Найти тему
Записки театралки

Балет Кировского театра. Елена Люком

Да-да, Елена Люком танцевала в Кировском театре, хотя начинала свою карьеру ещё в царские времена :) Она училась у Михаила Фокина, и была зачислена в Мариинский театр в 1909 году.

Очень жаль, что не сохранились хотя бы коротенькие видеокадры, запечатлевшие танец этой балерины. Она ушла со сцены в 50 лет.

Прощальный бенефис артистки был назначен на 23 июня 1941 года. Бенефис состоялся, но по вполне понятным причинам чествование Елены Люком прошло за закрытым занавесом.

Об этой удивительной артистке сохранились многочисленные воспоминания её коллег и зрителей. Ольга Розанова написала о ней замечательную книгу:

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

При желании в сети можно найти сведения о творческом пути Елены Люком.

Почему я решила вспомнить балерину, которую никогда не видела на сцене, и не видела даже записей с её участием?

Дело в том, что в многочисленных воспоминаниях бывших её коллег, а также зрителей Елена Люком предстаёт совершенно удивительным человеком и необычайно одарённой танцовщицей и актрисой, и все пишут о ней с большой теплотой.

Сейчас многие имена, бывшие когда-то популярными, забыты :( И мне очень хочется, чтобы имя Елены Люком помнили!

Впервые я узнала о Елене Люком, прочитав книгу Татьяны Вечесловой "Я - балерина". Вечеслова рассказывала о выдающихся парах Ленинградского театра оперы и балета: Люком-Шавров, Мунгалова-Гусев и Уланова-Сергеев.

"...перед моими глазами встаёт.. настоящий дуэт, воспоминание о котором я храню многие годы: Люком и Шавров в балете "Дон Кихот". Знаменитое Pa de deux! Кто его не танцевал! ... Огромное впечатление, пережитое мною ещё девочкой, живо до сих пор. Это был не просто танец, демонстрирующий виртуозную технику. Это был гимн счастью.
... Стремительно пробегала Люком по сцене и вдруг замирала в руках Шаврова в легком, воздушном арабеске. Отчаянно и доверчиво бросалась она в рискованные поддержки, вызывая восторг зрительного зала. Пролетала по диагонали в пируэтах, внезапно останавливалась, и быстрые, внимательные руки Шаврова берегли её.
... У Люком была огромная фантазия и интуиция, она заражалась "сама от себя"; своей артистической наполненностью она помогала и партнёру.
... Люком и Шаврову многие пытались подражать, но то, что было заложено в них, рождено ими, принадлежало только им".

Потом я с большим интересом прочитала воспоминания бывшего артиста Кировского театра Михаила Михайлова "Молодые годы ленинградского балета". Автор посвятил Елене Люком целую главу. Приведу несколько цитат.

"Редко можно встретить среди величин балетного мира людей, которые до такой степени были лишены актёрского самодовольства".
"Танцуй она тогда, когда кино ловит даже краткий миг актёрского вдохновения, вероятно, такого словесного портрета и не понадобилось бы. Но, увы, Люком, чье творчество было так подвластно мгновениям, не могла, фотографируясь с долгой выдержкой, зафиксировать посещавшие её в танце озарения...
Люком не была балериной от рождения, как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева.
... Ничего необычного во внешности, разве только миловидность облика. Чуть ниже среднего роста, хрупкая, пропорционально сложенная фигурка. Грёзовского типа голова, приятное, с мягкими чертами лицо, обрамлённое легкими как пух волосами, подстриженными по моде двадцатых годов.
Единственное, что поражало, это глаза, голубые, окаймленные длинными ресницами. Из глубины их струилась необыкновенная чистота, теплота души, проглядывала детская трогательная беззащитность".

У Михайлова можно прочитать подробный рассказ о Жизели Люком. Он сравнивает её трактовку роли с трактовкой Спесивцевой (боже мой, как много он видел, как много знал! :)) "Спесивцева жила в предощущении трагедии, Люком - в ожидании счастья, и в том был свой драматизм".

В книге Юрия Гамалея "Мариинка и моя жизнь" читаем:

В 1938 году... я увидел в "Эсмеральде" Люком.... Люком глубоко тронула меня своим актёрским мастерством. То, как играла Люком Эсмеральду, было совершенно непохоже ни на Вечеслову, ни на Иордан. Прежде всего Люком не играла цыганку, что явно ощущалось у Вечесловой. Люком играла девушку, подругу нищих.
... Прощая Люком техническую неуверенность и отсутствие виртуозности, я понял, что увидел уникальную игру в балете, и подумал о том, что эта уникальность не передастся никому, а умрёт вместе с уходом Люком со сцены."

Эсмеральда. Фото из открытых источников.
Эсмеральда. Фото из открытых источников.

Как интересно было всё это читать! Мне даже казалось, что я вижу эту уникальную актрису на сцене :)

И совершенно неожиданно в книге Габриэлы Комлевой "Танец - счастье и боль" я снова встретила упоминание о Елене Люком. Дело в том, что первым мужем Комлевой был Александр Шавров - сын Бориса Шаврова. Борис Шавров много лет прожил с женой - Александрой Блатовой, известной артисткой балета. Это были очень разные люди.

"Александра Николаевна отличалась темпераментом и "душой нараспашку"... Борис Васильевич, напротив, был предельно сдержан, даже скрытен, иногда почти чёрств".

Комлева пишет, что Шавров "вышколенностью, манерами, даже обликом казался принадлежащим совсем другой эпохе". И вдруг мы читаем:

"ни словом не обмолвился Шавров о своих нежных чувствах к Е.М.Люком: об их длительном и трудном романе в театре ходили легенды. Он лишь с уважением говорил о редком таланте этой артистки и о совместных выступлениях с нею. И только. А чувство, и глубокое, было. Сомнения развеялись после того, как я случайно увидела его в театре на панихиде. Умерла Люком. Шавров, уткнувшись в огромный букет белоснежных лилий - таких, что были в "Жизели", - прятался на лестнице за створкой двери и в голос рыдал, не мог заставить себя подойти к гробу..."

Нигде, кроме книги Комлевой, я не читала о романе Люком и Шаврова (балерина была старше партнёра на 9 лет), и вдруг - такое откровение!

Елена Люком много лет после ухода со сцены работала педагогом-репетитором в родном театре. Она написала книгу "Моя работа в балете" (об этом упоминается у Розановой). Найти бы эту книгу!

Эта уникальная балерина ушла из жизни в 1968 году.

Спасибо всем, кто дочитал этот пост до конца!