Найти тему
РОКЛЯ

Синий рейтинг

Оглавление

Рейтинг студийных альбомов петербургской группы Сплин, которую справедливо называют последней легендой русского рока, составлен по тем же принципам, что и опубликованные ранее Фиолетовый рейтинг альбомов Deep Purple, и Алый рейтинг творений Iron Maiden: рассматриваются только студийные альбомы, которые расположены в убывающем порядке согласно проверенным временем, но при этом совершенно субъективным взглядам автора, и по трем группам: шедевры, сильные, спорные.

1. Гранатовый альбом (1998)

обложка альбома
обложка альбома

Как и в случае с Deep Purple, автор вынужден констатировать: "Гранатовый альбом" - это тот редкий случай, когда мое мнение насчет лучшего альбома группы совпадает с мнением большинства.

На этой пластинке гармонично соединилась эпоха 1980-х, с ее традициями лучших лет русскоязычного рока, и эпоха 1990-х с их интереснейшими альтернативными влияниями. Такой концентрации хитовости, глубины, яркости аранжировочных находок и зрелой поэзии, в сочетании с ее краткостью и образностью, на одном альбоме, может позавидовать большинство исполнителей.

К похвалам в адрес альбома нельзя не добавить сильнейший состав, его записавший, стильное и плотное, но при этом прозрачное звучание, и выразительную, сразу запоминающуюся обложку.

В данном рейтинге логично было обратить внимание на 8-минутную композицию "Мария и Хуана" - по словам Александра Васильева, "песню о лесбийской любви", и, по словам же маэстро, песню, из которой вышел весь следующий альбом коллектива.

О значении альбома упоминается в обзоре "Сплин-Блин".

2. "Альтависта" (1999)

обложка альбома
обложка альбома

"Альтависта" - это прекрасный пример зрелых исканий, когда, не желая топтаться на месте, перезаписывая одно и то же, в ключе уже найденного звучания, группа смело пускается в эксперименты, но они осознанны и интересны, а потому успешны.

Другое звучание, иной подход к созданию композиций, новый состав и обложка в духе самого материала интригуют и не оставляют равнодушным и спустя почти четверть века после записи альбома.

Из альбома очень сложно выделить какую-то отдельную композицию, так как его музыкальная ткань представляет из себя практически единое целое.

3. "Раздвоение личности" (2007)

обложка альбома
обложка альбома

Тройку шедевров группы завершает альбом, на котором Сплин, словно сбросив с себя инерцию и усталость предыдущих лет, вернулись с новой силой, практически записав концептуальный альбом, в котором яркая и емкая поэзия прекрасно сочетается с динамичными, ломаными музыкальными рисунками, создавая специфическое напряжение и приковывая к себе внимание практически все время звучания пластинки.

Единственный недостаток альбома - несколько проходных песен, и так встречающихся, впрочем, почти на всех альбомах, выпущенных на CD.

Непростая история создания альбома была описана в обзоре "Сплин, 2006".

4. "Коллекционер оружия" (1996)

обложка альбома
обложка альбома

Список сильнейших альбомов Сплина открывают ранние альбомы группы.

Из трех ранних записей группы на первое место стоит поставить "Коллекционер оружия", второй студийный альбом группы. Гениальное сочетание альтернативной рок-музыки, образной, околосказочной поэзии и общая атмосфера делают альбом неповторимым и запоминающимся.

Обзор альбома сделан в публикации "Черный цвет сказок".

5. "Фонарь под глазом" (1997)

обложка альбома
обложка альбома

Третий альбома Сплина, как мне кажется, немного уступает предшественнику, представив чуть более простой, хитовый и разнообразный материал, встречая нас, к тому же, посредственной обложкой.

Но можно понять и тех, у кого этот альбом самый любимый: запись получилась очень яркой, насыщенной мелодиями и настроениями, массой интересных поэтических и аранжировочных находок.

Обзор альбома сделан в публикации "Фонарь под глазом как диагноз".

6. "Пыльная быль" (1994)

второй вариант обложки альбома
второй вариант обложки альбома

Дебютный альбом группы обладает наивностью, характерной почти для всех дебютников, но эта наивность - очаровательная, сочетающая подростковый романтизм и максимализм, а также впечатляющие музыкальные и поэтические искания.

Альбом упоминается в обзоре "Дебютник".

7. "Реверсивная хроника событий" (2004)

обложка альбома
обложка альбома

"Раздвоению личности" предшествовал очень сильный альбом, в котором мощные номера вроде "Семь восьмых", "Лабиринт" или "Бериллий" скрепляются воедино экспериментальными номерами, такими как "Человек и дерево" и "Люди на ладони", и столь редкими для группы инструментальными композициями, такими как "Океан" или "Паровоз".

Единственные недостатки альбома - наличие проходной "Урок географии" (сразу же, ввиду интеллектуальной ненагруженности, взятой на радио), и зачем-то включенная в альбом и записанная с группой "Романс", и первоначально записанная Александром Васильевым для своего сольного альбома "Черновики" (2004). Эта хорошая песня, сразу полюбившаяся многим поклонникам (в основном, женского пола), на мой взгляд, не особенно вписывается в альбом.

8. "Резонанс часть 2" (2014)

обложка альбома
обложка альбома

На дилогии "Резонанс" (2014) Сплин, похоже, посетило вдохновение: яркие мелодии, разнообразные аранжировки, образная поэзия, смелые эксперименты (впрочем, не всегда удачные).

"Резонанс ч.2" мне нравится чуть больше, чем первая часть дилогии, он компактнее: песен на альбоме меньше, меньше и посредственных композиций, и кроме "Нефть" и "Пожар" все вещи так или иначе интересны.

9. "Резонанс часть 1" (2014)

обложка альбома
обложка альбома

В отличие от второй части, "Резонанс ч.1" более разнородный: динамичная "Всадник" возвращает нас во времена "Гранатового альбома", "Мороз по коже" словно осталась от "Раздвоения личности", некоторые вещи, разумеется, намекают на предыдущие пластинки, а "Рай в шалаше" открывает новые поэтические горизонты Александра Васильева.

К сожалению, целый ряд совершенно проходных песен вроде "Ай лав ю" или "Дверной глазок" снижают условный КПД альбома и делают его трудно воспринимаемым как цельное музыкальное воспроизведение.

Как-то после выхода "Резонанса" я встретил в Сети интересный отзыв, в котором две части дилогии сравнивались, по цвету обложек, с... детьми: мол, в роддоме принято синюю ленточку повязывать на платок с мальчиком, а розовую - на спеленутую девочку, вот и у альбомов настроение, мол, такое же. Только я поменял бы эти настроения местами прямо наоборот: первая часть, более жесткая и нервная, конечно, "мужская", а вторая, более мягкая и плавная - "женская". Но необычное сравнение двух альбомов дилогии по такому принципу "инь-янь", конечно же, очень интересное.

10. "25 кадр" (2001)

обложка альбома
обложка альбома

Шестой альбом группы, явно уступающий первым пяти пластинкам группы, в оправдание которого можно сказать одно: невозможно все время выпускать шедевры. "25 кадр" - это и неизбежный спад, и поиск.

По большому счету, весь нынешний Сплин базируется на этом альбоме. Откровенно легковесные или странные песни вроде "Мое сердце" и "Рики-Тики-Тави" здесь встречаются впервые, и будут теперь появляться на следующих альбомах почти постоянно.

И все же, причислить альбом к слабым не получается. Такие сильнейшие вещи, как "Линия жизни", "Звезда рок-н-ролла", "Совсем другой", "Пластмассовая жизнь" и "Пой мне еще", хоть и оттеняются посредственными композициями, сами по себе остаются сильными и делают альбом любимым многими - не в последнюю очередь благодаря таким радиохитам, как "Остаемся зимовать" и "Тебе это снится".

Обзор альбома сделан в публикации "В кадре".

11. "Вира и майна" (2020)

обложка альбома
обложка альбома

Последний на сегодняшний момент студийный альбом Сплина "Вира и майна" завершает список сильных альбомов группы.

Явных шедевров здесь нет, но включить в условный Top-20 лучших композиций Сплина одну-две песни с альбома сложностей не возникнет. Несомненный успех альбома - не в конкретных композициях, а в общем настроении, выборе звучания, подходе к аранжировкам. После довольно застойных для группы 2010-х, в Сплин вернулись драйв и плотный звук, яркие тексты, емкие аранжировки с сочными гитарными соло, а Александр Васильев вспомнил о своей подзабывшейся манере не хрипеть, а именно петь.

12. "Сигнал из космоса" (2009)

обложка альбома
обложка альбома

"Сигнал из космоса" открывает группу, по моему мнению слабых, или, в лучшем случае, спорных альбомов группы.

После "Раздвоения личности" у группы Сплин стабилизировался состав (которые существует и поныне, готовясь в январе 2022 отметить свое 15-летие), однако после двух подряд сильных пластинок я не ждал еще одной сильной работы, и не ошибся: "Сигнал из космоса" разнороден, затянут, местами откровенно слаб и странен, плюс имеет совершенно невыразительную обложку.

Из явных удач стоит отметить, пожалуй, такие вещи, как "Настройка звука", "3007", "Камень" и "Письмо".

В сентябре 2009 волею судеб я оказался на пресс-конференции Александра Васильева, которая проходила в клубе 16 тонн и была посвящена выходу нового альбома. Читателям и подписчикам канала, возможно, будет интересно ознакомиться с выдержками из отчета об увиденном и услышанном, написанным мной "по горячим следам" после мероприятия:

Новый альбом Сплина я ждал с опасением, что это будет очередной уход в «мажор». «Только бы не хуже Новых людей»—загадывал я, и был прав, поскольку опасения оправдались...
Если первые новые песни, которые пелись еще на концертах 2008-го—Ковчег и 3007-й год были, так скажем, удовлетворительными (и кроме того, оставшимися с сессий Раздвоения личности), то следующие презентации на радио (бессмысленно-тупая Больше никакого рок-н-ролла), на сайте группы и Вк (Дыши легко и Без тормозов), сделали ожидание тревожным и скучным, а не радостным и захватывающим. Презентация нового альбома в Олимпийском не наводила на хорошие мысли, а окончательно «добили» обложка альбома и… пресс-конференция, посвященная его выходу.
На сцене возвышался высокий табурет, на который и взобрался Васильев. Так как вопросов не было, и специальная тетка призывала их задавать, Васильев сыграл в общей сложности 4 песни с нового альбома—предсказуемых и одинаковых, позитивных и скучных (только в Камне прозвучал некоторый минор). Играл на знакомой желтой акустике, которая звучала потрясающе…
Вопросы же публики были интересные, вот некоторые с ответами: Песни альбома несколько мажорные—Ну да, растет сын и куча положительных эмоций… Название наталкивает на вопрос об этом сигнале—Ну, он был сверху, оттуда, а название для детей, чтобы и им понравилось. Что больше на вас влияет—русский рок или английская альтернатива?—Это как раз и есть Раздвоение личности, «фифти-фифти». Отношение к Москве—Ну что, большой маркет… А в Питере комфортно, но одна только студия—мы заранее договорились и записались, и вообще альбом записали и свели легко. Как Вам удается сохранять душевное равновесие?—Вот смотри, я еле сижу на этой табуретке, вот также и с равновесием. Исходя из обложки, Сплин—это транслятор или передатчик сигнала, о котором говорится?—Интересный вопрос, наверное, когда как. А не хочется ли сделать что-нибудь в стиле русского шансона?—Знаете, шансон это что-то такое, отчего сразу хочется сменить канал, наверное нет, был романс—и хватит. Отношение к скачиванию и покупке альбомов? — И то, и другое в принципе нормально, ведь и мы в молодости переписывали друг у друга ленты бесплатно, а хороший альбом хочется купить и поставить на полку так же, как и хорошую книгу.
Все мероприятие длилось минут 30-40, Васильев откланялся, и у меня осталось чувство, что старого доброго Сплина не только нет, но и уже никогда не будет. Впрочем, были и плюсы: я услышал Васильева в акустике, в непринужденной обстановке, избавился от хлопот разочаровываться и тратиться на диск и концерты, да и, в конце концов, просто развеялся сентябрьским теплым деньком.
Дома я достал коньяк и напился в одиночку...

13. "Ключ к шифру" (2016)

обложка альбома
обложка альбома

Альбом, как после первого прослушивания, так и спустя пять лет, оставляющий стойкое впечатление сырости, непродуманности и незавершенности.

На пластинке есть сильные песни: "Пирамиды", "Окраины", "Кит", "Храм", "Земля уходит из-под ног", - но при прослушивании их не получается отделаться от мысли, что над ними стоило поработать больше, сделав тексты более отточенными, вокал более ярким, а аранжировки - более драйвовыми. Да и обещанного "тайного послания" в альбоме так и не нашлось...

14. "Новые люди" (2003)

обложка альбома
обложка альбома

Крайне слабый альбом, особенно бледно выглядящий на фоне предшествующих, первых шести пластинок группы. Из всего записанного материала я выделил для себя только "Северо-Запад" и "Валдай". Хороша и обновленная версия старой песни, "Альтависта (другая точка зрения)".

15. "Обман зрения" (2012)

окончательный вариант обложки альбома
окончательный вариант обложки альбома

"Обман зрения" - это типичный Сплин 2010-х: с потерей ориентиров, драйва 1990-х, тусклыми текстами и слабыми аранжировками. Вдобавок, именно на этом альбоме впервые вовсю проявилась новая и очень странная манера вокализации от Александра Васильева: от темброво-насыщенного, харизматичного вокала 1990-2000-х, фронтмен почему-то полностью отошел, и стал петь голосом то ли нарочито прокуренным, то ли сильно простуженным, то ли случайно сорванным...

Явный успех альбома - "Дочь самурая", но вот, слушая остальные композиции, так и хочется воскликнуть: "Как скучно!", так как фрагментарных успех в остальных номерах положения не спасает.

Первоначальный вариант обложки предложил клавишник группы Николай Ростовский, но лидер коллектива решил по-другому.

16. "Встречная полоса" (2018)

обложка альбома
обложка альбома

"Встречная полоса" встретила просто отличной обложкой. Лично у меня обложка альбома - одна из любимых из всех релизов группы.

Увы, на этом успехи альбома почти заканчиваются: "Встречная полоса" - самый безмузыкальный, безыдейный и попросту бессодержательный альбом группы Сплин. К его успехам я бы отнес заглавную песню, а также "На утро" и "Шаман", но от остальных вещей, особенно таких, как "Шпионы" и "Булгаковский марш", хочется то ли смеяться, то ли плакать...

Один обозреватель высказался в Сети об альбомах Сплина 2010-х как об "усиленном декорировании пустоты", и, по большому счету, он прав. В первую очередь это относится к альбому "Встречная полоса", на котором Сплин достигли наибольшей глубины своего творческого падения.

Синий цвет в эзотерической традиции символизирует сбалансированность, жизненную силу, мужское начало и разум, а в духовных исканиях - уход в себя и стремление к познанию истины. Все это можно найти в песнях замечательной рок-группы Сплин.

Автор благодарит читателей и подписчиков канала РОКЛЯ за внимание к мысленно расставленным мной на полке, согласно своему усмотрению, книжкам с синим оттенком, а также вновь просит уважаемых комментаторов учитывать, что любой рейтинг и выражение вкусов - исключительно субъективное явление.