Сальвадор Дали, испанский художник и икона сюрреализма.
Кем был Сальвадор Дали?
С раннего возраста Сальвадора Дали поощряли заниматься своим искусством и, в конечном итоге, он продолжил обучение в академии в Мадриде. В 1920-х он отправился в Париж и начал общаться с такими художниками, как Пабло Пикассо, Рене Магритт и Миро, что привело к первой сюрреалистической фазе Дали. Он, пожалуй, наиболее известен своей картиной 1931 года «Постоянство памяти», на которой изображены плавящиеся часы на фоне пейзажа. Возвышение фашистского лидера Франсиско Франко в Испании привело к изгнанию художника из движения сюрреалистов, но это не помешало ему заниматься живописью.
Ранний период жизни
Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, Испания, расположенном в 16 милях от французской границы в предгорьях Пиренейских гор. Его отец, Сальвадор Дали-и-Куси, был юристом и нотариусом из среднего класса. Отец Дали придерживался строгого дисциплинарного подхода к воспитанию детей - стиль воспитания детей резко контрастировал со стилем его матери, Фелипы Доменек Феррес. Она часто потакала юному Дали в его увлечением искусством и ранним эксцентричностям.
Юный Дали был не по годам развитым и умным ребенком, склонным к приступам гнева в отношении своих родителей и одноклассников. В результате, Дали подвергался яростным актам жестокости со стороны более влиятельных учеников или его отца. Старший Дали не потерпел вспыльчивости и эксцентричности своего сына и сурово наказывал его. Их отношения испортились, когда Дали был еще молод, усугубленные соревнованием между ним и его отцом за привязанность его матери, Фелипы.
У Дали был старший брат, родившийся за девять месяцев до него, также по имени Сальвадор, который умер от гастроэнтерита. Позже Дали часто рассказывал историю о том, что, когда ему было 5 лет, родители отвели его на могилу старшего брата и сказали, что он реинкарнация своего брата. Дали вспоминал, что в метафизической прозе, которую он часто использовал, «[мы] походили друг на друга, как две капли воды, но у нас были разные отражения». Он «вероятно был первой версией меня, но слишком много задумал в абсолюте».
Дали вместе со своей младшей сестрой Анной Марией и его родителями часто проводил время в их летнем доме в прибрежной деревне Кадакес. В раннем возрасте Дали рисовал очень сложные рисунки и оба его родителя всячески поддерживали его художественный талант. Именно здесь его родители построили ему художественную студию, прежде чем он поступил в художественную школу.
Признав его очевидный талант, родители Дали отправили его в школу рисования при Colegio de Hermanos Maristas и Instituto в Фигерасе, Испания, в 1916 году. Он не был серьезным учеником, предпочитая мечтать в классе и выделяться необычной одеждой и длинными волосами. После первого года обучения в художественной школе он открыл для себя современную живопись в Кадакесе, отдыхая со своей семьей. Там он также встретил Рамона Пишо, местного художника, который часто бывал в Париже. В следующем году его отец организовал выставку рисунков Дали углем в семейном доме. К 1919 году у молодого художника состоялась первая публичная выставка в Городском театре Фигераса.
В 1921 году мать Дали, Фелипа, умерла от рака груди, когда Дали было 16 лет. Он был опустошен этой потерей. Его отец женился на сестре покойной жены, что не очень нравилось младшему Дали, хотя он уважал свою тетю. Отец и сын боролись из-за множества разных проблем на протяжении всей своей жизни, вплоть до смерти старшего Дали.
Художественная школа и сюрреализм
В 1922 году Дали поступил в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. Он остался в студенческом общежитии школы и вскоре вывел свою эксцентричность на новый уровень, отрастив длинные волосы и бакенбарды и одевшись в стиле английских эстетов конца 19 века. За это время на него повлияли несколько различных художественных стилей, включая метафизику и кубизм, которые привлекли к нему внимание однокурсников, хотя он, вероятно, еще не полностью понимал кубистское движение.
В 1923 году Дали был отстранен от академии за то, что критиковал своих учителей и якобы устроил бунт среди студентов по поводу выбора академии профессуры. В том же году он был арестован и ненадолго заключен в тюрьму в Жироне за якобы поддержку сепаратистского движения, хотя Дали на самом деле был аполитичным в то время (и оставался таковым на протяжении большей части своей жизни). Он вернулся в академию в 1926 году, но был навсегда исключен незадолго до выпускных экзаменов за то, что заявил, что ни один из преподавателей не был достаточно компетентен, чтобы давать оценку его работам.
Во время учебы в школе Дали начал изучать многие формы искусства, в том числе таких художников-классиков, как Рафаэль, Бронзино и Диего Веласкес (от которого он перенял свои фирменные завитые усы). Он также баловался авангардными художественными движениями, такими как Дада, движение против истеблишмента после Первой мировой войны. В то время как аполитичный взгляд Дали на жизнь не позволял ему стать строгим последователем, философия Дада оказывала влияние на его работу на протяжении всей его жизни.
Между 1926 и 1929 годами Дали совершил несколько поездок в Париж, где встретился с влиятельными художниками и интеллектуалами, такими как Пикассо, которого он уважал. За это время Дали написал ряд работ, в которых проявилось влияние Пикассо. Он также встретил Жоана Миро, испанского художника и скульптора, который вместе с поэтом Полем Элюаром и художником Магриттом познакомил Дали с сюрреализмом. К этому времени Дали работал со стилями импрессионизма, футуризма и кубизма. Картины Дали стали ассоциироваться с тремя общими темами: 1) вселенная и ощущения человека, 2) сексуальная символика и 3) идеографические образы.
Все эти эксперименты привели к первому сюрреалистическому периоду Дали в 1929 году. Эти масляные картины были небольшими коллажами его образов из снов. В его работах использовалась тщательная классическая техника, вдохновленная художниками эпохи Возрождения, которая противоречила пространству «нереальных снов», которое он создал с помощью странных галлюцинаторных персонажей.
Еще до этого периода Дали был заядлым читателем психоаналитических теорий Зигмунда Фрейда. Основным вкладом Дали в движение сюрреалистов было то, что он назвал «параноидально-критическим методом», мысленным упражнением по доступу к подсознанию для повышения художественного творчества. Дали использовал этот метод для создания реальности из своих снов и подсознательных мыслей, таким образом мысленно изменяя реальность так, как он хотел, а не обязательно такой, какой она была. Для Дали это стало образом жизни.
В 1929 году Дали расширил свои творческие поиски в мире кинопроизводства, когда он сотрудничал с Луисом Бунюэлем над двумя фильмами: Un Chien andalou (Андалузская собака) и L'Age d'or (Золотой век, 1930), из которых известна его открывающая сцена - имитация пореза человеческого глаза бритвой. Искусство Дали появилось несколько лет спустя в другом фильме Альфреда Хичкока «Зачарованные» (1945) с Грегори Пеком и Ингрид Бергман в главных ролях. Картины Дали использовались в эпизоде сновидений в фильме и помогли сюжету, дав ключи к разгадке тайны психологических проблем персонажа Джона Баллантайна.
В августе 1929 года Дали познакомился с Еленой Дмитриевной Дьяконовой (иногда ее называют Елена Иванорна Дьяконова), русской иммигранткой на 10 лет старше его. В то время она была женой писателя-сюрреалиста Поля Элюара. Между Дали и Дьяконовой возникло сильное душевное и физическое влечение и вскоре она покинула Элюар начав отношения с Дали. Также известная как «Гала», Дьяконова была музой и вдохновителем Дали, и в конечном итоге стала его женой. Она помогла уравновесить - или, можно сказать, уравновесить - творческие силы в жизни Дали. Со своим диким выражением лица и фантазиями он был не в состоянии справиться с деловой стороной жизни художника. Гала позаботилась о юридических и финансовых вопросах, а также заключила контракты с дилерами и организаторами выставок. Они поженились на гражданской церемонии в 1934 году.
К 1930 году Дали стал значимой фигурой сюрреалистического движения. Мари-Лор де Ноай, виконт и виконтесса Шарль были его первыми покровителями. Французские аристократы, как муж, так и жена, в начале 20 века много инвестировали в авангардное искусство. Одной из самых известных картин Дали, созданных в то время, и, возможно, самой известной сюрреалистической работой, была «Постоянство памяти» (1931). На картине, которую иногда называют «Мягкие часы», изображены тающие карманные часы в пейзажной обстановке. Говорят, что картина передает несколько идей в изображении, главным образом о том, что время не останавливает своего течения и все разрушимо.
К середине 1930-х годов Дали стал столь же известен своей яркой индивидуальностью, как и своими произведениями искусства и, по мнению некоторых искусствоведов, первое затмило второе. Часто с чрезмерно длинными усами, плащом и тростью, на публичных выступлениях Дали демонстрировали необычное поведение. В 1934 году арт-дилер Джулиан Леви представил Дали Америке на выставке в Нью-Йорке, которая вызвала довольно много споров. На балу, устроенном в его честь, Дали в характерном ярком стиле появился со стеклянным футляром на груди, в котором находился бюстгальтер.
Изгнание из сюрреалистов
По мере приближения войны в Европе, особенно в Испании, Дали начал конфликтовать с членами движения сюрреалистов. На «суде» 1934 года он был исключен из группы. Он отказался занять позицию против испанского воинствующего Франсиско Франко (в отличии от художников-сюрреалистов таких как Луис Бунюэль, Пикассо и Миро), но неясно, привело ли это непосредственно к его изгнанию. Официально Дали был уведомлен о том, что его изгнание было вызвано неоднократными «контрреволюционными действиями, связанными с прославлением фашизма при Адольфе Гитлере». Также вероятно, что члены движения были ошеломлены некоторыми публичными выходками Дали. Однако некоторые искусствоведы считают, что его изгнание было вызвано больше враждой с лидером сюрреалистов Андре Бретоном.
Несмотря на его исключение из движения, Дали продолжал участвовать в нескольких международных сюрреалистических выставках до 1940-х годов. На открытии лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году он прочитал лекцию под названием «Fantomes paranoiaques athentiques» («Настоящие параноидальные призраки»), одетый в гидрокостюм, держа в руках бильярдный кий и выгуливая пару русских волкодавов. Позже он сказал, что его одежда была изображением «погружения в глубины» человеческого разума.
Во время Второй мировой войны Дали с женой переехали в США. Они оставались там до 1948 года, когда вернулись в его любимую Каталонию. Это были важные годы для Дали. Музей современного искусства Метрополитен в Нью-Йорке организовал ему собственную ретроспективную выставку в 1941 году. За этим последовала публикация его автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (1942). Также, в это время внимание Дали перешло от сюрреализма к его классическому периоду. Его вражда с членами сюрреалистического движения продолжалась, но Дали казался неустрашимым. Его постоянно расширяющийся разум отважился на новые темы.
Театр-музей Дали
В течение следующих 15 лет Дали написал серию из 19 больших полотен, которые включали научные, исторические или религиозные темы. Он часто называл этот период «ядерным мистицизмом». За это время его работы приобрели технический блеск, сочетающий в себе скрупулезность деталей с фантастическим и безграничным воображением. Он использовал оптические иллюзии, голографию и геометрию в своих картинах. Большая часть его работ содержала изображения, изображающие божественную геометрию, ДНК, Гиперкуб и религиозные темы целомудрия.
С 1960 по 1974 год Дали посвятил много времени созданию Театра-музея Дали в Фигерасе. В здании музея раньше размещался Муниципальный театр Фигераса, где Дали организовал свою публичную выставку в возрасте 14 лет (первоначальная структура 19 века была разрушена ближе к концу гражданской войны в Испании). Через дорогу от Театра-музея Дали находится церковь Сант-Пере, где Дали крестился и получил свое первое причастие (его похороны также пройдут там позже), а всего в трех кварталах от дома находится дом, в котором он родился.
Театр-музей Дали официально открылся в 1974 году. Новое здание было сформировано из руин старого и основано на одном из проектов Дали и считается крупнейшим сюрреалистическим сооружением в мире, содержащим ряд пространств, образующих единый художественный объект, где каждый элемент является неотъемлемой частью целого. Театр также известен широчайшим спектром работ художника, от его раннего творческого опыта до работ, которые он создал в последние годы жизни. Специально для музея создано несколько работ, находящихся в постоянной экспозиции.
Также в 1974 году Дали разорвал деловые отношения с менеджером Питером Муром. В результате все права на его коллекцию были проданы без его разрешения другими дилерами и он потерял большую часть своего состояния. Два богатых американских коллекционера произведений искусства, А. Рейнольдс Морс и его жена Элеонора, знавшие Дали с 1942 года, создали организацию под названием «Друзья Дали» и фонд, чтобы помочь художнику с финансами. Организация также основала Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, Флорида, США.
Последние годы
В 1980 году Дали был вынужден уйти из живописи из-за двигательного расстройства, которое вызвало постоянную дрожь и слабость в руках. Он больше не мог держать кисть, он потерял способность выражать себя так, как ему бы хотелось. Еще одна трагедия случилась в 1982 году, когда умерла любимая жена и друг Дали Гала. Эти два события погрузили его в глубокую депрессию. Он переехал в Пуболь, в замок, который он купил и перестроил для Галы, возможно, чтобы спрятаться от публики или, как некоторые предполагают, умереть. В 1984 году Дали сильно обгорел во время пожара. Из-за полученных травм он был прикован к инвалидной коляске. Друзья, покровители и коллеги-художники спасли его из замка и вернули в Фигерас, устроив ему комфортное пребывание в Театре-музее.
В ноябре 1988 года Дали попал в больницу в Фигерасе с сердечной недостаточностью. После выздоровления он вернулся в Театр-музей. 23 января 1989 года в городе, где он родился, Дали скончался от сердечной недостаточности в возрасте 84 лет. Его похороны прошли в Театре-музее, где он был похоронен в склепе.
Дело об отцовстве и новая выставка
26 июня 2017 года судья мадридского суда постановил эксгумировать тело Дали для урегулирования дела об установлении отцовства. 61-летняя испанка по имени Мария Пилар Абель Мартинес утверждала, что у ее матери был роман с художником, когда она работала горничной у его соседей в Порт-Льигате, городке на северо-востоке Испании.
Судья приказал эксгумировать тело художника из-за «отсутствия других биологических или личных останков» для сравнения с ДНК Мартинеса. Фонд Гала-Сальвадора Дали, управляющий имением Дали, обжаловал это решение, но в следующем месяце эксгумация была проведена. В сентябре результаты анализа ДНК показали, что Дали не был отцом.
В октябре того же года художник снова появился в новостях с объявлением о выставке в музее Дали в Санкт-Петербурге, штат Флорида, в честь его дружбы и сотрудничества с итальянским модельером Эльзой Скиапарелли. Эти двое были известны совместным созданием «платья лобстера», которое носила американская светская львица Уоллис Симпсон, которая позже вышла замуж за английского короля Эдуарда VIII.