За последние полтора года случился настоящий "бум" электросамокатов. Не знаю, как вам, а мне это прямо бросилось в глаза. Если раньше я побаивался велосипедистов - почему, объясню ниже - то теперь опасность удвоилась.
Привет. Да, знаю, тема статьи несколько выбивается из общей тематики канала, но затронуть ее считаю необходимым. Передвигаясь по нашим дорогам я всегда старался держаться подальше от велосипедистов. Прежде всего из-за их непредсказуемости. Лично доводилось наблюдать, как велосипедист, доехав по крайней правой полосе до пешеходного перехода вдруг решал, что он волшебным образом стал пешеходом и, не слезая с велосипеда, поворачивал налево, пересекая проезжую часть по этому самому переходу. Что происходит в головах у таких представителей, с позволения сказать, человечества, для меня загадка. А с массовым распространением электросамокатов, моноколес и иже с ними ситуация еще больше усугубилась. По данным МВД РФ в 2020 году количество аварий с участием электросамокатов и подобных устройств составило 331 случай. Из них шесть - с летальным исходом. Пострадало в этих авариях 347 человек.
Конечно, сразу нашлось множество людей, которые начали кричать, о том, что все надо запретить. Но давайте честно, такие персонажи хотят запретить вообще всё - мотоциклы, велосипеды, самокаты, детские коляски. Да и само колесо тоже - чтоб не повадно было. Я, не претендуя на статус эксперта, изложу свою точку зрения на проблему.
Вообще-то, ничего против такого рода средств передвижения я не имею. Совсем наоборот. Подобные средства микромобильности - как их с недавних пор принято называть - несут в себе массу плюсов. Они компактны, экономичны и экологичны. Но, пожалуй, самое главное - они крайне эффективно решают так называемую "проблему последней мили". Для тех кто не в курсе, что это, кратко поясню. Появился он в сфере телекоммуникаций. И суть проблемы заключается в том, что проложить канал связи от магистральной линии до конкретного пользователя - самая дорогая и сложная часть всей работы. В случае со сферой пассажирских перевозок всё обстоит примерно так же, только речь о том, как человеку добраться от остановки до офиса. То есть речь о небольшом отрезке пути в 3-5 км. Для преодоления такого расстояния достаточно скорости до 25 км/ч. Эти цифры я привожу не случайно, поскольку считаю, что в рамках данной статьи не стоит рассматривать мощные электросамокаты, способные развивать скорость большую, чем мопед. Такие "игрушки" несомненно требуют более внимательного подхода и жесткого регулирования.
Сегодня, как это ни странно, средством преодоления последней мили является автомобиль. Но это только потому что автомобилю нет альтернатив (хотя мы-то с вами знаем, что есть - мотоцикл). Согласно исследованию Deloitte analyses около 60% всех протяженность поездок на автомобиле в США составляет не более 8 километров. Полагаю, что в России ситуация отличается мало. То есть, большая часть этих поездок сосредоточена в центрах городов. Вполне логично, что при наличии альтернатив - хотя бы в летнее время - множество людей будут ими пользоваться. Поездка в авто связана со стоянием в пробках в самых загрязненных частях городов и стрессом, это дорого, долго и нервно.
А что же нам даст развитие подобных средств микромобильности? Во-первых, множество людей откажется от повседневного использования автомобиля. Это разгрузит дороги, уменьшит проблему парковок. Не будем забывать и про экологию. Вы же знаете, что автомобили - главный источник загрязнения в городах? Ну и нельзя забывать про возможные последствия аварий. Если происшествие случилось на скорости 15-20 км/ч, последствия будут несравнимо менее трагичными, чем если тоже самое произойдёт даже на разрешенных 60 км/ч.
Так в чем же проблема? На мой скромный взгляд таковых две: инфраструктурная и социокультурная. Начнем с первой. Наши любимые градостроители как будто специально не замечают необходимости создания нормальной велоинфраструкруты, хотя в большинстве городов той же Европы таковая уже давно создана и успешно функционирует. То есть опыт - вот он, перед глазами, бери и пользуйся! Но нет, проще все запретить и ограничить. А ведь те же электросамокаты прекрасно впишутся в велодорожки, и никто никому не будет мешать - пешеходам не придется уворачиваться от велосипедов и самокатов, водители перестанут бояться их неожиданных маневров и все будут довольны.
Теперь о проблеме социокультурной. На мой взгляд, она берет свое начало из первой проблемы. У велосипедистов и самокатчиков возникает логичный вопрос - где нам ездить? То есть они просто не понимают своего правового статуса. Ну, если в случае с электросамокатами он пока не определен и они фактически приравнены к пешеходам, то велосипед - это, вообще-то, транспортное средство. А велосипедист - водитель. Но пока они ощущают себя каким-то непонятным придатком, вынужденным то жаться к бордюру, то объезжать разгневанных пешеходов. Думаю, что как только городская среда станет более дружелюбной к ним, то и их отношение начнет меняться. Конечно, это не исключает необходимости объяснять детям, как ездить можно, а как - нельзя. Но это будет, скорее. дополнительная мера обеспечения безопасности.
Вот как-то так. Поделитесь в комментариях, что вы об этом думаете, а я с вами прощаюсь. Ровных дорог!