Найти тему
Беседка Летописца

Русский князь-оборотень и нашествие навей в 1092 году

Зимой 6537 (1029) года, многим на Руси стало не по себе. И было от чего: «знаменье Змиево явилось на небесах, которое видела вся земля», — писали летописи. В это время в граде Полоцке на Западной Двине родился княжич Всеслав, с именем которого будет связано много мистики…

Княжеский дом, в котором появился на свет княжич, был необычен. Он представлял собой ветвь Рюриковичей, ибо пошёл от брака князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Такого себе «брака»… Отличавшийся свирепостью князь Владимир Святославич захватил Полоцк, убил отца Рогнеды Рогволода, а её публично изнасиловал и взял одной из жён. Однажды Рогнеда попыталась его зарезать. Владимир в ответ занёс было меч, чтобы её убить, но был остановлен видом их крохотного сына. Мальчик угрюмо тащил тяжёлый меч, чтобы защитить маму. Бояре посоветовали будущему крестителю не испытывать судьбу и не совершать убийство. А отослать Рогнеду и её сына в их родной Полоцк. И пусть там живут и правят, как хотят.

Рогнеда пытается зарезать князя Владимира (Радзивилловская летопись)
Рогнеда пытается зарезать князя Владимира (Радзивилловская летопись)

В те времена Русь была уже крещена, и представителю княжеского рода надлежало быть по всему похожим на христианина. Но летописи упорно твердят: родился Всеслав, правнук Владимира Крестителя, «от волхвования». То бишь - колдовства. Князь отличался свирепостью и суровостью. Якобы умел оборачиваться волком, птицей, летучей мышью, окутываться загадочной «синей мглой» и очень стремительно преодолевать огромные расстояния Руси.

-2

Князь-оборотень сумел прорубить окно в Европу, покорить племена ливов и земгалов, латгалов и куршей, а также дойти до устья Западной Двины, где позже крестоносцы возвели Ригу. Затем Всеслав обрушился на литовские племена аукшайтов и заставил их платить дань и не грабить торговые караваны. В месте сближения с Неманом реки Свислочи, впадающей в Березину и далее в Днепр, он поставил город Менск. Всюду Всеслав использовал ворожбу и помощь тёмных сил. Делал всё, чтобы получить могущество и власть. Одним из шагов к Великому престолу (что был в граде Киеве) должно было стать овладение главным торговым маршрутом (собственно за два века до Всеслава Олег показал пример, как слепить государство благодаря этому). Благодаря Менску (современный Минск) в руках полоцкого князя оказались уже две торговые магистрали. Но купцы всё равно предпочитали ходить традиционным маршрутом по Волхову через Новгород и Псков. И с этим надо было что-то решать. Мистические знамения начались за два года до начала неприятностей у северных городов. В 1063 году в Новгороде река Волхов несколько дней текла в обратном направлении. Полагают, что это редкое явление тоже имеет сугубо научные объяснения и вызывают его особенности гидрографии реки. Но намёк тёмных сил был вполне явным. Потом в 1065 году над Псковом и Новгородом случилось полное солнечное затмение. Которое традиция часто описывает как пожирание Солнца чудовищным волком (у скандинавов и германцев есть похожие элементы в мифологии). И ужасный волколак пришёл.

-3

Дружина Всеслава появилась под стенами Пскова и тщательно разорила все ближние и дальние окрестности города. Спустя год небеса снова дали северянам знак. «Было знамение на западе, звезда превелика, лучи имела кровавые, восходила с вечера по заходу Солнца и пребывала 7 дней». Опять же — никакой мистики. Обычная комета Галлея. Строго по графику: весна 1066 года. Но новгородцы были уверены - это тоже мрачный намёк и происки полоцкого князя‑чернокнижника. Ведь спустя год Всеслав появился уже под стенами Новгорода. Он пожёг город, множество людей угнал к себе в Полоцк, а колокола и светильники из Софийского собора привёз к своему собору. Три сына Ярослава Мудрого — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский — решили, что пора устроить большую охоту на волков. Ведь они кормились от того самого пути «из варяг в греки», который пытался захватить полоцкий князь. И тут же в Киеве тоже полезла всякая жуткая тварь и хтонь. В речке Сетомле на Оболони в 1066 году выловили нечто человекообразное самого неприличного вида: «…на лице его срамные уды, иного нельзя сказать срама ради». Ярославичи ударили с юга, пожгли Менск. Князь-чародей на берегах Немиги дал бой Ярославичам — и проиграл. Затем был вынужден отступить в свою столицу, а победители по тогдашнему обыкновению разграбили южные земли его княжества. Потом на переговорах братья вероломно обманули (целовав при этом крест) своего родственничка и, пленив его, посадили в поруб (быстровозводимая вокруг важного пленника изба без дверей) в Киеве. Но тут на Киевскую землю обрушилась половецкая орда хана Шарукана. Набег Шарукана в 1068 году стал первым крупным нашествием половцев на Русь — до этого всё ограничивалось мелкими стычками. Ярославичи были биты. Киевляне вознегодовали. Они собрались на вече и потребовали у князя Изяслава (сидящего в Киеве) освободить Всеслава и некую «дружину нашу», которая зачем-то тоже сидела в заточении. Не добившись у Изяслава выполнения своих требований, народ отправился к порубу, освободил из него Всеслава и провозгласил своим князем. А Изяслав от греха подальше убежал в Польшу. В общем, о приключениях вокруг Великого престола можно ещё долго разглагольствовать. Скажу лишь, что Всеслав правил в Киеве семь месяцев, затем вернулся в Полоцк, т.к. Изяславу удалось вернуть себе Киев. Но с Ярославичами князь-оборотень замирился. Далее всё в жизни Всеслава проходило без лишней суматохи, но на старости лет, видимо он чем-то не угодил тёмным силам.

-4

В "Повести временных лет" описывается нашествие навий на Полоцк в 1092г. "В лето 6600. Предивно бысть чюдо Полотьке въ мечте: бывавшие в нощи тутънъ, станяше по улице, яко человеци рищющи беси. Аше кто вылезяше ис хоромины, хотя видети, абы уязвленъ будяше невидимо от бесовъ язвою, и с того умираху, и не смяху излазити ис хоромъ. По семъ же начаша в дне являтися на конихъ, и не бе ихъ видети самохъ, но конь ихъ видети копыта; и тако уязвляху люди Колотьскога и его область. Темь и человеци глаголяху: яко навы бьють полочаны". Сообщение о некоем аномальном явлении, произошедшем в Полоцке в 1092 г. впоследствии было занесено и в другие летописи, в том числе в Ипатьевскую, Густынскую и Радзивилловскую. Существует также несколько прочих вариантов изложения этой истории. Наиболее полно она описана в Тверской летописи, где названа «Об устрашениях и мечтах бесовских в Полотску при князе Всеславе». От её описания становится действительно жутко. Звучит она так: «В Полоцке стало совсем плохо. Ночью на городских улицах слышались как бы стоны людские, топот и ржание конское. Это бродила по городу дьявольская сила. Хоть никто из полочан своими глазами не видел, что происходило, но каждый, кто из любопытства выходил из своих хором или только просто слегка приоткрывал окно, быстро умирал, незримо уколотый раной от бесов. Когда же полочане перестали выходить ночью из своих хором, действие дьявольской силы стало происходить днём. Среди стонов, плача, топота умирали люди Полоцка и волости. Как будто бы целая армия бесов скакала по земле на конях своих, невидимые для глаз людских, оставляя после себя только следы от конских копыт»...

Некоторые исследователи считают, что в Полоцке была вспышка какой-то болезни, но отождествить её с чем-либо конкретным не представляется возможным из-за нехватки перекрёстных данных. Эккерман (1884) связал загадочную болезнь с эпидемией в Западной Европе: в 1087 г. особая болезнь, sua quadam peste (называемая современниками «ignis sacer» — «святой огонь») распространилась между людьми, и больные либо страдали сильными судорогами, или различные места на теле воспалялись, причем больные умирали или оставались живыми с потерею различных членов. Эта болезнь распространилась по Италии, Франции, Испании, Германии. В одном Регенсбурге в это время, в продолжение 3-х месяцев умерло 8500 человек. Но в более поздних работах историки скептически относятся к тому, что эпидемия, которая связана с поражением злаков грибком спорыньи вследствие определенных погодных условий, могла прийти на Русь только через два года. К тому же необъяснимой остаётся часть сообщения о следах копыт невидимых бесовских всадников. Можно предположить, что это было множество мелких осколков, долетевших до земли, от какой-нибудь ледяной кометы.

Безусловно, почти все странные события, случившиеся при жизни с Всеволодом Брячиславичем можно научно объяснить. Но кто объяснит, почему всё это великолепие совпадало так часто и удачно?...