Почти французский детектив с Сергеем Никоненко на базе киностудии «Таджикфильм»
Железнодорожным детективом «Дополнительный прибывает на второй путь» киностудия «Таджикфильм» может по праву гордиться. И хотя это кино снято для телевидения, «Дополнительный» – яркое доказательство того, что в огромной базе телефильмов все-таки можно обнаружить вот такие маленькие жемчужины.
Майор транспортной милиции Денисов едет в отпуск. Но по дороге прямо в поезде обнаружен труп. Отпуск остается маячить где-то на горизонте, а пока нужно расследовать, кто жертва, кто убийца, не покинул ли он этот вагон и вообще как-то разобраться. В помощь Денисову (обаятельный Сергей Никоненко, немного меланхоличный и уставший от всей этой милицейской рутины и свидетелей, которые морочат голову) отправляется капитан Курбатов из таджикского уголовного розыска (его играет сорежиссер фильма Сайдо Курбанов). Все подозревают всех, многие нервничают, и только следователи пьют кефир, едят сметану и сохраняют спокойствие.
Повесть «Дополнительный прибывает на второй путь» написал мастер транспортного детектива Леонид Словин, который сам проработал следователем в милиции больше 20 лет, а милиционер Денисов у него появляется в 16 книгах. Эту экранизацию часто сравнивают с Агатой Кристи благодаря похожей, очень знакомой драматургии, когда есть ограниченный круг лиц, и только в финале выясняется, кто же убийца на самом деле.
Однако это не столько «Убийство в Восточном экспрессе», когда все театрально выпучивают глаза и нарочито напрягают все мимические мышцы лица, сколько «Убийцы в спальных вагонах» в духе более социальных и приближенных к действительности фильмов Коста-Гавраса или Жан-Пьера Мельвиля, со своим собственным стилем, лирикой и налетом необъяснимой грусти.
Ведь в основе «Дополнительного» – не просто убийство ради убийства и эффектного финала с разоблачением, а экономическое преступление, когда уголовщина причудливым образом сплелась с воровством и финансовыми махинациями. Авторы фильма Курбанов и Валерий Ахадов, оба ученики замечательного Ефима Дзигана, фактически проводят ликбез по теневой экономике большой страны – той экономике, которая эту большую страну и погубила.
Фоном – классная операторская работа Ростислава Пирумова и работа художника-постановщика Владимира Салимова, которые творят чудеса в замкнутых пространствах спального купе, чередуя знакомые интерьеры поезда дальнего следования с красивыми пейзажами полей, рек, деревень, короткими остановками на вокзалах и станциях и монотонной железной дорогой. Настроения добавляет музыкальная тема Фируза Бахора в самых разных аранжировках, от типичной киношной эстрады до атмосферного джаза.
Вообще ситуация эта кинематографична сама по себе, когда разные люди разных идентичностей – возраста, национальности, пола, взглядов и так далее – куда-то едут на поезде в ночи, а тут еще и убийство! Ну а мотив сыщика в отпуске – это отдельная интересная тема в кино, вспомнить хотя бы «Частное лицо» с Кузнецовым, который отправился с женой на море, а пришлось расследовать убийство, или Брюса Уиллиса в «Крепком орешке», который поехал к жене на Рождество, а там – террористы и злодей-Годунов.
Приятного просмотра! Добавляйте в комментарии ваши любимые фильмы про поезда! Читайте также о другом железнодорожном фильме – «Магистраль» (1982). Продолжение следует...