Кем он был?
Сенека жил в первом веке нашей эры в Риме, являлся представителем философской школы стоицизма. Стоить отметить тот факт, что, по происхождению, он принадлежал к сословию «всадников» или, иначе, «эквитов», что являлось весьма почетным в то время. Эквиты к концу второго века до нашей эры превратились в некого рода финансовую аристократию, обладавшую экономическими благами и политическими возможностями. Луций Анней получил хорошее образование. Впоследствии стал сенатором и выдающимся оратором.
Его жизнь пришлась на период становления в Риме империи. Он, как и многие сенаторы, выступал за ограничение власти принцепса (так называли тогда императора Рима), поэтому, во многом благодаря его политическим взглядам, при императоре Нероне по его приказу был вынужден покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать наиболее незавидной смерти.
Сенека оставил после себя огромное наследие, часть из которого дошла до нашего времени, благодаря актуальности его работ и суждений. Сначала философы Рима ссылались на него в своих работах, позже схоласты в раннем средневековье, поэтому в европейской историографии он был не забыт, что позволило его трудам дожить до современности.
Что такое «благодеяние»?
Как и практически любой термин в социальных или смежных с ними науках, данное слово так же легко поддается пояснению через разбор его по морфемам. Не стоит считать данный метод ошибочным, учитывая тот факт, что слово является устоявшимся в речи и имеет логически обоснованное пояснение. Тем более Луций Сенека не дает иного определения данного термина с тем, под которым мы его и понимаем сегодня.
«Расчленив» слово, мы получаем «благо» и «деяние». Благо стоит понимать как нечто положительное, что не несет никакого вреда. Деяние, в свою очередь, - определенное целенаправленное действие, которое имеет какой-либо результат, в зависимости от цели. Таким образом, «сложив» все вместе, мы имеем какое-то действие, целью которого является что-то положительное.
Сущность «благодеяния» у Сенеки
Благодеяние нужно совершать в адрес кого-то. Естественно, в адрес какого-то человека или группы лиц. Его нужно делать только для того, кому действительно хочешь его сделать. Здесь, автор углубляется в рассуждения, приходя к такому выводу, что благодеяние должно быть бескорыстным. В противном случае, оно теряет свой смысл. А значит, должно быть искренним, имевшим единственную под собой цель – благо.
Сенека в своем труде приводит ряд примеров, где сравнивается благодеяние истинное и благодеяние мнимое, которое только выглядит и кажется благодеянием, а на самом деле есть продукт корысти и поиска личной выгоды совершившего. Также человек, который получил благодеяние, не должен считать себя обязанным тому, кто его совершил, потому что в таком случае вновь теряется весь смысл. В таком случае мы получаем не благодеяние, а обязательство, значит, человек может принять благодеяние и ничего не планировать отдавать взамен, лишь выказать благодарность, при желании.
И, наконец, благодеяние – это свобода выбора, потому что в отличие от плохих или меркантильных поступков в нем нет предвзятости. То есть человек должен просто совершать благодеяние без цели получить что-то взамен. Свобода выбора в данном случае заключается в том, что его можно совершать, а можно и не совершать, потому что ничего не приобретается и ничего не теряется.
Так в чем же тогда смысл совершать «благодеяния»?
Благодеяния совершаются не просто так, а для себя, для того человека, который их совершает. Имея возможность совершить его, человек получает удовлетворение от его совершения. Человек, который совершил благодеяние, рад, что мог его совершить и совершил, а человек, в адрес которого оно было совершено, благодарен настолько, насколько этого желал. Именно поэтому многие люди и кажутся неблагодарными, вскоре забывая то благо, которое для них было сделано. А те люди, которые обижаются на неблагодарных, получается, совершили благодеяние и ждали от него какой-то выгоды. Но благодеяние совершается не с целью получить благодарность, а потому что оно возможно и человек имеет выбор его совершить или не совершить. Понятное дело, что совершать благодеяние в адрес того, кому его не хочешь совершать, это не совсем то. Но если мы относимся к человеку хорошо, то почему бы, имея возможность, не оказать ему помощь, при этом не думая о долге или выгоде.
#сенека стоицизм философия благодеяния