Произошло то, что Кольменарес не захотела продолжать играть роль Исабель, так как она посчитала, что роль злодейки повлияла на её имидж".
Вита Эскардо: "Произошло то, что Кольменарес не захотела продолжать играть роль Исабель, так как она посчитала, что роль злодейки повлияла на её имидж".

В общем, замена актрис устроила всех, кроме зрителей. Кольменарес проявила малодушие и полнейший непрофессионализм, чего уж там, а продюсер, вместо того, чтобы заставить её отработать по контракту, пошёл "звезде" на уступку. Он её просто не "дожал" в этом вопросе. В итоге, сериал был поставлен под удар.

По имеющейся информации, Кольменарес имела сильные психологические проблемы при работе над отрицательной ролью. Плюс ко всему, "звезде сериалов" не понравился мрачный образ Исабель после сцены "Авария катера на реке". Ещё в начале съëмок сериала, Кольменарес сделала себе пластическую операцию на лице, и боялась повредить своё лицо бинтами, гримом и масками. В итоге - мы имеем целый комплекс личных проблем у этой актрисы.

Положа руку на сердце скажу, что совершенно очевиден главный факт. Кольменарес была приглашенной актрисой, и в её участии были заинтересованы абсолютно все. Кольменарес, на тот момент, была международной звездой и диктовала всем свои условия. Именно по этой причине продюсер Хоппе сделал ей эту поблажку, а не уволил Кольменарес, за её явный непрофессионализм.

Ситуации с отказами от ролей, или попытками отказа, имели место быть всегда. Рассмотрим эти ситуации.

Роми Шнайдер. Шестнадцатилетняя актриса, отработав в фильме "Сисси" (1955) роль австрийской императрицы, в силу возраста, стала отказываться от участия в продолжении этой киноленты. Однако продюсер и режиссёр уговорили молодую актрису продолжить работу в двух следующих фильмах. Но речь идёт о законченном фильме, а не телесериале. Актрисе было шестнадцать лет, а не двадцать восемь.

Эдит Гонсалес. Из-за скандала на съемочной площадке сериала "Дикая Роза" (Мексика, 1987), произошёл отказ Гонсалес от роли Леонелы. Актрисе не понравилось отношение к её персонажу со стороны продюсера, режиссёра и главной актрисы Вероники Кастро. Ситуация схожая, но Леонела не была главной героиней, и даже не была главным антагонистом сериала. Это был типичный персонаж второго плана.

Ольга Дроздова. Отказ от дальнейшего участия в сериале "Бандитский Петербург". Однако сериал снимался частями, и свою роль Кати Шмелёвой, в части "Адвокат", Дроздова завершила.

Возвращаясь к ситуации с отказом Кольменарес от роли Исабель в "Мануэле", отмечу, что по-хорошему, продюсер Хоппе должен был предоставить актрисе Кольменарес отпуск на раздумья, а в её отсутствие, снимать сцены с актерами, исполняющими роли второго плана. Этого сделано не было.

Самым лучшим вариантом, на мой взгляд, должно было стать изменение сценария на отсутствие персонажа "Исабель" какое-то время. Именно так и было сделано в бразильском телесериале "Девушки из песка" (рус. "Секрет Тропиканки"), 1993. Там, одна из двух главных героинь-близнецов, Ракел, в исполнении Глории Пирес, "пропадает без вести" ровно на всю середину сериала. При этом, актриса Глория Пирес, до определенного периода, исполняет только одну роль - Рут, а "выжившая" Ракел появляется вновь уже ближе к финалу сериала. То же самое можно было сделать и здесь, без замены актрис, не превращая сериал в полнейший балаган. Донимала бы Мануэлу только Бернарда. В таком случае, и главная героиня "Мануэла" была бы полностью оправдана.

Анаис приходит к Исабель с докладом. Вита Эскардо и Гресия Кольменарес
Анаис приходит к Исабель с докладом. Вита Эскардо и Гресия Кольменарес

Когда нужно было решать вопрос с "результатом пластики Исабель", продюсер договорился с Кольменарес, что она сыграет Исабель по-минимуму и навсегда забудет этот персонаж, а всё остальное покажет Вита Эскардо, но уже с открытым лицом, и как другой, подменный персонаж по имени "Анаис". Все сцены с Исабель, после снятия бинтов, в исполнении Кольменарес, были сняты одним заходом (чтобы каждый раз не накладывать на неё уродливый грим).

Вывод: в замене актрис роли Исабель, в равной степени, виновны как актриса Кольменарес, так и продюсер Хоппе. Последний, считай, реабилитировался, сняв ремейк, который называется "Исабелла, влюбленная женщина" (Перу, 1999), с Аной Колчеро в главной роли, которая отработала полностью две роли, а как с этим живёт Гресия Кольменарес, остаётся загадкой.

Поражает и тот факт, что герои слишком долго "доходят" до ответа на вопрос: "А почему Мануэла так похожа на Исабель?". Ведь это же такой важный вопрос. Но, для них, похоже, что не особо. Фернандо вообще всю дорогу на это наплевать. Первой в себя приходит Исабель, которая начинает спрашивать о любовнице Фернандо у Эмилио. Но её больше интересует не их схожесть, а насколько серьезным было увлечение мужа. Далее, героиня фильма Исабель озадачивается конкретно этим вопросом только по возвращении в дом к мужу, уже будучи в маске и скрываясь от всех. Выходит, что только Бернарда, практически сразу стала выяснять факт схожести Исабель и Мануэлы. Сама Мануэла дошла до этих расследований и узнала разгадку ближе к финалу сериала. В общем, смех да и только!

Телезрители в Италии, во время премьеры в 1991 году, хаяли "гранфинал". Он показался им скучным и неинтересным. Действительно, появление истинной Исабель, можно было сделать совершенно другим. И вообще, от Кольменарес, в роли Исабель, просто уже все отвыкли (спасибо "звезде" и продюсеру). Даже Фернандо, увидев её на лестнице, спросил: «Мануэля?»)))

Сцена самоубийства Анаис. Только в финале итальянской версии сериала
Сцена самоубийства Анаис. Только в финале итальянской версии сериала

Сценарий сериала "Исабелла, влюбленная женщина" (Перу, 1999), схож с изначальным сценарием "Мануэлы", но в нём есть существенные отличия. Время происходящего - 20-30 годы ХХ столетия. У героев - другие имена, главные героини - сестры-близнецы, соответственно, у них их общая мать, а у отрицательной героини, после пластической операции, лицо без шрамов. В "Мануэле" же, никаких "стрижек волос", "покраски волос" персонажа "Исабель", вообще не было в изначальном сценарии. Всё это появляется в сериале из-за введения двух других актрис на роль Исабель с закрытым лицом. Нежелание Кольменарес играть Исабель в полном объеме после "снятия бинтов пластической операции", в финальной части сериала, породило введение персонажа "Анаис". Анаис и стала главной злодейкой сериала, вместо Исабель. В общем, сериал планировался куда интереснее, чем он есть в итоге.

И всё-таки. Стоит отметить огромный актерский труд трёх актрис – Гресии Кольменарес, Марии Росы Гальо и Виты Эскардо. Первая играет просто блистательно. Начиная от изысканности в одежде, прическах и светских манерах Исабель, до её скверного, истеричного характера. Удивительно было наблюдать за тем, как мерзкая лицемерка Исабель, через кадр превращается в простолюдинку, искреннюю и открытую Мануэлу. Это талант. Актриса добивается того, что ты воспринимаешь двух противоположных героинь в её исполнении, как абсолютно разных людей.

Работа Гресии Кольменарес до 61 серии, на протяжении 40 серий подряд, одновременно в двух ролях, является уникальной. Гресия Кольменарес играет не сестёр-близнецов, а разновозрастных сестёр, полностью идентичных друг другу. Сложность была не только в причёсках, одежде, парике Мануэлы и использовании контактных линз для роли Исабель, и даже не в совершенно разных характерах двух героинь, а именно в их двенадцатилетней разнице. Актриса блестяще справилась с этой задачей, чётко отделив своих героинь по возрасту. Но, к великому сожалению, всё это закончилось в конце первого периода сериала. После сцены "Столкновения судов на реке" это была уже несколько другая история.

Мария Роса Гальо, актриса, исполнившая роль Бернарды, показывает жёсткий, беспринципный характер, хладнокровие, постоянную выдержку и нежность по отношению к дочери. Теперь уже можно чётко сказать, что участие в сериале аргентинской звезды Марии Росы Гальо - огромный процент успеха этого телесериала.

Вита Эскардо, как и Гресия Кольменарес, играет две роли: сначала озлобленную на весь мир Исабель в маске, а потом кровавую убийцу Анаис, которая заигралась в опасную игру, и, подобно наркоману, уже не может остановиться. Кажется, что даже сама Исабель, втянувшая Анаис в эту историю, уже не может повлиять на подругу.

Вита Эскардо
Вита Эскардо

Пусть все дружно скажут спасибо талантливой артистке Вите Эскардо, за то, что она пошла на все эти авантюры режиссёра, в том числе, с "подстраховкой" Гресии Кольменарес, и не ударила в грязь лицом, а выполнила всю свою работу в этом "горе-сериале" на высшем уровне. Фактически, Эскардо, своим появлением, спасла сериал от окончательного провала. Смотреть на Виту Эскардо, и в роли Исабель, и в роли Анаис, было интересно.

Благодаря сильному актёрскому составу, замена актрисы на одной из двух главных ролей не повлияла на рейтинг телесериала во время премьерного показа.

Сериал транслировался почти в ста странах и стал очень популярным у зрителей, среди огромного количества латиноамериканских мыльных опер, получив в 1992 году множество наград и призов. В России он показывался два раза – в период 1995-1996 года в аргентинском варианте на пятом канале, и в 2000 году, в итальянском укороченном варианте, на канале «Россия».

Режиссеры Карлос Эскалада, Рудольфо Хоппе

Продюсер Рудольфо Хоппе

Композиторы Анхель Махлер, Оскар Массерони

Роли исполняют:

Гресия Кольменарес - Исабель без маски, Мануэла

Хорхе Мартинес - Фернандо

Мария Роса Гальо - Бернарда

Вита Эскардо - Исабель в маске, Анаис

Марита Баллестерос - Тэреса

Кристина Мурта - Мерседес

Габриэль Коррадо - Руди

Сильвия Кутика - Мариана

Нелли Проно - Габриэла

Жан-Пьер Ноэр - Антонио

Густаво Гильен - Эмилио и другие

Автор Александр Богданов