Очень много в последнее время возникает теорий о Куликовской битве, некоторые свои теории еще выдают и в Дзене - начиная с явно завышенной численности участников (сорокатысячный засадный полк, я не шучу), заканчивая предположениями что ее либо не было, либо она была совсем не там. А где-то посередине отрицатели татаро-монгольского нашествия, что-то мычащие про "Великую ТартарЕю"
Я решил быть оригинальным, в эту склоку не лезть и.. рассказать то, что нам может поведать книга "Сказание о Мамаевом Побоище", у которой было несколько редакций.
Та, что нам попала в руки, хоть и отсканированной - по-своему интересна - можно проследить, как старательно выводился титульный лист, и как спустя рукава заполнялись уже последние страницы.
Данный экземпляр, кстати, переходил от владельца к владельцу -потому кроме нового переплета, сделанного в 20 веке, в ней есть записи 17, 18 века. Например одна из них гласит "Сия книга семинариста Петра Иванова, подписал своею рукою".
В книге есть опечатка в летосчислении, потому как если указанный 6089ый перевести в наше исчисление, то окажется, что Куликовская битва произошла в 1301 году, на 79 лет раньше.
Также забавна еще одна неточность, причем намеренная - помощь Мамаю приписали Ольгерду, хотя хану оказывал помощь его сын, Ягайло , который тогда и правил Литвой... Ольгерд действительно трижды подходил к Москве с войском, но это до происходивших событий.
Судя по всему, политическая повестка начала XV века не позволяла записать Ягайло во враги народа. Ну вы знаете, как это бывает =)
Однако, перейдем к иллюстрациям и повествованию....
Начинается повествование тем, что князь Дмитрий Иванович (пока еще не Донской) посылает за своим братом, князем Серпуховским и воеводами. Он усердно молится за заступничество от врагов, после чего отправляется к митрополиту Киприану и просит совета (в более поздних редакциях этой встрече уделяется все бОльшая роль)
Дозорные оперативно добывают князю "языка" (ну и рожа!), после чего , с уже подтвержденными новостями, князь Дмитрий отправляется к Сергию Радонежскому. Тот, поняв всю серьезность дела, благословляет его, и дает в помощь своего инока Пересвета.
Следующее изображение - спорное. На нем, согласно тексту, происходит встреча с сыновьями Ольгерда, которые согласились помочь князю Дмитрию - как вы поняли, против воли отца, который, якобы, помогал Орде.
Теперь уже вновь митрополит Киприан благословляет Московское войско на правое дело, после чего показано, как князь Дмитрий молится в Успенском соборе, придя к гробу чудотворца Петра. В Коломне, месте сбора всех войск, они вновь получают благословение.
Войско выступает в поход, а на Куликовом поле их уже поджидают всяческие недобрые знамения ( сам он это придумал, или уже рассказал кто-то из впечатлительных очевидцев узнать не представляется). Но волки и птицы старательно предупреждают, что скоро прольется кровь.
Передовому отряду, который возглавил Юрий Мелик, пришлось отступить после стычки с конницей. Дальнейший текст и иллюстрации сообщают нам, как Дмитрий Иванович осматривает поле битвы, молится на знамя с изображением Спаса. А воевода Дмитрий Волынец, не веря тому, что видит, на всякий случай припал к земле ухом, мало ли чего подскажет.
Войско выезжает на поле, и бой начинается с поединка, который также в книге изображен - между Пересветом и Челубеем.
Далее иллюстратор не очень старается, потому изображения его авторства иногда кажутся почти одинаковыми. Однако, опираясь на текст, ход боя хоть как-то проследить можно. Нам красочно описывают множество сражающихся, дескать, некоторые воины гибли от тесноты и духоты.
Чтобы показать , что партия Мамая превозмогает, художник изображает у голов русских воинов венцы . Современникам, должно быть, сразу становилось понятно, что им , дескать, капут, но сейчас это не особо очевидно.
Следом приходит еще одно изящное решение - засадный полк обозначается растительным орнаментом, дескать, прячется в лесу. Затем изображен эпизод битвы, что и изменил исход боя -атака засадного полка.
Ну и наконец - хрестоматийное спасение Донского, который сражался, как обычный ратник, в результате чего был ранен, но выжил. Очень спорный момент по ряду причин, но что написано, то написано, в рамках данной статьи этот момент разбирать не станем.
Ну а потом - счастливые (хотя по ним не скажешь) жители Москвы, что высыпали навстречу войску победителей с хлебушком, шкурками и прочими плюшками.
Вот, собственно, и весь сказ! Насколько он точен, правдив и коррелируется с более поздними исследованиями - готов выслушать вас. Можете делиться любыми предположениями - можно даже рассказать про Великую Тартарию, но так, чтобы было смешно!
Еще больше на Youtube