Только один факт существования FOBS (Fractional Orbital Bombardment System по классификации НАТО) — системы частично-орбитального бомбометания возбуждал страх и ненависть у бравых американских генералов. Причин заключения между США и СССР Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) было достаточно, но именно эта система стала последней каплей.
Частично-орбитальная бомбардировка отличается от полностью орбитальной тем, что космос не превращается в склад боеприпасов и нет необходимости запускать абстрактный космический бомбардировщик. Тем более, что такие объекты довольно уязвимы и представляют собой хорошую мишень для условного противника.
Все происходит просто и элегантно:
- Из шахтной установки запускается ракета-носитель, которая в отличие от гражданского варианта несет не полезный, а смертоносный груз — бомбы.
- При выводе на орбиту груза все происходит в точности, как и при старте гражданской ракеты — отработанные ступени сгорают в земной атмосфере.
- Запуск военного груза необходим для того, чтобы он совершил неполный виток вокруг Земли и сошел в заданной точке с орбиты для поражения цели.
Экономический эффект очевиден:
- Нет необходимости в доставке массивной межконтинентальной ракеты на другой конец земного шара.
- Система управления не нужна — достаточно выполнить расчет требуемой высоты, и оставить остальную работу гравитации.
- Появляется возможность запуска сразу нескольких боеголовок, которые способны поражать цель с разных направлений или несколько разных целей, находящихся на большом расстоянии друг от друга.
- Относительно небольшой размер боеголовок.
- Заранее невозможно рассчитать откуда будет сделан удар, что делает такую цель неуязвимой.
В середине 1960-х за первенство в реализации системы частично-орбитального бомбометания (FOBS) боролись лучшие конструкторские бюро страны.
Глобальная ракета ГР-1 (индекс ГРАУ 8К713), разработанная в ОКБ-1 (Главный конструктор – Сергей Королев).
Межконтинентальная баллистическая ракета УР-200А (индекс ГРАУ 8K83), разработанная в ОКБ-52 (Главный конструктор – Владимир Челомей).
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36О (по западной классификации SS-9, индекс ГРАУ 8K69), разработанная в КБ “Южное” (Главный конструктор – Михаил Янгель).
В конкурсе победил проект Р-36О М. Янгеля, так как королевский вариант не соответствовал требованиям военных (не мог обеспечить длительное хранение в боевом состоянии), а Челомей был в опале у Генсека.
16 апреля 1962 года проект ракеты Р-36О (О – орбитальная) был утвержден. Она состояла из трех ступеней:
- Первая ступень. Использовался двигатель РД-251.
- Вторая ступень. Оснащена двигателем РД-252.
- Третья ступень. Размещалась собственно боеголовка, а также блок наведения и доставки.
Ракета длиной 32,6 м и диаметром 3 м имела стартовую массу 180 т. Заряд боеголовки составлял 1-10 Мт.
После интенсивных летно-конструкторских испытаний в конце 1967 года, несмотря на нарекания к системе наведения, ракета была принята на вооружение и введена в ограниченную эксплуатацию. Место дислокации системы частично-орбитального бомбометания определили в районе Байконура, где были размещены 18 ракет.
Теоретически возможности FOBS были грандиозными, а на практике были выявлены следующие недостатки:
- Боезаряд Р-36О составлял всего порядка 50% от обычной Р-36, но при этом имелись сложности с его подъемом и аккуратным спуском.
- Точность боеголовок FOBS уступает обычным, что в совокупности с меньшей массой заряда не давало 100%-ной гарантии поражения цели.
Это было очевидно для руководства страны и для создателей FOBS, поэтому число ракет было ограничено 18-ю установками. Может быть, система была бы усовершенствована и продолжала бы нести боевое дежурство, но значительно возросшая мощь ВМФ СССР, а не мифические возможности противоракетной обороны США, привели к сворачиванию проекта.