Первопроходцем жанра антиутопии в XX веке оказывается Евгений Замятин, однако затем эстафету подхватывают Америка и Европа: в Советском Союзе антиутопия перестаёт быть фактом литературы и реализуется на практике.
Создатели советских антиутопий, появившихся после долгого перерыва, уже учитывали опыт Хаксли и Оруэлла, имея, однако, перед ними то жутковатое преимущество, что советские антиутопии пишутся во многом с натуры. Тоталитарное государство посягает на основные права и потребности человека, распоряжается его жизнью и свободой, залезает к нему в постель, в кастрюлю и в голову, а литература пытается понять те социальные и психические механизмы, которые сделали это возможным: сперва противясь наступлению тоталитаризма, человек со временем приспосабливается и даже пытается использовать ситуацию к своей выгоде.
Мы
Произведение, написанное Замятиным в 1921 году.
Повествователь — гражданин Единого Государства, тысячу лет назад установившегося на Земле после опустошительной войны. Нумер Д-503 прославляет систему «математически безошибочного счастья»: миллионы людей одновременно просыпаются в одинаковых стеклянных жилых ячейках, отправляются на работу или на безальтернативные выборы бессменного Благодетеля.
Д-503 — строитель «Интеграла»: космического корабля, который должен подчинить «благодетельному игу разума» инопланетян, возможно живущих ещё «в диком состоянии свободы». Тоталитарное государство отменяет любовь и голод, прежде правившие миром, с помощью нефтяной пищи и системы розовых билетиков, дающих каждому нумеру право на любой другой «как на сексуальный продукт», — Замятин одним из первых поднял центральную для антиутопий XX века тему социального контроля над базовыми инстинктами. Спойлер: базовые инстинкты побеждают.
«Мы» считается первой антиутопией, и многие её предсказания сбылись раньше намеченного автором срока: в романе можно увидеть практики и принципы тоталитарных государств и ужас перед наступлением цивилизации машин.
Книга Замятина породила целый жанр, повлияв на все западные антиутопии — такие как «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Оруэлла и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.