Найти тему

Почему последние сезоны «Доктора кто» такие плохие?

Оглавление

Эра Криса Чибнелла подходит к концу. Шоураннер, который занимался сериалом во времена 13-го Доктора, подтвердил, что уходит из шоу вместе с Джоди Уиттакер в 2022 году, когда и ее Доктор уйдет на покой. И сейчас мы попробуем разобраться, почему эра Чибнелла вышла такой проблематичной

Картинка взята с сайта screenrant.com
Картинка взята с сайта screenrant.com

Как только в 2017 было объявлено кто станет новым Доктором, а кто займет пост шоураннера, у многих появились сомнения. Все, конечно же, плевались, что на роль Доктора взяли женщину и смена шоураннера не выглядела как «стоящая новость».

У многих были оптимистические ожидания насчет Чибнелла, ведь он в свое время создал отличный драматический сериал «Бродчерч» («Убийство на пляже»), где также снимались и Джоди Уиттакер (13-й Доктор), и Девид Теннант (10-й Доктор), и Артур Дарвилл (Рори Уильямс).

Крис Чибнелл был ярым поклонником «Доктора кто» и мечтал стать шоураннером шоу. Он также был со-продюсером и сценаристом «Торчвуд» и даже уже принимал участие в создании нескольких эпизодов «Доктора», как эры Дэвиса, так и Моффата и, должна сказать, это были не плохие эпизоды.

-2

Но что мы получили в итоге? Все наши сомнения перевернулись с ног на голову. Джоди Уиттакер оказалась отличным Доктором, соединяя в себе лучшее от прежних исполнителей, но и добавляя свою изюминку.

А вот о сюжетах 11-12 сезонов сложно сказать что-то хорошее. Достаточно просто взглянуть на оценки сезонов. Эпизоды 11-го сезона не поднимались больше 7,0, как и серии 12-го сезона (за исключением одного эпизода с оценкой 7,3 на Imdb).

Картинка взята с сайта screenrant.com
Картинка взята с сайта screenrant.com

(А еще, может быть это не так важно, но главный композитор шоу тоже поменялся. На место великолепного Мюррея Голда пришел Сегун Акинола. С ним не все так плохо, но контраст сильно ощущается, отчего складывается ощущение, что смотришь совершенно другой сериал или историю из параллельной вселенной)

Так почему же у нового шоураннера не получилось?

Крис Чибнелл любит классического «Доктора кто»

Картинка взята с сайта screenrant.com
Картинка взята с сайта screenrant.com

У «Доктора Кто» долгая и престижная история, и следовало ожидать, что со временем она становилась только все более запутанной. Рассел Т. Дэвис использовал «Войну времени», чтобы начать историю с чистого листа, установить статус-кво, в котором старые и новые зрители должны были узнать этого таинственного путешественника во времени с нуля.

Когда Стивен Моффат встал у руля, ему было удобнее использовать элементы мифологии «Доктора кто». Например, в серии «Одиннадцатый час», когда недавно перерожденный Доктор проходит сквозь поток голограмм, показывающий его предыдущие воплощения. «Привет, я – Доктор».

-5

Моффат и Дэвис маневрировали предыдущей историей Доктора, но при этом создавали свою мифологию.

Но Крис Чибнелл зашел слишком далеко в этом плане. Он создал сценарии, которые очень напоминали «Доктора кто» старой школы. Его любовь к классическому Доктору особенно заметна в серии «Вечные дети». Концепция эпизода отлично сочетается со старым «Доктором кто», но в значительной степени противоречит идеям, разработанными Дэвисом и Моффатом.

На самом деле, эту историю Чибнелл придумал еще в 80-х при просмотре «Доктора кто» и только сейчас ему посчастливилось воплотить ее, даже если она не совсем подходит под нынешнюю атмосферу.

Недостаточно раскрытые спутники

Картинка взята с сайта screenrant.com
Картинка взята с сайта screenrant.com

Когда Рассел Т. Дэвис перезапустил «Доктора» в 2005 году, он признал, что формат необходимо обновить для современных зрителей. Самым важным изменением было - сделать спутников Доктора сердцем истории. Через них зрители видели Доктора и интерпретировали его действия.

Такой подход означал, что спутники должны обладать глубиной и развитием, чтобы зрители могли сопереживать им. Моффат подхватил эту идею. Мы получили отличных Пондов, которые продержались более 2-х сезонов и остались в сердцах миллионов фанатов.

Картинка взята с сайта wearespace.com
Картинка взята с сайта wearespace.com

К сожалению, Чибнелл отказался от этой идеи. Хотя он создал одну из самых потенциально интересных команд, он не потратил много времени на то, чтобы раскрыть каждого как отдельного персонажа.

Время от времени мы получали их раскрытие. Например, «Демоны Пенджаба» проливал свет на Яс, в то время как «Вы меня слышите?» познакомил нас с друзьями Райана. Но таких моментов было немного, и они были далеко друг от друга.

А ведь, как только Чибнелл был назначен на пост шоураннера, многие отмечали, что в эпизодах «Доктора кто» в которых он принимал участие до своего назначения, много внимания уделялось именно спутникам Доктора. Взять, например, «Динозавры на космическом корабле», которая раскрывала отношения Рори и его отца, или короткометражку про Пондов, которая показывала, как живут Эми и Рори без Доктора.

Проблемы повествования

Картинка взята с сайта screenrant.com
Картинка взята с сайта screenrant.com

Выбор техники повествования Криса Чибнелла вызывал серьезные проблемы, поскольку слишком много сценариев зависело от поворотов в третьем акте, которые не были эффективно обозначены ранее в эпизоде. Точкой кипения стал эпизод «Вечные дети», который буквально сбросил на зрителей новые элементы сюжеты. С точки зрения повествования, это неуклюже и неприятно, и это приводит к тому, что аудитория чувствует себя все более отстраненной.

Эра Чибнелла попыталась дать «Доктору кто» что-то вроде социального преимущества, но переборщила с этим. Когда команда сталкивалась с серьезными культурными проблемами, такими как изменение климата, они решались в грубой и властной манере.

«Сирота 55» - прекрасный пример, когда Доктор была близка к тому, чтобы сломать четвертую стену, читая лекцию людям о том, что природу нужно беречь. «Доктор кто» всегда был довольно политичен и социален, но обычно посыл зрителям доносили немного более творчески.

-9

Медленное расхаживание было основной проблемой в недавних историях «Доктора кто». Дэвис и Моффат подчеркивали, что Доктор – человек действия, и даже когда он читал лекцию своим спутникам, он был в движении – либо шел на большой скорости, либо яро жестикулировал.

Однако это были не просто притворства. Динамичная картинка поддерживала повествовательный импульс, предотвращая скучные монологи, из-за которых история останавливалась. В историях Чибналла, напротив, картинка обычно устойчива и стабильна, а камера часто фокусируется на лице Доктора, когда она стоит неподвижно и говорит. Такой подход нарушает вовлеченность, выделяя поучительные лекции из общей истории.